'
Хамракулов Ё.М.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ *
Аннотация:
основной целью работы является обеспечение эксплуатационной надежности технологического автотранспорта горнодобывающих предприятий путем повышения эффективности процессов технического сервиса с использованием разработанной методики моделирования системы обслуживания автомобилей
Ключевые слова:
автосервисный центр, моделирование, карьерные самосвалы, программа ANYLOGIC
УДК 629.114
Хамракулов Ё.М.
кафедра «Инженерия транспортных средств»
Джизакский политехнический институт
(г. Джизак, Республика Узбекистан)
МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОГО
ЦЕНТРА КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ
Аннотация: основной целью работы является обеспечение эксплуатационной надежности технологического автотранспорта горнодобывающих предприятий путем повышения эффективности процессов технического сервиса с использованием разработанной методики моделирования системы обслуживания автомобилей
Ключевые слова: автосервисный центр, моделирование, карьерные самосвалы, программа ANYLOGIC.
Проблема и ее связь с научными и практическими задачами. Карьерный технологический автотранспорт является одним из основных элементов ведения открытых горных работ. Доля автотранспортных затрат в общей стоимости добычи открытым способом на украинских горнодобывающих предприятиях увеличивается по мере роста глубины карьеров и достигает иногда 70%. Вместе с тем фактическая производительность карьерных автосамосвалов значительно ниже их технико-технологических возможностей и эта разница составляет до 2,5 и более раз по различным маркам машин. При этом более половины потерь производительности карьерных автосамосвалов обусловлены состоянием системы технического обслуживания и ремонта. Повышение уровня развития, организации и обеспечения успешного функционирования автотранспортной системы во многом может достигаться благодаря поддержанию в работоспособном состоянии подвижного состава не только за счет сбалансированного развития, плодотворного использования и рационального распределения ресурсов производственно- технической базы, но и за счет эффективной организации технологического процесса технического обслуживания автотранспорта. Это определяет в практическом аспекте актуальность обоснования параметров системы технического обслуживания и ремонта карьерных автосамосвалов для повышения эффективности этой системы. Решение этой научно-практической задачи является необходимым условием устойчивого повышения работоспособности карьерного автотранспорта и эффективности его производственной эксплуатации.
Для реализации цели в работе были поставлены следующие задачи: предложить эффективную модель формирования мощности автосервиса, учитывающую вероятностный характер производственных процессов;
Простои карьерных автосамосвалов, являющихся дорогостоящей и высокопродуктивной техникой, в ожидании выполнения технического обслуживания и ремонта, а также простои, связанные с проведением ТО и ремонта, как правило, сопровождаются значительными затратами и снижением производительности этих машин. В этой связи для исследования имитационной модели автосервисного центра в качестве критерия принят такой показатель, как время ожидания на ТО и ремонт автосамосвалов. Исследование работы имитационной модели автосервисного центра выполнялось с использованием откорректированных нормативов ТО и ремонта автосамосвалов БелАЗ-75131:
Lто1 = Lн то1 Крез =250∙1,05=262,5час;
tто1= tто1 Крез=19,5 0,9 =17,6чел-час;
Lто2 = Lн то2 Крез =500∙1,05=525час;
tто2 = tто2 Крез=43 0,9 =38,7чел-час; Lто3 = Lн то3 Крез =1000∙1,05=1050час;
tто3=tто3 Крез=60 0,9 =54чел-час;
L пр1 = Lн пр1 Крез =5000∙1,05=5250час;tпр1 = tпр1 Крез=400 0,9 =360чел-час;
L пр2 = Lн пр2 Крез =8000∙1,05=8400час;
tпр2 = tпр2 Крез= 690 0,9 = 621чел-час
tео = tео Крез= 0,7 0,9 = 0,63чел-час.
Результаты расчета годовой производственной программы автосервисного центра по техническому обслуживанию и ремонту автосамосвалов БелАЗ-75131 представлены в табл. 1.
