'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 37

Просмотры  14 просмотров

Серикова Н.У., Иксанова А.Б.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. КАК ПРОВЕСТИ УСПЕШНЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ? *

  


Аннотация:
в статье рассматривается анализ преимуществ и недостатков дистанционного обучения в школе. До начала пандемии 2019-2020 годов одной из задач современной школы было увеличение разнообразия видов и форм организации учебного процесса учащихся. По прогнозам многих экспертов, дистанционные технологии, интегрированные в педагогическую систему, позволили бы значительно расширить образовательные возможности школьников, сделать выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Однако ситуация с пандемией вынудила школы внедрять дистанционные образовательные технологии, опираясь на всех участников образовательного процесса. Исследованию были подвергнуты следующие параметры: распределение времени, затрачиваемого на организацию работы дома, преимущества дистанционного обучения, недостатки дистанционного обучения. Результаты проведенной экспериментальной работы доказывают актуальность затронутой темы.   

Ключевые слова:
дистанционное обучение в школе, преимущества дистанционного обучения, сайты-помощники учителям, цифровизация, модернизация   


Вступление. Одной из задач современной школы по началу пандемии 2019-2020 годов было увеличение разнообразия форм и форм организации учебного процесса учащихся. По прогнозам многих экспертов, интегрированные в педагогическую систему технологии дистанционного обучения позволяют значительно расширить образовательные возможности учащихся, выбрать и реализовать индивидуальную траекторию в открытом образовательном пространстве.Дистанционное обучение занимает всё большую роль в образовательном процессе. Современное образование невозможно без Интернета, который прочно вошел в нашу жизнь. Специалистам всех профессий требуется постоянно совершенствовать свои знания, умения и навыки, чтобы соответствовать высокому профессиональному уровню, диктуемому потребностями нашего современного общества. Век цифровизации шагает семимильными шагами, поэтому учител необходимо идти в ногу со временем. В условиях пандемии и строгого карантина возникли жизненно важные вопросы, касаемые обучения и образования в целом. И эта необходимость привела к поискам новых методов передачи знаний и технологий обучения.Современное образование на основе дистанционных IT – технологий выходит за пределы отдельных государств и характеризуется как открытое образование "без границ". Появляются большие возможности получения высококачественного образования для любого человека по всему миру, вне зависимости от его местонахождения и проживания. Открываются дополнительные возможности для каждой страны заявить о себе на международной арене, распространить свое культурное и политическое влияние, повысить свою конкурентоспособность.Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных технологий и открытое образование это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране. Значительная часть населения проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных и районных центров. Имеются поселения, в которых функционируют малокомплектные школы. Есть и такие, где имеются только начальные школы. С появлением мелких крестьянских хозяйств и животноводческих ферм на удаленных пастбищах образуются семейные группы, в которых дети не имеют возможности посещать школу. В таких случаях обеспечить население даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.Похожие проблемы наблюдаются в профессиональном образовании. Организации технического профессионального образования (колледжи и вузы) сосредоточены преимущественно в больших городах, где имеются высококвалифицированные преподавательские кадры. На периферии ощутим дефицит специалистов всех категорий, отсутствует возможность получить полноценное профессиональное образование населения на местах. Понимая это, государство предпринимает все меры для решения данных проблем. При этом в качестве приоритетного направления рассматривается внедрение дистанционных образовательных технологий.Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов уделяет огромное внимание организации дистанционного учебного процесса в образовательных учреждениях Казахстана. В Казахстане были организованы:1. Уроки через телевидение.Это совершенно новый формат. Телеканалы "Балапан" и "Ел Арна" предоставили министерству свое эфирное время. Съемки начались во время школьных весенних каникул. Всего было отснято более 2000 видеоуроков по основным предметам.2. Занятия через специализированные интернет – платформы. Раньше доступ к образовательному контенту этих компаний был платным, но министерством образования была достигнута договоренность, что дети будут получать всю информацию и пользоваться этими системами бесплатно.Эти цифровые системы дают возможность просматривать ученикам и студентам предыдущий урок или ту тему, которую они разбирали ранее, проводить онлайн – уроки, вебинары, конференции, получать обратную связь, создают возможность для индивидуализации и геймификации обучения. Также этот формат позволит проводить тестирование и оценивать полученные знания.Совместно с акиматами был решен вопрос о временной передаче компьютеров образовательных учреждений ученикам, студентам и учителям, а также была приобретена, учитывая необходимость, дополнительная техника для образовательных учреждений (планшетов или компьютеров), которые были переданы на временное пользование. Работа в новом режиме для педагогов ничуть не проще, а наоборот, также ресурсозатратнее, как для детей и родителей. В учебных организациях были организованы различные благотворительные акции.Дистанционное обучение — это действительно серьезный вызов для нашей системы образования. В первое время было много критики, как со стороны родителей учеников, студентов, так и со стороны педагогов. Со стороны министерства образования организовывались различные анкетирования, опросы и в результате принимались необходимые меры, повышающие доступность дистанционного обучения. В современном мире все большее количество людей предпочитают дистанционное обучение.