'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 50

Просмотры  35 просмотров

Аболонкина Т.Д.

  


СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ СУФФИКСОВ С ОПОРОЙ НА МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА *

  


Аннотация:
актуальность темы обусловлена тем, что методика совершенствования первичных навыков правописания суффиксов с опорой на морфемный состав слова не является достоянием широкого круга учителей; она не нашла практического применения во многих методических комплексах (не все учителя связывают правописание суффиксов с морфемным анализом)   

Ключевые слова:
правописание суффиксов, младшие школьники, русский язык   


УДК 37

Аболонкина Т.Д.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №5»

(г. Брянск, Россия)

 

СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ

СУФФИКСОВ С ОПОРОЙ НА МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА

 

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем, что методика совершенствования первичных навыков правописания суффиксов с опорой на морфемный состав слова не является достоянием широкого круга учителей; она не нашла практического применения во многих методических комплексах (не все учителя связывают правописание суффиксов с морфемным анализом).

 

Ключевые слова: правописание суффиксов, младшие школьники, русский язык.

 

На основе анализа программ и учебников для начальной школы, мною были выделены следующие основные вопросы, которые изучаются при формировании навыка правописания суффиксов с опорой на морфемный состав слова.

  1. Морфемное понятие суффикса;

2.Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы образования (образование существительных с различным значением от основы существительных; образование прилагательных от основ существительных; образование разных форм глагола; образование наречий от качественных и кратких прилагательных).

3.Правописание суффиксов:

а) –ёнок-, -онок-; б) –ик-, -ек; в) –ив-,-ев-,г) –лив-, -чив-;

д) глагольных суффиксов (-ыва/ива,-ова/ева-;-е-,-и-,-а-,-я-;-ть,-ти;-л-);

е) суффиксов наречий;

ж) удвоенной –н- на стыке корня и суффикса.

Данные вопросы рассматриваются в три этапа:

1 этап: практическое знакомство с суффиксами, с способами образования слов;

2 этап: формирование правописания суффиксов на основе морфемного анализа и запоминания;

3 этап: знакомство с правилами правописания суффиксов и формирование умения пользоваться ими.

Знакомится с суффиксами учащиеся начинают еще с 1 класса (например, в системе «Школа 2100»), однако, введения правила не происходит, т.е. знакомятся на практическом уровне. Правило вводится только в следующем классе. Таким образом, учащиеся легче усваивают правило и у них быстрее формируется навык работы с суффиксом. Аналогичный пример можем привести из учебников Соловейчик М.С.: во 2 классе учащиеся учатся выделять суффикс –ек, -ик, однако, правило правописания данных суффиксов вводится в 3 классе (2 этап), а во втором учащиеся данную орфограмму проверяют по словарю.

Итак, на примерах я показала, как происходит формирование навыка правописания и работы с суффиксами поэтапно, теперь раскрою как по разным системам предлагается работа над обозначенными выше пунктами.

Морфемное понятие суффикса

Знакомство с суффиксом (через усвоение правила) по разным системам происходит либо во 2 классе, либо в 3 классе.

По учебникам М.С. Соловейчик учащиеся знакомятся с этим понятием во 2 классе. Знакомство происходит следующим образом.

 В теме - «Знакомься: другие части слов!» вводится новый материал. Поскольку приставки и суффиксы выполняют в языке единую функцию, знакомство с ними происходит одновременно.

Первое же взятое для работы слово подснежник (509,510) требует лингвистического и методического комментария.

При морфемном анализе этого слова (подснежники), как и многих других (например, уже встречавшегося слова сорняки), возможно ва­риативное вычленение суффиксов, что связано с различиями в трактовке процесса образования слова. Так, если производить слово под-снежник от снежный, то придётся выделять суффиксы –н- и -ик-. Если же мотивировать его словом снег, как это сделано в задании 509. То и суффикс будет -ник-. То же со словом сорняк. Если его производить от сочетания сорная трава, то суффиксы –н-, -як-; если от слова сор (все, что не нужно), то суффикс один - -няк-. Таких случаев в словах русского языка, даже самых, казалось бы, простых (лесник, сказка и др.), мы встречаем очень много. В учебнике принято решение: из двух возможных (лингвистически допустимых) мотиваций образовании слова выбирать ту, которая больше понятна ребёнку, ближе к его логике объяснения слова. Например, в задании 511 авторы учебников предполагают, что слово дошкольник будет представлено так: дошкольники. Видимо, лингвистически более точной была бы иная характеристика: это ребенок дошкольного возраста, а значит - дошкольники. Но мы опираемся на толкование слова учеником, поэтому выделяем один суффикс - -ник. С этих позиций и будет рассматриваться состав всех анализируемых слов. Таким образом, младшие школьники должны приучиться к мысли о том, что узнать, как устроено слово, можно только после того, как объяснишь его значение.