Таблица 1
Годовая программа по ТО и ремонту автосамосвалов
Виды работ |
Lkі, км |
Lo, км |
αt |
Nі |
ti, чел-час |
Tі, чел-час |
Капитальный ремонт |
250000 |
598200 |
0,788 |
2 |
– |
– |
Плановый ремонт №2 |
84000 |
598200 |
0,788 |
5 |
621 |
2936,7 |
Плановый ремонт №1 |
52500 |
598200 |
0,788 |
4 |
360 |
1538,4 |
Техническое обслуживание №3 |
10500 |
598200 |
0,788 |
46 |
54 |
2461,4 |
Техническое обслуживание №2 |
5250 |
598200 |
0,788 |
57 |
38,7 |
2205,0 |
Техническое обслуживание №1 |
2625 |
598200 |
0,788 |
114 |
17,6 |
2005,6 |
Ежедневное обслуживание и диагностика |
– |
598200 |
0,788 |
2301 |
0,63 |
1449,6 |
Сумма |
– |
– |
– |
2529 |
1092 |
12597 |
Выводы. Анализ результатов исследования имитационной модели автосервисного центра показывает, что модель, функционирующая по критерию минимальных потерь времени на ожидание обслуживания, имеет значительные преимущества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анистратов К.Ю. Техническое обслуживание карьерной техники: современный уровень и перспективы развития / К.Ю. Анистратов // Горная промышленность. — 2004. — № 49. — С. 31-33.
Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы / П.Л. Мариев, А.А. Кулешов, А.Н. Егоров и др. — СПб.: Наука, 2004. — 429 с.
Murtazakulovich, H. Y., & Qo’Chqorovna, Y. M. (2021). Yer usti trаnsport tizimlаridа tаshishni tаshkil etishdа yuksiz qаtnovlаrni optimаl rejаlаshtirish. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(1).
Murtazaqulovich, H. Y., & Qo’Chqorovna, Y. M. (2021). Gaz ballonli avtomobillarga texnik xizmat ko ‘rsatish ishlarini tizimli tashkil etish orqali xavfsizlikni oshirish. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
Хамракулов, Ё. М., & Абдукаримов, Ш. У. (2022). Норматив на капитальный и текущий ремонт карьерных автосамосвалов. вестник науки Учредители: Индивидуальный предприниматель Рассказова Любовь Федоровна, 1(1), 141-146.
Khamrakulov, Y., & Yakhyoyeva, M. (2022). Efficiency of using compressed natural and liquid gas fuels in transport vehicles. Academic research in educational sciences, 3(2), 457-461.
Murtazaqulovich, H. Y., & Jumabayevich, H. B. (2021). Avtomobillarda siqilgan va suyultirilgan gaz yonilg’ilaridan foydalanishning samaradorlik ko’rsatgichlari. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1(5), 621-626.
Эрназаров А.А. НЕОБХОДИМОСТЬ СИНХРОНИЗАЦИИ ПЕРЕКРЕСТКОВ НА АВТОМАГИСТРАЛИ // Вестник науки. 2022. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-sinhronizatsii-perekrestkov-na-avtomagistrali (дата обращения: 29.04.2022).
Эрназаров, А. А. (2019). Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений. Вестник науки, 1(11), 20-26.
Ernazarov, A. A. (2020). The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions. Scientific Bulletin of Namangan State University, 2(8), 348-353.
Эрназаров, А. А., & Хаккулов, К. Б. (2021). БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. Вестник науки, 4(1), 232-235.
Khamrakulov E.M.
Department of "Vehicle Engineering"
Jizzakh Polytechnic Institute
(Jizzakh, Republic of Uzbekistan)
MODELING OF TECHNOLOGICAL PROCESSES
OF THE SERVICE CENTER OF QUARRY
DUMP TRUCKS USING COMPUTER PROGRAMS
Abstract: the main purpose of the work is to ensure the operational reliability of technological vehicles of mining enterprises by increasing the efficiency of technical service processes using the developed methodology for modeling the car maintenance system
Keywords: car service center, modeling, quarry dump trucks, ANYLOGIC program.
Номер журнала Вестник науки №5 (50) том 1
Ссылка для цитирования:
Хамракулов Ё.М. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА КАРЬЕРНЫХ САМОСВАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ // Вестник науки №5 (50) том 1. С. 188 - 192. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/5572 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*