Интернет-школа для многих учеников-привычный формат. Дети учились дистанционно и до карантина. Многие исследования показывают, что ребенок, который учится в интернете, добивается не меньшего прогресса, чем дети, которые ходят в обычную школу.Онлайн-школа-это форма для дистанционного обучения учащихся, где любой может зарегистрироваться. Некоторые такие школы даже стремятся получить сертификат. Но не все они бесплатны. Домашняя школа InternetUrok.ru -сайт для дистанционного обучения учащихся. Он содержит видеоуроки по всем основным предметам школьной программы с 1 по 11 класс. Кроме того, существуют тесты, тренажеры и задания для самостоятельной работы. Школа платная. Российская электронная школа " - государственный портал дистанционного обучения учащихся. Здесь вы найдете уроки, тематические курсы, и материалы для проектных работ. Онлайн школа № 1-это общеобразовательная школа с дистанционной аттестациейОднако развитию ДО сегодня способствует ряд изменений, происходящих в обществе в связи с ростом технических возможностей обмена информацией, а также развитие педагогического контента в сети Интернет, сферы методик и форм применения ДО, рост материально-технической базы образовательных организаций. Наблюдается увеличение спроса на ДО со стороны обучающихся, не имеющих возможности посещать школу, колледж, вуз очно (обучающиеся с ОВЗ, спортсмены, артисты, обучающиеся, выезжающие с родителями в командировки и т. д.). Также существует рост спроса на ДО со стороны педагогов, желающих преподавать дистанционно (находящиеся в декретном отпуске, имеющие маленьких детей, работающие в нескольких местах, лица с ОВЗ и т. д.). Инновации в области ДО свидетельствуют о возможности решить с помощью ДО ряд проблем, которые стоят перед родителями, педагогами, руководителями. Дистанционный учебный процесс предусматривает со стороны преподавателя проведение систематических занятий с обучаемым, методически грамотное использование разработанного контента для дистанционного обучения, средств коммуникаций и образовательных ресурсов сети Интернет, а также осуществление технической поддержки учебного процесса. Технические решения для ДО сегодня разнообразны и позволяют решить практически все организационные вопросы. Положительной стороной качественного ДО для учащегося является, несомненно, индивидуальное обучение, гибкий график учебы, интерактивное взаимодействие с обучающей средой. Для преподавателя подготовка своего дистанционного курса дает повод собрать и систематизировать учебный материал из всех источников, повысить свои ИКТ-компетенции, совершенствовать навык излагать материал кратко, емко, логично. Проведение дистанционного курса позволяет учителю создать себе гибкий график работы, выбрать удобную модель ДО, динамично обновлять курс, изучить ряд педагогических технологий ДО. Также учебный процесс при ДО позволит учащемуся и учителю наиболее полно использовать ресурсы и сервисы сети Интернет (электронные библиотеки, вебинары, тренажеры, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, научные сайты и др.), развить навыки самоорганизации и самоконтроля, сэкономить средства в части уменьшения материальных затрат на транспортные, бытовые расходы. Однако при всем позитиве и выгоде ДО следует помнить о другой стороне медали – тех «подводных камнях», которые ожидают участников образовательного процесса в дистанционном формате. Серьезной проблемой является психологическая адаптация к ДО при отсутствии личного контакта обучающегося с педагогом, а также отсутствие навыков самоорганизации. Среди минусов ДО стоит отметить ухудшение устной речи у обучающегося и снижение коммуникационной культуры в развитии личности. При наличии особых психологических показателей развития личности (например, одиночество в реальном мире) возможен переход в интернет-зависимость (как у обучающегося, так и у педагога). Среди проблем при организации ДО стоит отметить побочные эффекты, затрудняющие работу. Процесс ДО зависим от качества интернет-канала (грозы, аварии на электростанции и т. д.). Также стоит сказать о медицинских проблемах при сидячей работе за компьютером, когда страдает позвоночник, зрение, воспаляются суставы рук. От длительной работы с электроприбором наступает быстрое переутомление из-за сухости воздуха и эффекта песка в глазах. Все эти проблемы решаются правильными гимнастиками, соблюдением мер предосторожности, в некоторых случаях – специальными тренингами. Таблица 1. SWOT-анализ возможности создания системы ДО в образовательном учреждении. Таким образом, проведенный анализ показал, что современное состояние образовательного учреждения характеризуется преобладанием положительных предпосылок (сильных сторон) для реализации проектной идеи.Вместе с тем, следует идентифицировать основные заинтересованные стороны в реализации проекта, а также определить ожидания и возможные изменения для каждой из выделенных групп.Заключение. Несмотря на наличие как преимуществ, так и недостатков, а также психологических проблем, отмечаемых сторонниками образовательного процесса, дистанционное обучение прочно вошло в нашу образовательную практику. Оно развивается огромными темпами, чему способствует развитие Интернета и рост его информационно-коммуникационных возможностей. В то же время следует отметить, что дистанционные технологии, внедряемые в образовательный процесс, требуют более тщательной дидактической проработки, разработки методов получения знаний. Без этого невозможно в полной мере оценить эффективность работы преподавателя и учащихся в удаленной среде. Система дистанционного обучения может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной организации она может обеспечить качественное образование, отвечающее требованиям современного общества сегодня и в ближайшем будущем.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Серикова Н.У., Иксанова А.Б. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ. КАК ПРОВЕСТИ УСПЕШНЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ? // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 221 - 229. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13946 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13946



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.