Иначе говоря, второклассники будут учиться морфемному анализу слова на основе размышлений о его значении и образовании.

И ещё одно дополнение. Чтобы сделать введённые термины приставка и суффикс более понятными детям, предлагаем Вам рассказать им о происхождении слов.

Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её ученые называют еще по-другому - префикс) - «приставленный впереди», а суффикс - «подставленный».

Для наблюдений за ролью приставок и суффиксов, осознания новых понятий предназначены все следующие задания. На дом рекомендуем задания 513. 514. Если захотите, на следующем уроке, обсуждая вопрос девочки о «бестолковом словаре», перескажи те ответ её папы: «Нет, не бывает. Толковый словарь объясняет, растолковывает каждое слово. А бестолковый - кому он нужен?» (В. Инбер)

На уроке 3 акцент переносится на суффиксы. Весь ход работы подсказан заданиями учебника (526-528). Как и в случае с приставками, рекомендуем сообщение в рамке (529) разделить на порции. После первого общего тезиса (перед анализом примеров) можно обратиться к начатому справочнику и орфографически прочитать суффиксы. Потом попросите учащихся познакомиться с примерами и сказать, какие орфограммы и как отмечены, как показано, что они в суффиксе. Затем пусть ребята узнают совет, который дан во второй рамке, и расскажут о нём.

Задание 530 - для домашней работы. Понаблюдать за тем, как возникли слова, нужно для выявления значений, вносимых суффиксами. Обязательно обсудите эти значения при проверке.

На уроке (этом или в дальнейшем) желательно потренировать второклассников и в записи под диктовку. Приведём отрывок, с которым, в зависимости от наличия времени, можно работать по-разному: либо записать полностью по памятке 4 как диктант «Без ошибок», либо попросить школьников послушать, найти и выписать слова, в которых есть суффиксы, указать строение этих слов.

Спят кусты Спит лесник            А у зайца до утра

И спят ветра. В своей избушке.   Спят по очереди ушки.

По В. Орлову

При любой записи этих строк необходимо обратить внимание на место, где обязательно должно остаться «окошко», и попросить учеников указать часть слова (в избушке). Потом можно на доске записать слова в избушке- ушки, чтобы дети вновь убедились: наугад буквы писать нельзя - может быть ошибка. (В слове ушки окончание могло быть написано по подсказке: они). (М.С. Соловейчик. Методические рекомендации. 2 класс).

В системе «Школа 2100» данная тема вводится так же во 2 классе.

В учебниках Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой, а так же в учебниках Т.Г. Рамзаевой тема вводится в 3 классе.

Изучать данную тему по учебникам системы «Школа России» Л.А. Псарева и О.Е. Жиренко начинают в 3 классе.

Правописание суффиксов

Правописанию суффиксов в учебниках уделено мало внимания. Особо здесь необходимо отметить учебники С.В. Иванова и др.

В основном, в учебниках других систем рассмотрены правила правописания суффиксов –ек, -ик, глагольных суффиксов.

Суффиксы –ек, -ик.

Представим как рекомендуют рассматривать данный вопрос М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

На уроках 9-11 («Открываем еще два секрета письма») третьеклассники знакомятся с орфографическими проблемами, к которым раньше внимание не привлекалось.

На уроке 9 обсуждается правописание суффиксов -ек, -ик. Появление темы в курсе связано с частотностью в детской речи уменьшительно-ласкательных суффиксов, в том числе и названных. Поскольку правило не относится к числу трудных, а всеми умениями, нужными для его освоения, третьеклассники уже владеют, оно и вынесено в начало года. Оттачиваться же его применение будет постепенно.

Весь ход работы — от постановки учебной задачи до первичного закрепления — представлен в учебнике и задачнике.

Выполняя задание 50, ребята запишут с «окошками» в суффиксах слова: носочек сыночек; подбирая родственные слова, убедятся, что, при внешней похожести, слова имеют разное строение: во втором из них — два суффикса. (Сначала они выяснят, что по-разному устроены слова носок и сынок- Эти наблюдения важны для закрепления умения проводить разбор по составу слова осознанно, а не формально.) Накопление материала для создания проблемной ситуации происходит и при выполнении задания 51. (При малом времени можно ограничиться двумя первыми словами.) Задание 52 — для постановки учебной задачи, а 53, 54 — для её разрешения.

В обобщение вписываются слова: одинаково и нельзя.

Для первичного закрепления предназначены задания 55. 56. При недостатке времени обсуждение вопроса о неправильно выполненной учеником проверке суффикса окончанием (корабли — кораблик) можно перенести на один из следующих уроков. В дальнейшем будет закрепляться и введенный способ решения новой орфографической задачи, для чего при встрече с соответствующими словами полезно письмо с комментированием.

