'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 34

Просмотры  72 просмотров

Михайленко Д.И.

  


СТАТИСТИКА И АНАЛИТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ *

  


Аннотация:
в работе проанализированы лидирующие марки и модели автомобилей по продажам российского авторынка в 1 квартале 2023 года. Определена доля ввоза легковых автомобилей по странам. Найдено процентное соотношение источников финансирования покупки следующего автомобиля. Проанализированы статистические данные о покупке новых китайских легковых автомобилей у жителей РФ во втором полугодии 2022 года   

Ключевые слова:
автомобиль, марка, модель, продажи, квартал, бренд, рост, рынок   


УДК 33

Михайленко Д.И.

студент, школы инженерного предпринимательства

Национальный исследовательский

Томский политехнический университет

(г. Томск, Россия)

 

СТАТИСТИКА И АНАЛИТИКА

АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ

 

Аннотация: в работе проанализированы лидирующие марки и модели автомобилей по продажам российского авторынка в 1 квартале 2023 года. Определена доля ввоза легковых автомобилей по странам. Найдено процентное соотношение источников финансирования покупки следующего автомобиля. Проанализированы статистические данные о покупке новых китайских легковых автомобилей у жителей РФ во втором полугодии 2022 года.

 

Ключевые слова: автомобиль, марка, модель, продажи, квартал, бренд, рост, рынок.

 

Российский авторынок – это особый сектор экономики. Уход западных автомобилей с российского рынка привел к существенным изменениям на российском автомобильном рынке. Китайские бренды начали активно занимать освободившиеся ниши. Для того, чтобы оценить текущее состояние рынка, необходимо проанализировать каждый показатель.

 

Таблица 1. Топ марок по продажам российского авторынка

в 1 квартале 2023 года.

Марка

Продажи, шт.

1 квартал, 2023/2022, %

Доля, %

LADA

63 445

+ 21,3

37,0

Cherry

20 388

+ 165,2

11,9

Haval

16 005

+ 82,5

9,3

Geely

11 979

+131,1

7,0

Kia

8 831

- 73,8

5,2

Exeed

7 268

+ 285,2

4,2

Hyundai

6 950

- 74,7

4,1

Omoda

5 404

-

3,2

Toyota

4 372

- 76,3

2,6

УАЗ

2 360

+ 26,8

1,4

 

За первый квартал 2023 года в России было продано 171,3 тыс. новых легковых автомобилей, это на 35,1% меньше, чем в том же квартале 2022 года. Более трети из них (37%) принадлежат местной марке LADA – за отчетный период в нашей стране было реализовано 63,4 тыс. таких легковых автомобилей (+21,3% по сравнению с прошлым годом) [1].

Марке Chery относится каждый восьмой автомобиль (20,4 тыс. шт.), показав рост в 2,7 раза. Другие китайские бренды также продемонстрировали положительную динамику, наибольший рост продаж был у EXEED – в 3,9 раза. Такие бренды, как Haval (+82,5% по сравнению с прошлым годом) и Geely (+131,1% по сравнению с прошлым годом) также занимают лидирующие позиции в отрасли. Репрезентативные бренды Kia, Hyundai и Toyota показали сокращение продаж более чем на 70%.

 

Таблица 2. Топ моделей по продажам российского авторынка

в 1 квартале 2023 года

Модель

Продажи, шт.

1 квартал, 2023/2022, %

LADA Granta

44 059

+ 215,0

LADA Nive Travel

10 449

+ 68,9

Haval Jolion

7 165

+ 82,6

LADA Niva Legend

7 162

+ 90,3

Geely Coolray

6 316

+249,7

Chery Tiggo 7 PRO

5 843

+ 89,8

OMODA C5

5 404

-

Geely Atlas Pro

3 804

+158,8

Chery Tiggo 4 PRO

3 670

-

Haval F7x

3 450

+ 96,9

Chery Tiggo 8 PRO Max

3 147

-

Haval F7

3 021

+ 37,1

Chery Tiggo 7 PRO Max

2 944

-

EXEED TXL

2 760

+ 167,7

Chery Tiggo 4

2 695

+ 25,9

EXEED LX

2 573

+ 3076,5

Hyundai Tucson

2 199

- 4,8

Kia Sportage

2 171

- 38,8

EXEED VX

1 934

+ 149,5

Haval Dargo

1 682

-

 

Занимает позицию самого распространенного автомобиля в России, как и прежде модель LADA Granta – в 1 квартале 2023 года было реализовано 44,1 тыс. машин данного вида, это в 3,2 раза больше, чем за тот же период прошлого года. В тройку лидеров по продажам также попали LADA Niva Travel (10,4 тыс. шт.; +68,9%) и Haval Jolion (7,2 тыс. шт.; +82,6%). Также устойчивые позиции показали модели Geely Coolray и Chery Tiggo 7 PRO. Немаловажно, что в Топе моделей по продажам российского авторынка в 1 квартале 2023 года падение продаж показывают лишь корейские модели Hyundai Tucson (-4,8%) и Kia Sportage (-38,8%). Самый большой рост был отмечен у китайского EXEED LX (в 32 раза).

