'
Атауллина Д.А.
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЗОРЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ *
Аннотация:
в работе рассмотрена основные подходы к проблеме понимания вербальной информации, приведено разграничение между понятиями «понимание» и «восприятие» речи, описан механизм смыслового восприятия текста
Ключевые слова:
понимание, восприятие, вербальная информация
УДК 37
Атауллина Д.А.
студент
Московский городской педагогический университет
(г. Москва, Россия)
ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ В ОБЗОРЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: в работе рассмотрена основные подходы к проблеме понимания вербальной информации, приведено разграничение между понятиями «понимание» и «восприятие» речи, описан механизм смыслового восприятия текста.
Ключевые слова: понимание, восприятие, вербальная информация.
Проблема понимания является интегральной, относящейся к психолингвистике, общей и социальной психологии.
Исследованием понимания занимались множество советских и зарубежных психологов.
В настоящее время проблема понимания особенно актуальна, потому что выявилась потребность осознанного и глубокого осмысления огромного информационного потока. Усиление динамичности, автономности и надёжности усвоения прочитанного материала учениками также связано с проблемой понимания, ведь только так возможно формирование фундаментальных и прочных знаний.
Работы многих представителей советской психологической науки, таких как В.А. Артемова [1], Л.П. Долбаева [5] и др., демонстрируют ценность, сложность и недостаточную изученность проблемы понимания.
Некоторая часть исследователей (Г.С. Костюк [10], А.А. Смирнов [14] и др.) изучают понимание как мыслительную деятельность, которая сфокусирована на решении определённых задач, стоящих перед личностью. Г.С. Костюк [10], считает, что говорить о понимании как о специфичном и отдельном от мышления, процессе будет неосновательно.
Изначально понимание подготавливается анализом, но в момент его возникновения оно становится синтезом, то есть объединением частей в целое.
С точки зрения Л.П. Доблаева [5], понимание рассматривается в качестве осознания продуктов опосредованного и совокупного отражения связей. Важно отметить, что понимание в познавательной деятельности нужно рассматривать с двух позиций: с динамической (понимание как процесс) и со статической (понимание как результат).
Под понятием вербальной информации понимаем сведения, выраженные с помощью различных форм речи: внутренней или внешней (письменной или устной).
Л.С. Выготский [3] говорил, что «речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Вероятно, под этими словами он подразумевал одну из функций речи: способ осуществления общественно-коммуникативного взаимодействия. Из этого следует, что речевую деятельность можно рассматривать как реализацию вербальной коммуникации в процессе вербального общения людей.
И.А. Зимняя [8] под пониманием речи считала результат взаимосвязи процессов мышления, памяти и восприятия.
Тем не менее, важно различать понятие «восприятие речи» и «понимание речи». Для этого необходимо обозначить их взаимосвязь друг с другом. Восприятие речи является анализом и синтезом предметных средств языка, а понимание речи, в свою очередь, - рассматривается в качестве анализа и синтеза суждений и понятий, которые отражают материальные отношения действительности и присутствуют в материальных языковых средствах.
При рассмотрении процесса восприятия и понимания речи нужно учитывать материальные языковые средства. Понимание материальных значений слов опирается на анализ и синтез при восприятии речи. А при непонимании мысли, напротив, восприятие станет синкретичным.
Множество факторов, касающихся объекта восприятия и психологических сторон субъекта восприятия, оказывают влияние на процесс понимания.
З.И. Клычниковой [9] были выделены три группы показателей понимания:
1) коммуникативные
2) логико-текстуальные
3) характеризующие психическое состояние чтеца.
Также в настоящее время исследуется влияние слова на процесс понимания текста.
Слово играет особую роль в понимании текста. По мнению многих исследователей (например, А.А. Залевской [7]), сл ово иг рает ос обую ро ль в по нимании текста. А.А. За левская [7]) пишет, что слово представляет собой такой критический элемент текста, благодаря которому можно увидеть связь означающих и означаемых, а также взаимосвязь того, что есть в текст с тем, что получено из памяти.
