'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 54

Просмотры  85 просмотров

Гладилина А.О.

  


ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ *

  


Аннотация:
в статье представлено исследование нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования, проанализированы результаты данных исследований, сделан вывод об уровне нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования   

Ключевые слова:
нравственность, нравственные отношения, инклюзивное образование, младшие школьники   


УДК 37

Гладилина А.О.

студентка

Институт специального образования и психологии

Московский городской педагогический университет

 (г. Москва, Россия)

 

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Аннотация: в статье представлено исследование нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования, проанализированы результаты данных исследований, сделан вывод об уровне нравственных взаимоотношений младших школьников в условиях инклюзивного образования.

 

Ключевые слова: нравственность, нравственные отношения, инклюзивное образование, младшие школьники.

 

Воспитание нравственных взаимоотношений является одной из главных задач инклюзивного образования. Эта задача заключается в том, чтобы обучать детей взаимовыручке, быть добрыми, терпимыми, уважительными и ответственными.

Анализ исследований и практического опыта формирования нравственных отношений обучающихся младшего школьного возраста в условиях инклюзивного класса позволил выявить противоречия между актуальностью и социальной значимостью проблемы и недостаточной ее разработанностью, в первую очередь с точки зрения практического материла, полезного педагогам инклюзивных классов.

Для проведения исследования нравственных взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образование, было использовано несколько методик, такие как: 1) Методика «Диагностика этики поведения» (А. И. Шемшурина); 2) Методика «Диагностика уровня эмпатии» (И. М. Юсупов).

Исследование    проходило в ГБОУ г. Москвы «Школа №962».

В ходе эксперимента были задействованы три класса начальной школы (2 «п», 3 «п» и 3 «р» класс), что составило 51 человек. В каждом классе было по 2 ребенка с ОВЗ (ЗПР и с нарушением речи). Во втором классе приняло участие 17 детей, в третьем «п» – 19 детей, в третьем «р» – 15 детей.

Нравственные отношения состоят из главных характеристик. Это поведение, эмпатия и взаимопонимание.

Выделенные характеристики формирования нравственных отношений определяются в качестве оценки предмета эмпирического исследования, так как они раскрывают основы нравственных отношений.

Целью экспериментального исследования явилось определение характеристики поведения детей младшего школьного возраста в инклюзивном образование, исследование уровня эмпатии и взаимопонимания.

По результатам методики: «Диагностика этики поведения» (А.И. Шемшурина) проведенной во 2-ом классе были получены следующие результаты: 1) Среднее количество положительных ответов – 65%; 2) Среднее количество отрицательных ответов – 35%

Данные ответы говорят нам о том, что уровень этики поведения во 2 «п» классе выше среднего показателя.

После анализа ответов в 3 «п» классе, были получены такие результаты: 1) Среднее количество положительных ответов – 67%; 2) Среднее количество отрицательных ответов – 33%

Уровень этики в 3 «п» классе так же составляет выше среднего.

После проведения методики в 3 «р» классе, были получены результаты: 1) Среднее количество положительных ответов - 56%; 2) Среднее количество отрицательных ответов - 44%

Хоть и результаты, полученные после проведения методики в 3 «р» классе ниже, чем в других, но они также выше среднего значения.

На основе полученных данных сравним суммы положительных и отрицательных ответов по классам. (см. рис. 1, 2)

 

Рисунок 1 - количество положительных ответов по классам (%)

По данной диаграмме видно, что больше всех положительные ответы дали дети из 3 «п» класса (67%), а меньше остальных из 3 «р» класса (56%).

 

Рисунок 2 – количество отрицательных ответов по классам (%)

По данной диаграмме видно, что больше всех отрицательные ответы дали дети из 3 «р» класса (44 %), а меньше остальных из 3 «п» класса (33%).

 

Из полученных данных можно сделать вывод о том, что школьники имеют средние показатели по развитию взаимопонимания, эмпатии. Это говорит, о том, что нравственные отношения между школьниками находятся на недостаточном уровне.

Таким образом, формирование нравственных отношений у младших школьников является актуальной и важной задачей для современной педагогики. Для ее решения необходимо использовать комплексный подход, включающий в себя эмпирический, психологический и педагогический подходы. Эффективность такого подхода может быть обеспечена созданием благоприятных условий для развития нравственности, проведение систематических занятий по развитию нравственности и эмоциональной компетентности, укреплением партнерства между педагогами, семьями и специалистами по включению, и использованием эффективных методов обратной связи и поддержки детей в процессе развития их нравственных навыков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алиева Г.М. Игровая деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ Алиева Г.М. Махачкала, 2008 - 21 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2008 - 671 с.
  3. Давыдова, Л.Н. Динамика нравственного развития младших школьников в условиях инклюзивного образования: региональный опыт [Текст]/ Л.Н. Давыдова // Психологическая наука и образование: научный журнал. – М., 2011 – №1.– C. 93-102
  4. Зайцев Д.В. Концепция инклюзивного образования инвалидов [Текст]// Образование для всех: политика и практика инклюзии. Саратов: Научная книга, 2008.-С. 325-335.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гладилина А.О. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 314 - 318. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8603 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8603



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.