'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 53

Просмотры  76 просмотров

Георгиева А.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в работе описывается этапы развитие навыка общения у детей с ОВЗ в современной школе является задачей современного педагога, который в рамках обучения ребёнка в школе должен организовать такую среду, которая позволит ему не только научиться общаться, но и применять навыки общения в жизни, в новых ситуациях и с новыми людьми   

Ключевые слова:
общение, младший школьный возраст, инклюзия, нарушение зрения, образование   


УДК 627.7

Георгиева А.В.
студентка

Институт специального образования и психологии

Московский городской педагогический университет

(г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в работе описывается этапы развитие навыка общения у детей с ОВЗ в современной школе является задачей современного педагога, который в рамках обучения ребёнка в школе должен организовать такую среду, которая позволит ему не только научиться общаться, но и применять навыки общения в жизни, в новых ситуациях и с новыми людьми.

 

Ключевые слова: общение, младший школьный возраст, инклюзия, нарушение зрения, образование.

 

Сфера общения является одним ключевых факторов личностного роста и социального успеха любого человека. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда имеют такие же возможности для развития навыка общения и других социальных навыков, как у их сверстников.

 Таким образом, развитие навыка общения у детей с ОВЗ является не только задачей специального психолога, но современного педагога, который в рамках обучения ребёнка в школе должен организовать такую среду, которая позволит ребёнку не только научиться общаться, но и применять навыки общения в жизни, в новых ситуациях и с новыми людьми.

Целью данного исследования является изучение особенностей общения слабовидящих детей младшего школьного возраста в инклюзивном пространстве, разработать психолого-педагогические условия содержание, программу, комплекс упражнений на основе изученных данных рекомендации для исправления недостатков развития общения.

 Мы утверждаем, что преодоление трудностей в сфере общения у слабовидящих детей младшего школьного возраста возможно при создании необходимых психолого-педагогических условий:

Создание безопасной и экологичной среды в рамках образовательного процесса в инклюзивном пространстве;

Непрерывное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие личности детей, в том числе общения;

 Мультидисциплинарный подход при работе с детьми, а также тесное взаимодействие специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и учителя.

Базой исследования являлось государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «школа №2090 имени Героя Совесткого Союза Л.Х.Паперника». В данном эксперименте приняло участие два класса: 4-А и 4-Б, всего 30 детей, из которых 6 с диагнозом «слабовидящий».

В соответствии с поставленной целью были подобраны задания, направленные на выявление особенностей общения слабовидящих младших школьников: «Социометрия» автор Байкова Л.А., «Кто прав?» Цукерман Г.А.

Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, были сделаны следующие выводы, относительно особенностей сферы общения у детей с нарушением зрения:

В результате анализа результатов эксперимента, нами были сделаны следующие выводы:

Коррекционно-развивающее воздействие должно быть направлено на развитие умения обосновывать личную позицию в процессе общения, так как констатирующий эксперимент показал низкий уровень сформированности данного умения;

Воздействие должно быть направлено на формирование умения пользоваться собственным опытом в новой ситуации общения, так как при анализе результатов констатирующего эксперимента выявился этот дефицит;

Воздействие должно быть направлено на формирование умения рассматривать позицию общения с разных сторон, для разработки наиболее эффективной коммуникативной стратегии, так как результаты констатирующего эксперимента показали недоразвитие этого умения у слабовидящих школьников;

Сфера общения у слабовидящих школьников имеет свои особенности, в частности, недостаток опыта социального взаимодействия приводит к низкому социальному статусу у таких детей в группе сверстников.

Коррекционно-развивающий процесс выстроен таким образом, что за одним видом деятельности следует другой, что позволяет обогатить работу школьников, сделать ее интересной и менее утомительной.

В полном объеме на занятиях педагог проводит: беседы и дискуссии; физкультминутки; игры (словесные, деловые, подвижные, с метод. материалом, сюжетно- ролевые); расслабляющие упражнения; инсценировки; соревнования; разбор иллюстраций и наглядного материала; психогимнастические упражнения.

В работе использовалось блоки упражнений, имеющие разные задачи, тем самым, дополняя друг друга и охватывая всю сферу задач коррекционно-развивающей работы. Упражнения представлялись экспериментальной группе в рамках одного занятия вперемешку, так, чтобы оптимизировать и расширить воздействие в рамках одного занятия.

Исходя из полученных результатов на контрольном этапе эксперимента, можно сделать следующие выводы об эффективности коррекционно-развивающей работы:

  • Уровень настороженности и враждебности по отношению к коллективу снизился; дети отметили желание и готовность общаться с членами коллектива, с которыми у них до этого не было связи;
  • Дети получили меньшее количество отрицательных выборов, что говорит о росте социометрического статуса;
  • Дети более чётко формулируют свою позицию желания-не желания общения с отдельными членами коллектива.
  • Дети, получившие низкий уровень, на контрольном этапе эксперимента старались аргументировать свою позицию и рассмотреть историю с другой стороны;
  • Дети, получившие средний уровень, хорошо аргументировали свою позицию, но при этом не смогли применить свой личный опыт на истории;
  • Все дети старались применить знания и навыки, полученные в ходе коррекционно-развивающей работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абдуллина Л.С., Особенности развития коммуникативных навыков у слабовидящих детей младшего школьного возраста // МНКО. 2020. №3 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kommunikativnyh-navykov-u-slabovidyaschih-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta
  2. Крыжановская Л.С. Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ : учеб. пособие / Л.М. Крыжановская [и др.]. - М. : Владос, 2018. - 377 с.
  3. Смердова Анастасия Владимировна Формирование культуры речевого общения младших школьников // Colloquium-journal. 2019. №26 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-rechevogo-obscheniya-mladshih-shkolnikov
  4. Фуряева Т.В. Социализация и социальная адаптация лиц с инвалидностью : учеб. пособие для вузов / Т.В. Фуряева. - 2-е изд., пер. и доп. - М. : Юрайт, 2020. - 189 с. - (Высшее образование) 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Георгиева А.В. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 309 - 313. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8602 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8602



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.