'
Георгиева А.В.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
в работе описывается этапы развитие навыка общения у детей с ОВЗ в современной школе является задачей современного педагога, который в рамках обучения ребёнка в школе должен организовать такую среду, которая позволит ему не только научиться общаться, но и применять навыки общения в жизни, в новых ситуациях и с новыми людьми
Ключевые слова:
общение, младший школьный возраст, инклюзия, нарушение зрения, образование
УДК 627.7
Георгиева А.В.
студентка
Институт специального образования и психологии
Московский городской педагогический университет
(г. Москва, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в работе описывается этапы развитие навыка общения у детей с ОВЗ в современной школе является задачей современного педагога, который в рамках обучения ребёнка в школе должен организовать такую среду, которая позволит ему не только научиться общаться, но и применять навыки общения в жизни, в новых ситуациях и с новыми людьми.
Ключевые слова: общение, младший школьный возраст, инклюзия, нарушение зрения, образование.
Сфера общения является одним ключевых факторов личностного роста и социального успеха любого человека. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не всегда имеют такие же возможности для развития навыка общения и других социальных навыков, как у их сверстников.
Таким образом, развитие навыка общения у детей с ОВЗ является не только задачей специального психолога, но современного педагога, который в рамках обучения ребёнка в школе должен организовать такую среду, которая позволит ребёнку не только научиться общаться, но и применять навыки общения в жизни, в новых ситуациях и с новыми людьми.
Целью данного исследования является изучение особенностей общения слабовидящих детей младшего школьного возраста в инклюзивном пространстве, разработать психолого-педагогические условия содержание, программу, комплекс упражнений на основе изученных данных рекомендации для исправления недостатков развития общения.
Мы утверждаем, что преодоление трудностей в сфере общения у слабовидящих детей младшего школьного возраста возможно при создании необходимых психолого-педагогических условий:
Создание безопасной и экологичной среды в рамках образовательного процесса в инклюзивном пространстве;
Непрерывное коррекционно-развивающее воздействие, направленное на развитие личности детей, в том числе общения;
Мультидисциплинарный подход при работе с детьми, а также тесное взаимодействие специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и учителя.
Базой исследования являлось государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «школа №2090 имени Героя Совесткого Союза Л.Х.Паперника». В данном эксперименте приняло участие два класса: 4-А и 4-Б, всего 30 детей, из которых 6 с диагнозом «слабовидящий».
В соответствии с поставленной целью были подобраны задания, направленные на выявление особенностей общения слабовидящих младших школьников: «Социометрия» автор Байкова Л.А., «Кто прав?» Цукерман Г.А.
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, были сделаны следующие выводы, относительно особенностей сферы общения у детей с нарушением зрения:
В результате анализа результатов эксперимента, нами были сделаны следующие выводы:
Коррекционно-развивающее воздействие должно быть направлено на развитие умения обосновывать личную позицию в процессе общения, так как констатирующий эксперимент показал низкий уровень сформированности данного умения;
Воздействие должно быть направлено на формирование умения пользоваться собственным опытом в новой ситуации общения, так как при анализе результатов констатирующего эксперимента выявился этот дефицит;
Воздействие должно быть направлено на формирование умения рассматривать позицию общения с разных сторон, для разработки наиболее эффективной коммуникативной стратегии, так как результаты констатирующего эксперимента показали недоразвитие этого умения у слабовидящих школьников;
Сфера общения у слабовидящих школьников имеет свои особенности, в частности, недостаток опыта социального взаимодействия приводит к низкому социальному статусу у таких детей в группе сверстников.
Коррекционно-развивающий процесс выстроен таким образом, что за одним видом деятельности следует другой, что позволяет обогатить работу школьников, сделать ее интересной и менее утомительной.
В полном объеме на занятиях педагог проводит: беседы и дискуссии; физкультминутки; игры (словесные, деловые, подвижные, с метод. материалом, сюжетно- ролевые); расслабляющие упражнения; инсценировки; соревнования; разбор иллюстраций и наглядного материала; психогимнастические упражнения.
В работе использовалось блоки упражнений, имеющие разные задачи, тем самым, дополняя друг друга и охватывая всю сферу задач коррекционно-развивающей работы. Упражнения представлялись экспериментальной группе в рамках одного занятия вперемешку, так, чтобы оптимизировать и расширить воздействие в рамках одного занятия.
Исходя из полученных результатов на контрольном этапе эксперимента, можно сделать следующие выводы об эффективности коррекционно-развивающей работы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Георгиева А.В. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 309 - 313. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8602 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*