'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 39

Просмотры  15 просмотров

Юровских М.А.

  


РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО *

  


Аннотация:
в статье доказывается, что включение старших дошкольников в организованную речевую деятельность в системе занятий позволяет детям развивать вербальную креативность, высказывать оригинальные идеи, проявлять гибкость мышления.   

Ключевые слова:
речевое творчество, дошкольный возраст, словотворчество, вербальная креативность   


Дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития креативности и творческого мышления. Старшие дошкольники имеют уникальные возможности и в речевом творчестве. В работах многих отечественных педагогов (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Б.М. Теплов и др.) говорится, что дошкольный возраст является периодом активного творческого развития личности ребёнка, в ходе которого развиваются и совершенствуются все психические познавательные процессы, становится произвольным внимание, память, формируется связная речь, а также о предоставлении дошкольникам самовыражаться через свои мысли и идеи с помощью различных форм искусства. [2,3] Словотворчество является одним из таких видов деятельности. У старших дошкольников наблюдается повышенный интерес к словотворчеству они активно начинают придумывать сказки, стихи, небылицы, причиной чего является расширение детского кругозора и социального опыта ребенка, при котором потребности в словесном творчестве актуализируются. Придумывание детьми оригинальных рассказов, сказок самостоятельно, под влиянием или в результате специального обучения- путь к развитию воображения, творческих способностей, расширению словарного запаса, улучшения коммуникативных навыков, преобразовывать, рефлексировать [4]. По мнению Е.И. Тихеевой ребенок без словотворчества не может овладеть необходимым словарем. [5]В исследованиях Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой и А. Г. Тамбовцевой детское словесное творчество рассматривается как отражение действенного и активного пути освоения окружающей действительности. Научные изыскания Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Е. А. Флериной показали тесную связь эстетического восприятия окружающего мира с развитием художественного творчества, мышления и речи ребенка. Н. А. Ветлугина подчеркивала роль живого восприятия художественной литературы и произведения искусства, влияющего на детское творчество. Она доказала преобразующее влияние творческой деятельности на личность ребенка. [1,6]Объектом данного исследования, является развитие вербальной креативности детей дошкольного возраста. Предметом – методы и приемы развития речевого творчества, направленных на проявление вербальной креативности дошкольников. Целью работы – выявление влияния речевого творчества на развитие вербальной креативности у дошкольников.Данное исследование основывается на гипотетическом предположении о том, что, если дошкольник, включённый в организованную речевую деятельность, в которой педагог помогает детям рассказывании историй, придумывании сказок и стихов, находить уникальные сочетания звучащей речи, осваивать художественные образы произведений литературы и т.д., развивает у детей фантазию, навыки творческого мышления, подталкивает на высказывание оригинальных идей, проявляет гибкость мышления, что способствует развитию вербальной креативности.Базой для проведения исследования стало МАДОУ №7 города Тюмени. В исследовании учувствовали дети 6-7 лет двух старших групп детского сада. В контрольную группу 20 человек, в экспериментальную группу 21 человек. В течении шести месяцев с экспериментальной группой проводилась организованная деятельность 2 раза в неделю по 25 минут, как фронтально, так и малыми группами (по 4 - 5 человек), а также индивидуально. Работа проводилась по учебно-методическому пособию «Развитие речевого творчества дошкольника» Н.В. Тимофеевой, которая включает в себя составление загадок, словесные игры и упражнения, дидактические игры. Особое место в учебно-методическом пособии занимают дидактические игры с помощью таких игр дошкольники могут развить свою речь, улучшить навыки общения и расширить словарный запас. При проведении организованной деятельности на основе речевого творчества широко использовались игровые приемы, литературные произведения, сюжетные картинки, загадки, ролевые игры, словесные упражнения. Для развития у дошкольников вербальной креативности, воображения, и других выделенных качеств творческой личности в воспитательно-образовательном процессе использовались методы активизации творчества, приемы и методы ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения).Нами были отобраны и отработаны следующие приемы и методы, успешно применяемые в процессе организованной деятельности по речевому развитию у старших дошкольников: метод «Мозговой штурм» это метод, который помогает детям генерировать новые идеи и мысли. Он заключается в том, что дети высказывают свои идеи, а потом обсуждают их. Прием образного сравнения, метод фокальных объектов (МФО – придумывание чего-либо нового, видоизменяя привычный вид объекта), метод синектики (объединение разнородных элементов), метод «Создание историй», «Что если» (SWIFT) и др.Содержание программы построено на доступных для понимания дошкольника сведениях об окружающем мире, включает решение сказочных задач, придумывание новых сказок, загадок, историй с помощью специальных методов и приемов.В качестве методик диагностики способностей к словесному творчеству выступали: методика «Исследование словарного запаса» Ю.С. Ляховской, Ч. Осгуда, которая позволяет оценить уровень сформированности словарного запаса детей, модификация методики А.В. Запорожца «Сказка про чернилицу» Методика «Исследование словообразования» Р.И. Лалаевой и методика Е. Е. Кравцовой «Где чье место?», которая заключается в том, чтобы посмотреть, насколько ребенок сумеет проявить свое воображение в жестко заданной предметной ситуации, тем самым по ней можно выявить детей с высоким уровнем развития воображения.Для определения статистической значимости различий в диагностических данных дошкольников обеих выборок применялся расчет U – критерий Манна-Уитни.На констатирующем этапе эмпирического исследования статистически значимых различий в результатах дошкольников контрольной и экспериментальной группы ни по одному из диагностируемых показателей выявлено не было.После окончания развивающего курса по развитию речевого творчества с детьми экспериментальной группы было проведено контрольное диагностическое обследование, которое описано ниже по тексту.Итоговые данные по методике «Исследование словарного запаса» позволяют говорить о достоверно значимых различиях в показателях более высокого уровня сформированности оригинальности воображения у дошкольников экспериментальной группы (U=106 при p ? 0,05).Данные по методике «Сказка про чернилицу» в котором уровень сформированности способности к переносу определенных свойств предмета в иную ситуацию, говорит о том, что в контрольной и экспериментальной группах есть незначительные изменения (U=134 при p ? 0,01).После проведения методики «Где чье место» у дошкольников экспериментальной группы показатели уровня развития воображения по оказались значимо выше (U=170 при p ? 0,05).Различия в показателях у дошкольников контрольной и экспериментальной групп в способности к словообразованию по методике Р.И. Лалаевой «Исследование словообразования» говорит о более высоком уровне образования новых слов и увеличении словарного запаса (U=126 при p ? 0,05).Таким образом, выдвинутая нами гипотеза – если дошкольник, включённый в организованную речевую деятельность, в которой педагог помогает детям в рассказывании историй, придумывании сказок и стихов, находить уникальные сочетания звучащей речи, осваивать художественные образы произведений литературы, то это способствует развитию его вербальной креативности – в целом гипотеза подтвердилась.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Юровских М.А. РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕЧЕВОЕ ТВОРЧЕСТВО // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 236 - 241. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13948 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13948



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.