'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 51

Просмотры  63 просмотров

Атауллина Д.А.

  


ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЗОРЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрена основные подходы к проблеме понимания вербальной информации, приведено разграничение между понятиями «понимание» и «восприятие» речи, описан механизм смыслового восприятия текста   

Ключевые слова:
понимание, восприятие, вербальная информация   


УДК 37

Атауллина Д.А.
студент
Московский городской педагогический университет
(г. Москва, Россия)

ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ

ИНФОРМАЦИИ В ОБЗОРЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ

И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Аннотация: в работе рассмотрена основные подходы к проблеме понимания вербальной информации, приведено разграничение между понятиями «понимание» и «восприятие» речи, описан механизм смыслового восприятия текста.

 

Ключевые слова: понимание, восприятие, вербальная информация.

 

Проблема понимания является интегральной, относящейся к психолингвистике, общей и социальной психологии.

Исследованием понимания занимались множество советских и зарубежных психологов.

В настоящее время проблема понимания особенно актуальна, потому что выявилась потребность осознанного и глубокого осмысления огромного информационного потока. Усиление динамичности, автономности и надёжности усвоения прочитанного материала учениками также связано с проблемой понимания, ведь только так возможно формирование фундаментальных и прочных знаний.

Работы многих представителей советской психологической науки, таких как В.А. Артемова [1], Л.П. Долбаева [5] и др., демонстрируют ценность, сложность и недостаточную изученность проблемы понимания.

Некоторая часть исследователей (Г.С. Костюк [10], А.А. Смирнов [14] и др.) изучают понимание как мыслительную деятельность, которая сфокусирована на решении определённых задач, стоящих перед личностью. Г.С. Костюк [10], считает, что говорить о понимании как о специфичном и отдельном от мышления, процессе будет неосновательно.

Изначально понимание подготавливается анализом, но в момент его возникновения оно становится синтезом, то есть объединением частей в целое.

С точки зрения Л.П. Доблаева [5], понимание рассматривается в качестве осознания продуктов опосредованного и совокупного отражения связей. Важно отметить, что понимание в познавательной деятельности нужно рассматривать с двух позиций: с динамической (понимание как процесс) и со статической (понимание как результат).

Под понятием вербальной информации понимаем сведения, выраженные с помощью различных форм речи: внутренней или внешней (письменной или устной).

Л.С. Выготский [3] говорил, что «речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания». Вероятно, под этими словами он подразумевал одну из функций речи: способ осуществления общественно-коммуникативного взаимодействия. Из этого следует, что речевую деятельность можно рассматривать как реализацию вербальной коммуникации в процессе вербального общения людей.

И.А. Зимняя [8] под пониманием речи считала результат взаимосвязи процессов мышления, памяти и восприятия.

Тем не менее, важно различать понятие «восприятие речи» и «понимание речи». Для этого необходимо обозначить их взаимосвязь друг с другом. Восприятие речи является анализом и синтезом предметных средств языка, а понимание речи, в свою очередь, - рассматривается в качестве анализа и синтеза суждений и понятий, которые отражают материальные отношения действительности и присутствуют в материальных языковых средствах.

При рассмотрении процесса восприятия и понимания речи нужно учитывать материальные языковые средства. Понимание материальных значений слов опирается на анализ и синтез при восприятии речи. А при непонимании мысли, напротив, восприятие станет синкретичным.

Множество факторов, касающихся объекта восприятия и психологических сторон субъекта восприятия, оказывают влияние на процесс понимания.

З.И. Клычниковой [9] были выделены три группы показателей понимания:

1) коммуникативные

2) логико-текстуальные

3) характеризующие психическое состояние чтеца.

Также в настоящее время исследуется влияние слова на процесс понимания текста.

Слово играет особую роль в понимании текста. По мнению многих исследователей (например, А.А. Залевской [7]), сл ово иг рает ос обую ро ль в по нимании текста. А.А. За левская [7]) пишет, что слово представляет собой такой критический элемент текста, благодаря которому можно увидеть связь означающих и означаемых, а также взаимосвязь того, что есть в текст с тем, что получено из памяти.

В психолингвистике существует множество подходов к изучению проблемы понимания текста, которые рассматривались следующими авторами: А.А. Залевской [7], И.А. Зимней [8], А.А. Леонтьевым [12] и др. С увеличением количества исследователей, занимающихся психолингвистикой, взгляд на проблему понимания текста и речи изменились.

Рассмотрим основные подходы к данной проблематике.

Ранний период развития психолингвистики: основное внимание уделяется синтаксической проблематике, связанной с развитием средств перехода от «поверхностной структуры» к «глубинной структуре». В то же время А.А. Леонтьев [12] занимается проверкой содержания «психологической реальности» построений лингвистических и логических.

