'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (63) том 1
  4. Научная статья № 16

Просмотры  67 просмотров

Дубовик Д.В., Молокова Е.Л.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
на современном этапе развития российского общества и экономики России к управленческим кадрам предъявляются самые высокие требования. В условиях оптимизации и совершенствования технологических процессов и системы управления все большее значение приобретает наличие высококлассных и высокопрофессиональных управленцев, способных самостоятельно принимать нестандартные управленческие решения и нести за них ответственность. Именно, профессионально подготовленные люди, с достаточным уровнем компетенций и практического опыта, прошедшие необходимое специальное обучение, квалифицированно осуществляющие профессиональную деятельность и являются основным ресурсом любого коллектива   

Ключевые слова:
государственное управление, федеральные органы исполнительной власти, кадровый резерв, кадровая работа, система, МЧС, МВД, Росгвардия   


УДК 369.032

Дубовик Д.В.

магистрант,

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

Научный руководитель:

Молокова Е.Л.

к.э.н., доцент,

Уральский государственный экономический университет

(г. Екатеринбург, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ

В СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: на современном этапе развития российского общества и экономики России к управленческим кадрам предъявляются самые высокие требования. В условиях оптимизации и совершенствования технологических процессов и системы управления все большее значение приобретает наличие высококлассных и высокопрофессиональных управленцев, способных самостоятельно принимать нестандартные управленческие решения и нести за них ответственность.

Именно, профессионально подготовленные люди, с достаточным уровнем компетенций и практического опыта, прошедшие необходимое специальное обучение, квалифицированно осуществляющие профессиональную деятельность и являются основным ресурсом любого коллектива.

 

Ключевые слова: государственное управление, федеральные органы исполнительной власти, кадровый резерв, кадровая работа, система, МЧС, МВД, Росгвардия.

 

В Российской Федерации органы государственной власти, выполняющие исполнительные функции государственного управления являются федеральными органам исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти» в состав федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации; председатель Правительства Российской Федерации; федеральные министерства, подведомственные им агентства, службы, надзоры; федеральные службы и агентства [1].

В данной статье мы рассмотрим вопросы организации работы с кадровым резервом на примере силовых ведомств Российской Федерации, а именно: Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России), Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия).

Все три, вышеуказанные государственные структуры, относятся к силовому блоку и выполняют функцию обеспечения защиты конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранения гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации являются стратегическими целями государственной и общественной безопасности [2].

МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [3].

В структуру МСЧ России входят: центральный аппарат; территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по субъектам Российской Федерации; федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы; спасательные воинские формирования МЧС России; Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.

МВД России являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел [4].

Система МВД России включает в себя: органы внутренних дел, в том числе полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

Росгвардия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии), в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны [5].

Для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии, и обеспечения их деятельности в Росгвардии созданы: структурные подразделения центрального аппарата Росгвардии; территориальные органы Росгвардии; воинские части войск национальной гвардии; подразделения (органы) войск национальной гвардии, в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции; организации войск национальной гвардии.

В силовых структурах федеральных органов исполнительной власти работе с кадрами уделяется очень большое внимание, ведь от уровня подготовки, профессионализма, компетентности и морально-деловых качеств работников, сотрудников и военнослужащих, умения принимать ими управленческие и командирские решения, брать на себя ответственность, порой в самых нестандартных ситуациях и условиях, связанных с угрозой жизни и здоровью, зависит качество выполнения, возложенных на них задач.

В современных условиях непростой геополитической обстановки, экономической нестабильности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к управленческим кадрам силовых структур Российской Федерации предъявляются самые высокие требования, все большее значение приобретает наличие в подразделениях, учреждениях и организациях высококлассных и высокопрофессиональных руководителей и специалистов. Ядром любого коллектива и основным ресурсом организации является профессионально подготовленный персонал, с достаточным уровнем компетенций и практического опыта, прошедший необходимое специальное обучение, квалифицированно осуществляющий профессиональную деятельность.

Для организации кадровой работы в структурах МЧС России, МВД России и Росгвардии, в каждой в отдельности, выработана ведомственная кадровая политика, которая является неотъемлемой составной частью государственной кадровой политики, и представляет собой систему целей, задач, принципов, форм, методов и направлений работы по обеспечению системы МЧС России кадрами, обладающими необходимыми деловыми (профессиональными) и моральными качествами [6]; комплекс принципов, норм, средств и методов, регулирующих деятельность руководителей органов, организаций и подразделений МВД Российской Федерации по формированию кадрового состава, управлению сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками органов внутренних дел [7]; совокупность правил, целей и представлений, определяющих направление и содержание работы по кадровому обеспечению служебно-боевой и трудовой деятельности, а также подготовке кадров в войсках [8].