В марте 2023 года в нашу страну было ввезено более 77 тыс. легковых автомобилей. Из них 37,2 тыс. – новые машины и 39,9 тыс. автомобилей с пробегом [2].

 

Рис. 1. Доля ввоза легковых автомобилей по странам, март 2023 года

 

Более 70% новых легковых автомобилей ввезено в Россию из Китая. Доля Казахстана в марте составила 12,6%, то есть каждый восьмой автомобиль. Беларусь занимает третье место по импорту новых автомобилей с результатом в 3,8%. В пятерку стран-импортеров вошли еще Киргизия и Армения (3,4% и 3% соответственно). Подержанные автомобили по-прежнему часто импортируются из Японии. Однако ее доля снижается и по состоянию на март 2023 года составляет менее половины от общего объема (48,3%). На втором месте Армения с 18,8%. Беларусь снова на третьем месте (12,5%). В пятерку стран по доле ввозимых подержанных автомобилей входят Южная Корея (8,2 %) и Германия (3,8 %).

Также рассмотрим, какие источники финансирования планируют использовать жители нашей страны при покупке следующего автомобиля. С этой целью в 2023 году агентством «АВТОСТАТ» совместно с Авто Mail.ru был проведен соответствующий опрос, итоги которого сравнили с аналогичными результатами 4-летней давности [3].

 

Таблица 3. Источники финансирования покупки следующего автомобиля

 

Источники финансирования покупки следующего автомобиля

2019 год

2023 год

Куплю из своих накоплений

51,1%

58,9%

Оформлю потребительский кредит

13,1%

28,3%

Возьму классический автокредит

25,3%

25,4%

Возьму автомобиль в лизинг (лизинг для физических лиц)

4,8%

6,0%

Затрудняюсь ответить

12,4%

3,8%

 

Как оказалось, в настоящее время выросла доля тех, кто собирается покупать автомобиль за счет собственных накоплений: если в 2019 году она составляла 51,1%, то в 2023-м уже достигла 58,9%. Еще существеннее (более чем вдвое) увеличилась доля потенциальных покупателей, готовых использовать потребительский кредит – с 13,1% до 28,3%. Также стало больше тех, кто планирует купить автомобиль в лизинг (для физических лиц). Четыре года назад таковых было 4,8%, а теперь – 6%. А вот доля россиян, которые возьмут для покупки машины классический автокредит, осталась на том же уровне – это по-прежнему каждый четвертый респондент.

При анализе статистики покупки новых китайских автомобилей жителями России во втором полугодии 2022 года было потрачено более трети от общей суммы (36,6%). При этом, в первом полугодии этот показатель был меньше в 3 раза - 11,4%. Так, в течение января-июня 2022 г. россияне потратили на покупку автомобилей китайских марок 105 млрд руб., а в июле-декабре - 209 млрд руб., вдвое больше.

 

Рис. 2. Рынок новых китайских автомобилей в России

 

Выяснилось, что общие расходы россиян на автомобили из Китая в прошлом году составили 314 млрд рублей, это соответствует 21% общей финансовой емкости рынка (1,5 трлн рублей). Большая часть всех денег поступает от пяти китайских брендов, включая Chery, Haval и Geely. Если в первом полугодии лидирующую позицию занимала марка Haval, то во втором полугодии ее превзошла марка Chery. Geely – на третьем месте, EXEED – на четвертом и Changan находится на пятом месте [4].

К концу 2022-го года российский рынок лишился следующих марок: концерн Jaguar, Mazda, General Motors, Nissan, Land Rover, Mercedes-Benz, Lexus, Renault, Toyota и Volvo, а также коммерческих Ford.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Лидеры и аутсайдеры российского авторынка в 1 квартале 2023 года. — Текст : электронный // Автостат аналитическое агенство : [сайт]. — URL: https://www.autostat.ru/infographics/54346/ (дата обращения: 12.05.2023).
  2. Больше всего автомобилей ввозится в Россию из Китая и Японии. — Текст : электронный // Автостат аналитическое агенство : [сайт]. — URL: https://www.autostat.ru/infographics/54318/ (дата обращения: 12.05.2023).
  3. Какие источники финансирования покупки автомобиля самые популярные у россиян?. — Текст : электронный // Автостат аналитическое агенство : [сайт]. — URL: https://www.autostat.ru/infographics/54431/ (дата обращения: 12.05.2023).
  4. Сколько денег тратят россияне на покупку китайских автомобилей?. — Текст : электронный // Автостат аналитическое агенство : [сайт]. — URL: https://www.autostat.ru/infographics/54177/ (дата обращения: 12.05.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Михайленко Д.И. СТАТИСТИКА И АНАЛИТИКА АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА В РОССИИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 189 - 195. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8583 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8583



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.