'
Шишкин М.Д.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА *
Аннотация:
в работе исследованы проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в условиях качественно нового уровня правового регулирования как оперативно-розыскной деятельности, так и прокурорского надзора за ее осуществлением. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Предметом исследования являются закономерности деятельности и особенности прокурорского надзора. Целью исследования является формулирование и обоснование отвечающих основным принципам правового государства и объективным закономерностям познаний в сфере прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью
Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, государственная служба, правовое государство, прокурорский надзор
УДК 343.9
Шишкин М.Д.
оперуполномоченный оперативного отдела
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республики Хакасия
(г. Абакан, Россия)
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Аннотация: в работе исследованы проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью в условиях качественно нового уровня правового регулирования как оперативно-розыскной деятельности, так и прокурорского надзора за ее осуществлением. Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Предметом исследования являются закономерности деятельности и особенности прокурорского надзора. Целью исследования является формулирование и обоснование отвечающих основным принципам правового государства и объективным закономерностям познаний в сфере прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, государственная служба, правовое государство, прокурорский надзор.
До последнего времени остаётся открытым вопрос предмета и пределов прокурорского надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности. Если предметом надзора является проверка соблюдения и исполнения закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, то как тогда следует относиться к логике включения в обязанности уполномоченных прокуроров способствовать выполнению задач самой оперативно-розыскной деятельности. В частности, в числе задач надзора за законностью ОРД: содействие оперативным подразделениям в комплексном и активном осуществлении всего объёма оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), предусмотренных законодательством; содействие надлежащему документированию произведённых ОРМ; содействие использованию результатов ОРМ в процессе доказывания по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего собирание, проверку и оценку доказательств. Подобный подход подвергнут критике в научной литературе, поскольку, по мнению специалистов, он противоречит сущности надзорной деятельности и нацеливает прокурора на подмену ведомственного контроля. Вместе с тем определённым обоснованием критикуемой позиции служит прямое указание на обязанность уполномоченных прокуроров способствовать как обеспечению гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при проведении ОРМ, так и выполнению задач ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан, которое содержится в отраслевом приказе Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (п. 4). [1]
Неоднозначное отношение со стороны специалистов и практиков к вменению в обязанность уполномоченных прокуроров способствовать деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений вызвано опасением дезориентации прокуроров от задач по надзору за соблюдением законов к сугубо ведомственным задачам. Так же, неоднозначное отношение к деятельности уполномоченных прокуроров за оперативно-розыскной деятельностью, с лицами имеющими правовой статус подозреваемого, обвиняемого. В данном случае деятельность уполномоченных прокуроров во многом выступает как правозащитная организация, с другой стороны на стадии уголовного судопроизводства прокуратура поддерживает государственное обвинение.
В соответствии со ст. 30 Закона о прокуратуре полномочия уполномоченного прокурора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими федеральными законами РФ. Ведомственные приказы могут только конкретизировать порядок и условия их реализации. Однако УПК РФ в действующей редакции не устанавливает полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. Других федеральных законов, на положения которых даётся ссылка в ст. 30 Закона о прокуратуре, определяющих полномочия уполномоченных прокуроров, не принято. В свою очередь, ст. 21 ФЗ об ОРД определяет исключительно круг оперативно-служебных и учётно-регистрационных документов, которые могут быть истребованы и изучены уполномоченным прокурором, не раскрывая при этом способы выявления нарушений законности и акты реагирования на выявленные нарушения законности.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность должен опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, принятые ими ведомственные правовые акты, противоречащие закону. При этом вызывает сомнение правомерность применения данного акта реагирования на решения о заведении или прекращении дела оперативного учёта, поскольку обозначенные решения не относятся к правовым актам. Предоставление прокурорам полномочий по отмене данных решений ускорит устранение нарушений законов. [2]
Неоднозначное отношение со стороны руководителей служб, осуществляющих ОРД, отсутствует должная реакция на акты реагирования прокурора. Это вызвано рядом причин. Во-первых, многие руководители служб, осуществляющих ОРД, при обсуждении данного вопроса высказываются о ненужности прокурорского надзора, вообще считая его лишним, мешающим нормальной оперативно-розыскной деятельности, утверждая, что он, по сути, только подменяет ведомственный контроль. Вместе с тем, декларируя такой подход, нужно найти «золотую середину» в решении данного вопроса. Во-вторых, у оперативных подразделений существует острая нехватка квалифицированных кадров, в связи с колоссальной нагрузкой которая негативно отражается на эффективность осуществления ОРД. Решение данной проблемы возможно увеличением денежного довольствия оперативного работника, а также повышением престижа государственной службы.
В конечном счете, исполнению требований прокурора, которые содержатся в актах прокурорского реагирования, препятствует также наличие пробелов в ведомственной регламентации, поскольку ведомственные приказы по линии ОРД как МВД России, так и других правоохранительных ведомств не определяют механизма рассмотрения и реализации актов прокурорского реагирования. Изменить сложившееся положение только актами прокурорского реагирования невозможно, поскольку необходимо также понимание этой проблемы руководителями оперативных служб и желание с их стороны добиться позитивных перемен. [3]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 1
Ссылка для цитирования:
Шишкин М.Д. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА // Вестник науки №12 (57) том 1. С. 256 - 260. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6625 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*