Кадровая политика в системе МЧС России, МВД России и в Росгвардии, реализуется через работу с личным составом, которая включает в себя кадровую работу, профессиональную подготовку и морально-психологическое обеспечение служебной деятельности.

Работа с кадрами - это целенаправленная деятельность, направленная на оптимальное формирование, интенсивное развитие и рациональное использование кадрового потенциала, имеющая целью отбор, подготовку, расстановку и воспитание персонала в целях формирования коллектива, способного обеспечить выполнение поставленных перед организацией задач.

Цели и задачи кадровой политики системы МЧС России, основные принципы формирования и направления кадровой политики МЧС России, этапы и мероприятия по их реализации, пути развития и совершенствования системы подготовки кадров изложены в Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года, утвержденной решением Коллегии МЧС России от 16 июня 2010 года и приказом МЧС России от 01 июля 2010 года № 306 «О реализации решения Коллегии МЧС России от 16 июня 2010 года № 4/II «Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России». Реализация мероприятий, представленных в Концепции кадровой политики МЧС России позволяет более результативно формировать высококвалифицированный кадровый потенциал, обеспечивающий безусловное выполнение задач, стоящих перед Министерством, создавать с учетом разработки научно обоснованных технологий формирования и совершенствования кадрового потенциала, внедрения наиболее эффективных методик формирования кадровых потоков в системе МЧС России, современную систему кадрового обеспечения деятельности МЧС России [6].

Представленная в виде проекта в 2012 году Концепция кадровой политики МВД Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) представляет собой систему идей, взглядов, принципов, целей и задач реализации кадровой политики в системе Министерства, основанную на единстве воззрений и методологических подходов к осуществлению работы с личным составом органов внутренних дел, главной целью которой, является определение долгосрочной стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом в МВД Российской Федерации на период до 2020 года, определение основных путей и методов ее модернизации и совершенствования.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 27.11.2017 № 503 утверждена Концепция кадровой политики и развития системы образования в войсках национальной гвардии Российской Федерации на период с 2018 по 2021 год и далее до 2025 года. Данная Концепция является основой организации работы с кадрами войск национальной гвардии Российской Федерации на среднесрочную перспективу и позволяет обеспечить их развитие с учетом характера возложенных на них задач, связанных с силовым обеспечением государственной и общественной безопасности страны.

Руководство и командование подразделений МЧС России, МВД России и Росгвардии, осознавая значимость кадровой работы, связанной с отбором и подготовкой потенциальных руководителей всех уровней управления, уделяют большое внимание формированию и организации работы с кадровым резервом, создают условия для личностного и профессионального роста, развития лидерских качеств и управленческих компетенций будущих руководителей и командиров подразделений, учреждений и организаций.

В системе МЧС России, МВД России и в Росгвардии для организации работы по формированию кадрового резерва применяются современные кадровые технологии, ориентированные на развитие кадрового потенциала перспективных, соответствующих квалификационным требованиям, обладающих профессиональными и личностными качествами для назначения на должности руководителей. Ведомственными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность по формированию и организации работы с кадровым резервом, устанавливаются базовые принципы, критерии и методы отбора для зачисления в кадровый резерв, которые соответствуют требованиям общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации, одобренной 29.11.2017 Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров.

Так, в МЧС России работа с кадровым резервом для замещения должностей в федеральной противопожарной службе, выполнения специальных задач и задач в особых условиях в федеральном органе исполнительной власти в области пожарной безопасности строится на основе Концепции кадровой политики МЧС России и регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом от 23 мая 2016 года № 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом МЧС России от 12 сентября 2017 года № 379 « Об утверждении Порядка формирования кадрового резерва в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы», Методическими рекомендациями по организации кадровой работы в системе МЧС России, утвержденными 11 января 2019 года Врио заместителя Министра МЧС России генерал-лейтенантом внутренней службы Кобзевым И.И.

В соответствии с вышеуказанными документами работа по формированию кадрового резерва в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России (далее – ФПС ГПС) возложена на кадровые подразделения организаций МЧС России.

