'
Иванова Т.С.
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
в работе представлены факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание детей. Представлены понятия школа и семья, как одни из первых и основополагающих институтов социализации человека, на который возложена обязанность формирования социальной направленности личности
Ключевые слова:
институт, воспитание, духовность, нравственность
УДК 37
Иванова Т.С.
магистрант
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
(г. Саратов, Россия)
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА
КАК ИНСТИТУТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация: в работе представлены факторы, влияющие на духовно-нравственное воспитание детей. Представлены понятия школа и семья, как одни из первых и основополагающих институтов социализации человека, на который возложена обязанность формирования социальной направленности личности.
Ключевые слова: институт, воспитание, духовность, нравственность.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей на данный момент продолжает оставаться одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Состояние общества, его нравственность, обоснованно полагается в качестве одного из главных показателей его благополучия.
Подростковой социализации препятствует, следи всего прочего, перестановка нравственных ценностей, что приводит к проблемам в адаптации к самостоятельной жизни, когда у человека отсутствуют собственные идеалы. Другим фактором является неправильное воспитание, разобщенность в семье. Семье и педагогам надлежит прилагать усилия, чтобы направить ребенка на правильный путь.
Первостепенным моментом процесса социализации является образование как обладающей собственной целью непрерывный процесс, в которое передаются знания и опыт одного поколения другому. Его важной частью является духовно-нравственное воспитание. Так почему же именно школа должна стать тем социальным институтом, на который будет возложена почетная обязанность духовно-нравственного воспитания личности, ведь помимо нее существует еще как минимум один важнейший социальный институт формирования личности – это семья.
Семья является первичным институтом социализации и важнейшим фактором формирования личности ребенка вследствие создания особых психолого-педагогических условий. В зависимости от социальной обстановки в семейном воспитании доминирующими являются те или иные методы и факторы, от которых во многом зависит ориентация ребенка в жизни.
Отношения в семье играют колоссальное роль в духовно-нравственное становлении детей любого возраста. Разрушение семейных уз, недостаток любви в отношениях между родителями и детьми – это одна из основных причин появления педагогически запущенных, трудных детей.
Таким образом, современное семейное воспитание испытывает некоторый кризис, наблюдается тенденция снижения роли семьи в воспитании ребенка в силу различных причин. Увеличивается количество детей, которые растут в неполных семьях, и это становится нормой. Это огромный стресс для психики ребенка, негативно сказывающийся на его развитии.
Нужно обратить внимание и на то, что слабая родительская психологическая вовлеченность родителей в дело воспитания ребенка, часто выражается в перекладывания родительских обязанностей на учителей: отсутствие у родителей желания принимать участие в процессе образования и воспитания собственного ребенка, посещать школьные собрания и собрания в рамках класса, школьные мероприятия.
Самым важным инструментом для педагогической поддержки развития человека и гражданина в духовно-нравственном аспекте будет общеобразовательная школа. Она стремится выстроить отношения партнерства с прочими субъектами социального, принимающими участие в воспитании ребенка.
Школа – это тот единственный социальный институт, через который проходят все граждане нашей страны. Школа, как и семья, остается одним из первых и основополагающих институтов социализации человека, на который возложена обязанность формирования социальной направленности личности.
Содержание воспитательного процесса в школе группируется вокруг базовых духовно-нравственных ценностей, передающихся из поколения в поколение. Важную роль продолжают играть искусство, литература, история, мировая художественная культура. Необходима ориентация школьных внеурочных занятий на ценности, лежащие в основе любого общественного устройства, будь то Родина, семья и другие Отражены они и в деятельности кружков, школ искусств, секций и других форм
«Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Вызревании в юных сердцах устремленности к Истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему Отечеству, его истории и культуре – все это должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний», – говорится в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом еще в 2000 году.
Это означает, что обращение к ценностям Православия, изучение культуры этой религии в школьных занятиях является действенным фактором в воспитании действительно нравственного поколения.
Широкий пласт информации о мире, материальных и духовных ценностях, нормах и правилах поведения в обществе передают учителя в образовательных организациях.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание – это не просто очередное веяние педагогической моды, а абсолютно необходимый вид воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Иванова Т.С. СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА КАК ИНСТИТУТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 335 - 338. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8607 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*