'
Артемова А.С.
ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И РАЗВИТИЕ ИХ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ *
Аннотация:
в данной статье описывается значение понятия "инновация" в экономической науке и отличия его от понятия "новшество". Также она указывает на важность инновационной деятельности в развитии сферы услуг, в том числе в общественном питании. Подчеркивается то, что использование инновационных технологий в сфере общественного питания является необходимым условием для успешного конкурентного выступления на рынке. В работе также описаны основные направления инноваций, применяемые в общественном питании. Указывается необходимость вовлечения инновационных технологий в общественное питание, которое следует трендам изменяющегося рынка и интересам молодого поколения. Данные технологии включают в себя интерактивное взаимодействие с клиентами, QR-коды, бесплатный wi-fi и системы автоматизации обслуживания
Ключевые слова:
инновации, клиенты, услуги, новшество, общественное питание, технологии, обслуживание
УДК 339.13
Артемова А.С.
студентка 3 курса
Северо-Кавказский федеральный университет
(г. Ставрополь, Россия)
ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И РАЗВИТИЕ
ИХ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
Аннотация: в данной статье описывается значение понятия "инновация" в экономической науке и отличия его от понятия "новшество". Также она указывает на важность инновационной деятельности в развитии сферы услуг, в том числе в общественном питании. Подчеркивается то, что использование инновационных технологий в сфере общественного питания является необходимым условием для успешного конкурентного выступления на рынке. В работе также описаны основные направления инноваций, применяемые в общественном питании. Указывается необходимость вовлечения инновационных технологий в общественное питание, которое следует трендам изменяющегося рынка и интересам молодого поколения. Данные технологии включают в себя интерактивное взаимодействие с клиентами, QR-коды, бесплатный wi-fi и системы автоматизации обслуживания.
Ключевые слова: инновации, клиенты, услуги, новшество, общественное питание, технологии, обслуживание.
Понятие «инновация» появилось в XIX веке и было введено в экономическую науку Йозефом Шумпетером [3]. Термин «инновация» происходит от латинского «novatio» и означает «обновление». Инновация - это не всякое обновление: новшество в области технологии, инжиниринга и организации труда, а только такое, которое способствует существенному повышению эффективности процессов или улучшению качества продукции и услуг.
Следует различать инновации и новшества. Новшество - это идея или прототип нового продукта, и оно не превращается в инновацию до того момента, пока не выходит на рынок. При этом чтобы стать инновацией оно требует определенных затрат, которые включают в себя инвестиции и время.
В экономической науке под инновацией подразумевается прогрессивное новшество, не просто внедрённое в производство, а успешно внедрённое и приносящее прибыль [3]. Инновационная деятельность - процесс, сосредоточенный на реализации результатов завершенных научных исследований и разработок или других научно-технических достижений в новоизобретенный или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке.
Этот процесс начинается с появления идеи и заканчивается распространением продукта. Услуга считается новой, если она никогда ранее не предлагалась рынку и/или отличается потребительскими свойствами от ранее оказываемой услуги.
В современное время главным показателем, влияющим на развития сферы услуг и повышение ее эффективности удовлетворения потребностей общества, является конкурентоспособность услуг, которая непосредственно связана с уровнем инновационной деятельности в каждой сервисной организации.
Сущность инновационной деятельности предприятия выражается в деятельности, направленной на достижение общих целей [4]:
Развитие инновационных технологий стремительно растет в сфере услуг общественного питания. Без инновационной деятельности практически невозможно произвести конкурентоспособную продукцию или предоставить услугу, которая обладала бы высокой степенью новизны и являлась бы прибыльной.
Основные задачи, которые стоят перед любыми рестораторами заключаются в привлечении новых клиентов, завоевании постоянных клиентов и получении максимальной прибыли. Решению этих задач способствуют направления инноваций: инновационные технологии обслуживания, кулинарные инновации, инновации, ориентированные на здоровый образ жизни, новые форматы развлечений, экологические тенденции, концепция сетевых заведений. (таблица 1).
Таблица 1. Направления инноваций в сфере общественного питания
Направления инновации |
Характеристика направлений в инновациях |
Инновационные технологии обслуживания |
Системы самообслуживания, мобильные приложения для заказа блюд и оплаты счета, интерактивные меню на планшетах, wi-fi и QR-коды. |
Кулинарные инновации |
Натуральные и экзотические ингредиенты, блюда по новым научным методикам приготовления пищи. |
Инновации, ориентированные на здоровый образ жизни |
Блюда, из натуральных продуктов, вегетарианские и диетические меню. |
Новые форматы развлечений |
Концерты, мастер-классы по приготовлению блюд, винные дегустации акции, известные гости, знаменитые ведущие на мероприятиях и т.д. |
Экологические тенденции |
Продукты из органических культур, нулевые отходы возобновляемые источники энергии и т.д. |
Концепция сетевых заведений. |
Различные форматы заведений, разнообразные меню, доступные цены. |
Для определения перспективных инновационных технологий следует проанализировать изменения, произошедшие на рынке в последние годы. Необходимо обратить внимание на сдвиг в потребностях посетителей общепита, которые стали более функциональными, но при этом не утратили интереса к увлекательным развлечениям. Например, одной из самых распространенных инноваций является онлайн-взаимодействие компании с потребителем: бесплатный wi-fi, QR-коды, R-Keeper, Iiko, Yuma. Эти системы, способствуют упрощению обслуживания клиентов, а, следовательно, повышают уровень конкурентоспособности предприятия и способствуют увеличению лояльности клиентов.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, о том инновация - это новшество, успешно внедрённое и приносящее прибыль. Новшество требует определенных затрат, которые включают инвестиции и время.
Инновации являются необходимым условием для повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятий. В сфере общественного питания инновации направлены на создание новых продуктов и услуг, улучшение качества обслуживания и оптимизацию бизнес-процессов.
В деятельности любого предприятия общественного питания выделяют задачи по привлечению клиентов и максимизации прибыли. Способствуют этому такие инновации как: системы самообслуживания, мобильные приложения для заказа блюд и оплаты счета, интерактивные меню на планшетах, wi-fi, QR-коды, блюда с использованием натуральных и экзотических ингредиентов, вегетарианские и диетические меню, концерты, мастер-классы по приготовлению блюд, винные дегустации, различные акции, продукты из органических культур и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №6 (63) том 1
Ссылка для цитирования:
Артемова А.С. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИЙ И РАЗВИТИЕ ИХ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ // Вестник науки №6 (63) том 1. С. 20 - 24. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/8551 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*