Основные цели и задачи по организации работы с кадровым резервом в системе МВД Российской Федерации сформулированы в проекте Концепции кадровой политики МВД Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года), разработанной в 2012 году.

Работа с резервом кадров в подразделениях, учреждениях и организациях МВД Российской Федерации проводится в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и приказом МВД Российской Федерации от 30 августа 2012 года № 827

«Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов и подразделений».

Для замещения должностей в органах внутренних дел, выполнения специальных задач, задач в особых условиях федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел создаются:

1) для замещения должностей высшего начальствующего состава - федеральный кадровый резерв;

2) для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава - кадровые резервы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, подразделений.

Кадровый резерв создается в органе, организации, подразделении МВД России в соответствии с номенклатурой должностей. Формирование кадрового резерва осуществляется с учетом текущей и перспективной потребности в замещении соответствующих должностей.

Формирование кадровых резервов войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 03.07.3016 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», на основании приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 02.12.2017 № 516 «Об утверждении Порядка формирования кадровых резервов войск национальной гвардии Российской Федерации для замещения должностей руководителей (начальников) из числа должностей среднего и старшего начальствующего состава».

 Формирование кадровых резервом осуществляется с учетом текущей и перспективной потребностей в замещении соответствующих должностей.

В ходе изучения нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию кадровой работы и работы по формированию кадровых резервов в силовых структурах Российской Федерации и проведенного анализа практической работы кадровых служб подразделений, учреждений и организаций системы МЧС России, МВД России и в Росгвардии нами был выявлен ряд проблемных вопросов, с которыми периодически сталкиваются сотрудники кадрового аппарата при отборе кандидатов, планируемых к включению в кадровые резервы. Данные проблемы возникают вследствие особенностей прохождения службы в системе федеральных органов государственной власти. Во многих силовых структурах Российской Федерации, в том числе в рассматриваемых нами, большинство руководящих должностей, подлежащих замещению, сотрудниками, включенными в кадровый резерв, являются аттестованными, т.е. кандидат на замещение аттестованной должности обязательно должен быть военнослужащим или действующим сотрудником МЧС России, МВД России или Росгвардии, имеющим соответствующее воинское или специальное звание. Это условие накладывает некоторые ограничения при рассмотрении кандидатов для включения их в кадровый резерв. Так, не все достойные кандидатуры, не имеющие отношения к службе в силовых структурах, могут претендовать на замещение аттестованной должности. Исключением является назначение на высшие руководящие должности. Кроме того, для зачисления в кадровый резерв на аттестованную должность существуют следующие ограничения и особенности:

- нельзя рассматривать кандидата достигшего предельного возраста пребывания на службе;

- нельзя рассматривать кандидата, имеющего медицинские противопоказания для прохождения службы;

- кандидат должен иметь профильное образование, обладать специфическими знаниями узкой профессиональной направленности и опытом работы в данной сфере (знание вооружения и техники, пожарно-технического вооружения, опыт оперативно-розыскной работы, экспертно-криминалистическая и надзорная деятельность и т.д.), иметь допуски к различным видам работ (допуск с секретными документами и к государственной тайне, допуск к проведению аварийно-спасательных работ и др.);

- кандидатура кандидата, требует согласования с ведомственной службой собственной безопасности;

- исполнение служебных обязанностей может осуществляется в неблагоприятных условиях, условиях, связанных с риском здоровью и жизни;

- несоответствие должности, имеющемуся у кандидата воинского или специального звания (на должность с потолком капитан, нельзя рассматривать кандидата в звании полковник);

В целом решение вышеуказанных проблем требует детального изучения и анализа, который мы продолжим в последующих работах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов государственной власти»;
  2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
  3. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий");
  4. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и типового положения о территориальном органе Министерстве внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации
  5. Положение о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510)
  6. Приказ МЧС России от 01.07.2010 № 306 «О реализации решения Коллегии МЧС России от 16.06.2010 № 4/II «Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года»
  7. Концепция кадровой политики МВД Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года) (проект 2012 года)
  8. Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 27.11.2017 № 503 «Об утверждении Концепции кадровой политики и развития системы образования в войсках национальной гвардии Российской Федерации на период с 2018 по 2021 год и далее до 2025 года» 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Дубовик Д.В., Молокова Е.Л. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРОВЫМ РЕЗЕРВОМ В СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 100 - 111. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8565 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/8565



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.