 

В то время, когда когнитивное направление стало набирать обороты в развитии мировой науки, основное внимание начало уделяться семантике и  образованию лингвистики текста и машинного создания работы интеллекта в качестве определённых сфер исследования, существовала переориентация психолингвистических экспериментов на поиск признаков, которые фокусировали понимание текста, а также на установление способов получающего текст субъекта и исследования референтивных трудностей, способов их преодоления. Можно сказать, что был осуществлен переход к стратегическим моделям и конструктивным теориям.

На данный момент есть общепринятые положения, которые учитывают большинство исследователей, работающих с пониманием текста.

Для того, чтобы процесс анализа понимания был успешным, нужно перенести акцент с психолингвистики на экстралингвистику субъекта, в ту сферу психических процессов, которые совмещены с представлением знаний у человека, с развитием знаний и особенностями того, как они хранятся и извлекаются.

К данному моменту существует множество результатов наблюдений и сведений экспериментов, которые выявили, что изначально человек обращает внимание на то, что он хочет видеть, в соответствии со своими мотивами, актуальной жизненной ситуацией, собственными целями. Умение человека основываться на различные концепции сведений о мире, с помощью которых он может ориентироваться в ситуации и может изменить её, критически рассуждать о действительности или неправдоподобности в тексте – является важным фактором понимания текста. Здесь важно отметить концепцию А.А.Залевской [7], которая говорить о том, что понимание и описание текста должно быть основано на пропозициях.

Достаточно известным является механизм смыслового восприятия, предложенный И.А Зимней [8]. Данный метод основывается на том, что опираясь на сравнение слова выдвигается решение о пропозиции, затем – решение о взаимосвязи смысловых элементов, и, в конце концов, осуществляется фаза формулирования мысли. Данная фаза содержит в себе объединение результатов перцептивно-мыслительной деятельности для того, кто слушает, и переходе его на общий смысл воспринятого сообщения.

Если говорить о более подробной схеме восприятия, то достаточно трудным будет её предложить в связи со следующими моментами.

1) Существует большой диапазон тактики восприятия самостоятельного высказывания и способа восприятия класса высказываний, который основывается на лингвистических и психолингвистических параметров класса высказываний или же данного высказывания;

2) Механизм восприятия, возможно, будет обусловлен личным опытом;

3) Определённый план восприятия будет различным при разных способах;

4) Восприятие отдельного высказывания зависит от того, как воспринимается текст в целом;

5) Эвристический принцип особенно проявляется в механизме восприятия.

Исследование проблемы смыслового восприятия текста изучается с разных сторон, в связи с тем, что она имеет отношение к решению некоторых задач как теории, так и экспериментальной практики.

На данный момент существует множество публикаций, относящихся к проблеме смыслового восприятия текста. Некоторые исследователи акцентируют своё внимание на необходимости разграничения текста, который является объектом восприятия, реципиента, т.е. субъекта восприятия, а также самого процесса восприятия [11], более точно – при исследовании понимания текста необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них при взаимодействии ряда причин в различных ситуациях.

Из всего вышесказанного следует, что в психолингвистике до сих не разработано не единого мнения о проблеме понимания речи, но также стоит сказать о продвижении современных исследователей в сферу экстралингвистики и в область психических процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Артемов В.А. Курс лекций по психологии. Лекции 10-я и 13-я. — Харьков, 1958. — с.194.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. — М., 1987.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352с.
  4. Доблаев Л. П. Вопросы психологии понимания учебного текста. — Саратов, 1965 — с.4.
  5. Доблаев Л. П. Проблемы понимания в советской психологии. — Саратов, 1967— с.66.
  6. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации — М.: Наука, 1982. — 92с.
  7. Залевская А.А. Введение в психолингвистику / А.А. Залевская. — М.: Изд-во Рос. гос. гум. ун-та, 1999. — с.244-253.
  8. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения: (в условиях массовой коммуникации) / И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Т. М. Дридзе, и др.; Отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1976. — 32-33; 263с.
  9. Клычникова З. И. Психологические особенности восприятия и понимания письменной речи (психология чтения): Автореф. докт. дис — М., 1974. — 49с.
  10. Костюк Г. С. О психологии понимания: Научные записки Института психологии УССР, т. II. — Киев, 1950 — с.53.
  11. Кузьменко-Наумова О.Д. Смысловое восприятие знаковой информации в процессе чтения. — Куйбышев, 1980. — 8 с.
  12. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2006. — 287с.
  13. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. — М., 1983 — 36с.
  14. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. — 168с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Атауллина Д.А. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ОБЗОРЕ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 295 - 301. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8600 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8600



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.