В психолингвистике существует множество подходов к изучению проблемы понимания текста, которые рассматривались следующими авторами: А.А. Залевской [7], И.А. Зимней [8], А.А. Леонтьевым [12] и др. С увеличением количества исследователей, занимающихся психолингвистикой, взгляд на проблему понимания текста и речи изменились.
Рассмотрим основные подходы к данной проблематике.
Ранний период развития психолингвистики: основное внимание уделяется синтаксической проблематике, связанной с развитием средств перехода от «поверхностной структуры» к «глубинной структуре». В то же время А.А. Леонтьев [12] занимается проверкой содержания «психологической реальности» построений лингвистических и логических.
В то время, когда когнитивное направление стало набирать обороты в развитии мировой науки, основное внимание начало уделяться семантике и образованию лингвистики текста и машинного создания работы интеллекта в качестве определённых сфер исследования, существовала переориентация психолингвистических экспериментов на поиск признаков, которые фокусировали понимание текста, а также на установление способов получающего текст субъекта и исследования референтивных трудностей, способов их преодоления. Можно сказать, что был осуществлен переход к стратегическим моделям и конструктивным теориям.
На данный момент есть общепринятые положения, которые учитывают большинство исследователей, работающих с пониманием текста.
Для того, чтобы процесс анализа понимания был успешным, нужно перенести акцент с психолингвистики на экстралингвистику субъекта, в ту сферу психических процессов, которые совмещены с представлением знаний у человека, с развитием знаний и особенностями того, как они хранятся и извлекаются.
К данному моменту существует множество результатов наблюдений и сведений экспериментов, которые выявили, что изначально человек обращает внимание на то, что он хочет видеть, в соответствии со своими мотивами, актуальной жизненной ситуацией, собственными целями. Умение человека основываться на различные концепции сведений о мире, с помощью которых он может ориентироваться в ситуации и может изменить её, критически рассуждать о действительности или неправдоподобности в тексте – является важным фактором понимания текста. Здесь важно отметить концепцию А.А.Залевской [7], которая говорить о том, что понимание и описание текста должно быть основано на пропозициях.
Достаточно известным является механизм смыслового восприятия, предложенный И.А Зимней [8]. Данный метод основывается на том, что опираясь на сравнение слова выдвигается решение о пропозиции, затем – решение о взаимосвязи смысловых элементов, и, в конце концов, осуществляется фаза формулирования мысли. Данная фаза содержит в себе объединение результатов перцептивно-мыслительной деятельности для того, кто слушает, и переходе его на общий смысл воспринятого сообщения.
Если говорить о более подробной схеме восприятия, то достаточно трудным будет её предложить в связи со следующими моментами.
1) Существует большой диапазон тактики восприятия самостоятельного высказывания и способа восприятия класса высказываний, который основывается на лингвистических и психолингвистических параметров класса высказываний или же данного высказывания;
2) Механизм восприятия, возможно, будет обусловлен личным опытом;
3) Определённый план восприятия будет различным при разных способах;
4) Восприятие отдельного высказывания зависит от того, как воспринимается текст в целом;
5) Эвристический принцип особенно проявляется в механизме восприятия.
Исследование проблемы смыслового восприятия текста изучается с разных сторон, в связи с тем, что она имеет отношение к решению некоторых задач как теории, так и экспериментальной практики.
На данный момент существует множество публикаций, относящихся к проблеме смыслового восприятия текста. Некоторые исследователи акцентируют своё внимание на необходимости разграничения текста, который является объектом восприятия, реципиента, т.е. субъекта восприятия, а также самого процесса восприятия [11], более точно – при исследовании понимания текста необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них при взаимодействии ряда причин в различных ситуациях.
Из всего вышесказанного следует, что в психолингвистике до сих не разработано не единого мнения о проблеме понимания речи, но также стоит сказать о продвижении современных исследователей в сферу экстралингвистики и в область психических процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Атауллина Д.А. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЗОРЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 295 - 301. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8600 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*