'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 35

Просмотры  15 просмотров

Сажина В.В., Газизова Ф.С.

  


ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
основой развития нравственных качеств дошкольника является его положительная мотивация. Она, в свою очередь, вызвана яркими эмоциями от прочтения произведений детской литературы. Книги – это главный источник знаний, поэтому необходимо выбирать его учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Читаемое произведение должно быть осмыслено ребенком, вследствие чего он познает его нравственный смысл.   

Ключевые слова:
детская литература, нравственное воспитание, внутренний самоконтроль, мотивы поведения   


Детская литература является одним из главных инструментов в воспитании ребенка, в формировании его личности. Она служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, при этом, неизбежно развивает и обогащает речь ребенка, вводит его в мир человеческих отношений. Какую же ценность детская литература представляет как средство нравственного воспитания дошкольников?Детская литература это непосредственно книги, которые написаны именно для детей. Такие книги авторы создают с учётом возрастных особенностей детей, и чем меньше возраст, тем специфичнее требования. По мысли Л. Кассиля, специфика детской книги – это учет возрастных возможностей понимания читателя и в соответствии с этим расчетливый выбор художественных средств. Л. Кассиля поддерживает и даже повторяет И. Мотяшов: «Весь же вопрос так называемой возрастной специфики еще со времен Белинского сводится к стилю детских произведений, излагать должно «сообразно с детским восприятием, доступно, живо, образно, увлекательно, красочно, эмоционально, просто, ясно». Таким образом, необходимо отметить, что эффективность использования детской литературы зависит от правильности работы автора. В современном мире существует неисчислимое разнообразие детских книг: они могут быть сделаны из любого материала и с различными иллюстрациями, содержать необычные детали, музыкальное сопровождение или иную озвучку и др. В любом случае, у всех этих книг одна цель – вызвать интерес у ребенка, что в свою очередь уже выполняет другие задачи, такие как, например, нравственное воспитание.Проблема нравственного воспитания дошкольников является одной из самых актуальных на сегодняшние дни. Следует отметить, что в педагогике понятие нравственное воспитание понимается как формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. А нравственное воспитание дошкольника – это многогранный процесс, требующий внимания и усилий со стороны родителей и педагогов. Его результаты существенно влияют на формирование личности ребенка и его принадлежность к нравственной культуре общества. В первоначальный период жизни, дошкольник находится в стадии формирования своей личности и активно усваивает все, что происходит вокруг него. Поэтому особенно важно помочь ему усвоить принципы морали и этики. Одним из средств, которые взрослые используют в воспитании нравственности ребенка это книги. Сейчас всех нас окружают электронные информационные ресурсы, которые не всегда влияют наилучшим способом как на взрослых, так и на детей. Чаще всего такие источники лишены какой-либо воспитательной ценности, затрагивают лишь поверхностный, примитивный уровень эмоций и почти не требуют умственных усилий для восприятия. Очень важно в ДОУ иметь яркий и интересный книжный уголок, который будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это должно быть таким местом, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и вспомнить. Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской литературе.Все мы знаем, что дети очень чутко воспринимают окружающую их обстановку и впитывают информацию, словно губка. Поэтому, чтение детской литературы, наполненной позитивными образцами поведения и моральными уроками, помогает сформировать у детей нравственные принципы и ценности. Сказки, стихи, былины, легенды, рассказы для ребенка это не только мир фантазий и чудес, а первый источник знаний. Благодаря детской литературе дети познают сложные явления и чувства, как добра и зла, сострадания и гнева, и др. Главной задачей детской литературы всегда являлось пробуждение «добрых чувств» в душе ребенка. Детские произведения отлично развивают человечность, гуманные качества ребенка: понимание и любовь к окружающим, честность, дружелюбие, чувство справедливости и добра, и многое другое. При чтении сказок дети стараются подражать лучшим героям произведений. Через примеры героев книг, они учатся быть уверенными в себе, находить выход из сложных ситуаций, стремиться к достижению целей и преодолевать трудности. Благодаря этому дети развивают смелость, настойчивость, ответственность и самостоятельность.Традиционные методы нравственного воспитания дошкольников являются эффективными, при условии, что взрослые проявляют строгий контроль и обращают внимание ребенка на общественное мнение. Главной составляющей показателя сформированности нравственных качеств личности является наличие внутреннего самоконтроля. Именно он ставит ребенка в зону дискомфорта в случае неправильного поступка. Сформировать внутренний контроль можно, опираясь на активную деятельность ребенка в различных сферах. Свои мотивы ребенок подчиняет знаниям о марали и культуре человеческих отношений, что способствует повышению его самооценки, развитию чувства собственного достоинства. Самоконтроль дает возможность успешно развить нравственные качества личности. С раннего детства правильно подобранная детская литература формирует у ребенка способность к рефлексии окружающих его ситуаций. Изначально он может не понимать собственных мотивов поведения и не выстраивает их в какую-либо систему по значимости. Во внутреннем мире ребенка только начинает формироваться некая устойчивость, определенность, поэтому необходимо выделить, что решающая роль отводится взрослому.Любая сказка несет в себе определенный нравственный смысл. Взрослый должен помочь ребенку его познать. Из различных произведений дети могут познать к чему могут привести плохие качества героев, и как с ними справляются герои с хорошими качествами. В любом случае, ребенок сам выбирает, как ему поступать. Взрослые не могут привить ребенку собственные мотивы поведения в какой-либо ситуации. Таким образом, детская художественная литература формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь, благородство и доброта. На сегодняшний день детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Множество писателей мира отдают свой талант детям, так как мы всегда понимали, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью. Умение воспринимать художественное произведение, осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком его содержания. Дошкольник живет вместе с героями любимых книг, он сочувствует и радуется, и переживает вместе с ними. Поэтому не стоит забывать, что при знакомстве с книгой надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Иногда дети слушают внимательно, но не понимают смысл прочитанного, а иногда у них пропадает интерес к книге.Книга, прочитанная раньше времени, не производит впечатлений, значит она будет прочитана зазря.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сажина В.В., Газизова Ф.С. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 211 - 216. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13944 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13944



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.