Глагольные суффиксы

Тема уроков 10-12 — «Размышляем о прошедшем времени». На них делается попытка органично сочетать грамматическую, орфографическую и речевую работу.

На уроке 10 продолжается обучение детализации действий, начатое на предыдущих уроках раздела. Может быть, Вам придется помочь ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике. Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста — рассказ о ранее произошедших событиях.

На том же уроке проводятся наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (288) и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний. Логика обучения отражена в заданиях 289-294. Объясним избранный нами способ подчёркивания суффиксов в неопределённой форме и форме прошедшего времени (290). Три чёрточки в первой из них указывают на необходимость запоминания, а одна во второй — на действие по правилу: пишу как в неопределённой форме.

Авторы учебников по системе Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина предлагают рассматривать данный вопрос следующим образом.

Суффиксальный способ образования

Особое значение уделено данной теме в учебниках Р.Н. Бунеева и др.

Сделаем следующие выводы:

  1. Отметим следующие особенности изучения морфемного понятия суффикс по разным системам:

М.С. Соловейчик предлагает знакомится с приставкой и суффиксом одновременно на основе слов с вариативным вычленением суффиксов. Предлагает применять диктанты «Без ошибок», выполнять их по памятке 4, либо попросить школьников послушать, найти и выписать слова, в которых есть суффиксы, указать строение этих слов.

Авторы учебников «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина вводят тему суффикс через актуализацию знаний, полученных из «Моей любимой Азбуки». Рекомендуют использовать разнообразные игры («Побудь волшебников», «У кого есть суффиксы», «Соревнования: Кто больше запишет слов с корнем –кот-»), задаются интересные вопросы, как например, «Какие суффиксы любят в Стране великанов», «Какие суффиксы любят в Стране лилипутов». На уроках учащиеся сами приходят к правилу, формулируют его; доказывают, что суффиксы – это не часть корня.

Л.А. Псарева и О.Е. Жиренкова, работающие по системе «Школа России», вводят понятие суффикс через работу в прописях (образование и запись в прописях однокоренных слов к слову лебедь). На уроках используются стихи «Состав слова», физкультминутки, приуроченные к теме урока. Учащимся предлагаются карточки дифференцированного характера относительно уровня подготовки учащихся.

  1. Автор учебников по системе «Гармония» предлагает использовать схему «правописание суффиксов –ек и –ик-», письмо с комментированием

исправление ошибок в упражнении.

Изучение правописания суффиксов прошедшего времени глагола происходит на базе различных текстов. Вводится система подчеркиваний: три подчеркивания – запомнить, одно подчеркивание – по правилу.

Авторы учебников «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева вводят данную тему через постановку и решение проблемы, наблюдение по учебнику, беседа о роли ь в суффиксах –ть.

Я.Ш. Гараева, работающая по учебникам Т.Г. Рамзаевой, использует различные виды упражнений: «Время глаголов», «Что они делали», «Четвертый лишний», «Какие глаголы». Тема вводится через стихотворение, работу с пословицами. –ть не обозначается как суффикс, дети говорят, что глагол оканчивается на –ть.

  1. Авторы учебников «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева предлагают уделить больше внимания определению значения, которое вносит суффикс в слово. Выводы по теме делают сами учащиеся, а затем сверяют с учебников. Используются упражнения: «Комментированная запись», «Ласковые слова», «Осложненное списывание», «Игра - эстафета». Учащиеся вместе с учителем работают над иллюстрациями в учебнике, разбирают тексты стихотворений, колыбельной песенки. В заключение, дается урок на котором учащиеся сочиняют сказку с использованием слов с изученными суффиксами, наблюдают за «авторским словообразованием» девочки.

Заключение

Данное исследование посвящено одному из сложных вопросов правописания – правописанию суффиксов.

Данный вопрос сложен и потому, что он является частью не только орфографии, но и морфемики. Поэтому в работе я исходила из того, что для успешного усвоения навыка правописании суффиксов, учащимся прежде всего необходимо научиться их находить и выделять, т.е. необходимо освоить морфемный анализ слова.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Методическая разработка "Состав слова" // https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sostav-slova-4231166.html
  2. Тлюстен Людмила Шахамболетовна Методические принципы обучения русской орфографии учащихся начальной национальной (адыгейской) школы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. №41. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-printsipy-obucheniya-russkoy-orfografii-uchaschihsya-nachalnoy-natsionalnoy-adygeyskoy-shkoly (дата обращения: 30.05.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Аболонкина Т.Д. СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НАВЫКА ПРАВОПИСАНИЯ СУФФИКСОВ С ОПОРОЙ НА МОРФЕМНЫЙ СОСТАВ СЛОВА // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 286 - 294. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8599 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8599



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.