'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 102

Просмотры  24 просмотров

Жунис Л.М., Даниярова А.Б., Ауезова Э.Т.

  


ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена рассмотрению системы управления санитарно-эпидемиологическим контролем в Республике Казахстан. Авторы анализируют основные компоненты этой системы, включая законодательную базу, организационную структуру, медицинскую инфраструктуру и мероприятия по мониторингу и контролю. В заключение предлагаются практические рекомендации по оптимизации системы с целью повышения ее эффективности и эффективности.   

Ключевые слова:
санитарно-эпидемиологического контроль, здравоохранение, эпидемиология   


Введение. В современных условиях благополучие общества в значительной мере зависит от его санитарно-эпидемиологического состояния и реализации прав и интересов граждан, общества и государства в обеспечении безопасной среды обитания и предотвращении заболеваний. Эти аспекты закреплены в ряде законодательных актов, включая «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране здоровья населения», «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции», «О радиационной безопасности населения», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране атмосферного воздуха», «Об иммунопрофилактике населения», и «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции». Организации санитарно-эпидемиологической экспертизы являются одним из элементов государственной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РК [1]. Выбранная тема является чрезвычайно актуальной в наши дни, поскольку санитарно-эпидемиологическое благополучие общества становится ключевой задачей государства. Это обусловлено растущим числом организаций, занимающихся производством как продовольственных, так и непродовольственных товаров, что порождает увеличивающиеся вопросы о соблюдении санитарных стандартов и правил.Санитарные мероприятия важны для обеспечения безопасности человека в рамках производственных процессов, будь то производство пищевых продуктов или текстиля, так как они гарантируют безопасное взаимодействие человека с товарами. [2]Каждый регион обладает своими уникальными особенностями и различиями в состоянии здоровья населения, а также в финансовых возможностях для реализации программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Увеличение автономии органов власти и других управленческих структур регионального уровня в решении социально-экономических и административных вопросов, включая распределение значительных финансовых и материальных ресурсов, позволяет им эффективно адаптировать региональную политику в здравоохранении к конкретным условиям и реальной ситуации в области санитарно-эпидемиологического контроля.Методы исследований. В рамках данной работы применены информационно-аналитический, системно-структурный, сравнительно-правовой и статистический методы исследования.Результаты и обсуждения. Государство организует регулирование данной сферы общественных взаимоотношений в рамках законодательства, что обеспечивает эффективный контроль и надзор за соблюдением всех установленных норм и правил. [3]Система управления санитарно-эпидемиологическим контролем в Казахстане состоит из нескольких ключевых компонентов:Государственные органы: Ведение санитарно-эпидемиологического контроля осуществляется Министерством здравоохранения Республики Казахстан и его территориальными подразделениями - департаментами здравоохранения в областях и городах республиканского значения.Нормативно-правовая база: Система санитарно-эпидемиологического контроля основана на законодательстве Республики Казахстан, которое включает законы, постановления Правительства, нормативные акты Министерства здравоохранения и других соответствующих ведомств.Медицинская диагностика и лабораторный контроль: В рамках системы санитарно-эпидемиологического контроля функционируют лаборатории и медицинские учреждения, проводящие диагностику инфекционных и других заболеваний, а также контроль качества воды, продуктов питания и других материалов.Мониторинг и эпидемиологическая служба: Для оперативного выявления и реагирования на угрозы здоровью населения функционируют службы мониторинга и эпидемиологического наблюдения, которые анализируют эпидемиологическую обстановку и принимают меры по предотвращению распространения заболеваний.Образование и общественные организации: Важной частью системы является работа по образованию населения в области санитарно-эпидемиологического контроля, а также взаимодействие с общественными организациями и сообществом для совместного решения проблем здравоохранения.Эти компоненты взаимодействуют в рамках единой системы, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиту общественного здоровья. [4]Недостатками системы управления санитарно-эпидемиологическим контролем в Казахстане являются:- недостаточная координация между различными органами и уровнями управления, что может привести к дублированию функций и неэффективному использованию ресурсов,- отсутствие достаточного финансирования и ресурсов для полноценной реализации мероприятий по санитарно-эпидемиологическому контролю, что может ограничивать возможности системы в борьбе с угрозами здоровью населения,- недостаточная осведомленность и образование населения о важности соблюдения санитарных правил и норм, что может приводить к неправильным практикам и увеличению риска заболеваний.- отсутствие механизмов мониторинга и оценки эффективности системы управления санитарно-эпидемиологическим контролем, что затрудняет выявление проблемных областей и разработку соответствующих улучшений,- неразвитость международного сотрудничества и обмена опытом с другими странами, что может препятствовать использованию лучших практик и инноваций в области санитарной безопасности.Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: провести анализ уровней инфекционной заболеваемости и динамики эпидемиологической и санитарно-гигиенической обстановки, выявить основные закономерности региональных особенностей эпидемиологии инфекционных заболеваний по группам и наиболее значимым нозологическим формам, оценить медико-демографическую ситуацию в крае как основу характеристики санитарно-эпидемиологического состояния населения, выявить основные тенденции и закономерности загрязнения отдельных объектов окружающей среды (вода, пищевые продукты) и влияние их на формирование кишечных инфекций, пищевых отравлений и паразитарных заболеваний, обосновать пути совершенствования эпидемиологического, гигиенического надзора и лабораторного контроля в условиях реформирования службы, оценить финансово-экономическое обеспечение учреждений службы, разработать и апробировать модель структуры учреждений госсанэпидслужбы и ее управления для совершенствования эпидемиологического и гигиенического надзора, оценить эффективность реформирования службы и предлагаемых управленческих решений по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора на основе динамики показателей инфекционной, соматической и профессиональной заболеваемости населения края и санитарно-гигиенического фона.Выводы. Есть несколько способов улучшения системы управления санитарно-эпидемиологического контроля:1. Пересмотр законодательства и нормативных документов: Приведение в соответствие законодательства, регулирующего санитарно-эпидемиологический контроль, с современными вызовами и международными стандартами.2. Оптимизация структуры управления: Улучшение эффективности системы управления через пересмотр организационной структуры, укрепление согласованности между различными органами и уровнями управления.3. Применение новых технологий: Внедрение информационных технологий, автоматизация и цифровизация процессов управления для улучшения мониторинга, анализа и реагирования на угрозы здоровью населения.4. Повышение квалификации персонала: Обучение и повышение квалификации сотрудников, работающих в сфере санитарно-эпидемиологического контроля, чтобы они соответствовали современным требованиям и методам работы.5. Развитие международного сотрудничества: Взаимодействие с международными организациями и партнерами для обмена опытом, передачи лучших практик и согласования действий в области санитарно-эпидемиологического контроля.6. Повышение осведомленности общества: Проведение информационных кампаний и образовательных программ среди населения о необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил профилактики заболеваний.Эти шаги могут способствовать улучшению эффективности системы управления санитарно-эпидемиологического контроля, что в итоге приведет к повышению уровня здоровья общества и общественного благополучия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жунис Л.М., Даниярова А.Б., Ауезова Э.Т. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 658 - 664. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/14011 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/14011



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.