'
Гладилина А.О.
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ *
Аннотация:
в статье представлено исследование нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования, проанализированы результаты данных исследований, сделан вывод об уровне нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования
Ключевые слова:
нравственность, нравственные отношения, инклюзивное образование, младшие школьники
УДК 37
Гладилина А.О.
студентка
Институт специального образования и психологии
Московский городской педагогический университет
(г. Москва, Россия)
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье представлено исследование нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования, проанализированы результаты данных исследований, сделан вывод об уровне нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: нравственность, нравственные отношения, инклюзивное образование, младшие школьники.
Воспитание нравственных взаимоотношений является одной из главных задач инклюзивного образования. Эта задача заключается в том, чтобы обучать детей взаимовыручке, быть добрыми, терпимыми, уважительными и ответственными.
Анализ исследований и практического опыта формирования нравственных отношений обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного класса позволил выявить противоречия между актуальностью и социальной значимостью проблемы и недостаточной ее разработанностью, в первую очередь с точки зрения практического материла, полезного педагогам инклюзивных классов.
Для проведения исследования нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образование, было использовано несколько методик, такие как: 1) Методика «Диагностика этики поведения» (А. И. Шемшурина); 2) Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов).
Исследование проходило в ГБОУ г. Москвы «Школа №962».
В ходе эксперимента были задействованы три класса начальной школы (2 «п», 3 «п» и 3 «р» класс), что составило 51 человек. В каждом классе было по 2 ребенка с ОВЗ (ЗПР и с нарушением речи). Во втором классе приняло участие 17 детей, в третьем «п» – 19 детей, в третьем «р» – 15 детей.
Нравственные отношения состоят из главных характеристик. Это поведение, эмпатия и взаимопонимание.
Выделенные характеристики формирования нравственных отношений определяются в качестве оценки предмета эмпирического исследования, так как они раскрывают основы нравственных отношений.
Целью экспериментального исследования явилось определение характеристики поведения детей младшего школьного возраста в инклюзивном образование, исследование уровня эмпатии и взаимопонимания.
По результатам методики: «Диагностика этики поведения» (А.И. Шемшурина) проведенной во 2-ом классе были получены следующие результаты: 1) Среднее количество положительных ответов – 65%; 2) Среднее количество отрицательных ответов – 35%
Данные ответы говорят нам о том, что уровень этики поведения во 2 «п» классе выше среднего показателя.
После анализа ответов в 3 «п» классе, были получены такие результаты: 1) Среднее количество положительных ответов – 67%; 2) Среднее количество отрицательных ответов – 33%
Уровень этики в 3 «п» классе так же составляет выше среднего.
После проведения методики в 3 «р» классе, были получены результаты: 1) Среднее количество положительных ответов - 56%; 2) Среднее количество отрицательных ответов - 44%
Хоть и результаты, полученные после проведения методики в 3 «р» классе ниже, чем в других, но они также выше среднего значения.
На основе полученных данных сравним суммы положительных и отрицательных ответов по классам. (см. рис. 1, 2)
Рисунок 1 - количество положительных ответов по классам (%)
По данной диаграмме видно, что больше всех положительные ответы дали дети из 3 «п» класса (67%), а меньше остальных из 3 «р» класса (56%).
Рисунок 2 – количество отрицательных ответов по классам (%)
По данной диаграмме видно, что больше всех отрицательные ответы дали дети из 3 «р» класса (44 %), а меньше остальных из 3 «п» класса (33%).
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что школьники имеют средние показатели по развитию взаимопонимания, эмпатии. Это говорит, о том, что нравственные отношения между школьниками находятся на недостаточном уровне.
Таким образом, формирование нравственных отношений у младших школьников является актуальной и важной задачей для современной педагогики. Для ее решения необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя эмпирический, психологический и педагогический подходы. Эффективность такого подхода может быть обеспечена созданием благоприятных условий для развития нравственности, проведение систематических занятий по развитию нравственности и эмоциональной компетентности, укреплением партнерства между педагогами, семьями и специалистами по включению, и использованием эффективных методов обратной связи и поддержки детей в процессе развития их нравственных навыков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Гладилина А.О. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 314 - 318. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8603 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*