'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 31

Просмотры  10 просмотров

Клименко Д.О.

  


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ *

  


Аннотация:
в работе раскрыты основные проблемы и причины низкого уровня познавательной самостоятельности, а также предложены рекомендации по ее развитию посредством проектной деятельности. Предложен универсальный алгоритм ведения проектной деятельности, которым может воспользоваться любой педагог, что поможет учащимся развить познавательную самостоятельность.   

Ключевые слова:
познавательная самостоятельность, проектная деятельность, педагог-лидер, педагог-организатор, педагог-консультант, универсальный алгоритм   


На сегодняшний день российское государство характеризуется переходом к постиндустриальному обществу, которому необходимы инициативные граждане, способные ставить перед собой цели и искать эффективные пути по их достижению, быть ответственными за результат своей деятельности, а также выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут. Вместо того, чтобы давать детям готовые знания, сейчас основная задача школы – научить детей получать знания самостоятельно, развить критическое и творческое виды мышления, а также сформировать стремление к развитию познавательной самостоятельности [1, с. 828].Познавательная самостоятельность у подростков развивается в первую очередь в деятельности, и прежде всего, в учебной. Основными направлениями, в результате которых развивается познавательная самостоятельность, являются:Непосредственно учебные предметы, которые осваивают учащиеся,Правильная организация проектной деятельности учащихся [3, с. 140].В начале своего обучения детей удивляют и заинтересовывают факты и явления о мире, про которые они не знали. Удивление – является сильным стимулом для познания. Через него у учащихся повышается интерес к учебе и мотивация к изучению чего-то нового. Но долго удерживать познавательный интерес новыми и яркими фактами об окружающем мире не получается, и школьники быстро теряют интерес к учебе. Чтобы возбудить желание подростка вновь учиться, педагог начинает развивать познавательную потребность ученика через проектную деятельность. В самом процессе педагог подводит учащихся к привлекательности проектной деятельности, что пробуждает интерес к обучению. Именно через самостоятельною работу, организованную определенным образом, возникает желание достичь поставленного результата самому [1, с. 826].Самостоятельная работа является одним из важнейших показателей качества знаний, умений и навыков учащихся.Для того чтобы научить учеников работать самостоятельно, в своем формирующем эксперименте автор сделала попытку создать универсальный алгоритм ведения проектной деятельности, в котором на каждом этапе проектной деятельности педагог выполняет различные роли и отдает контроль над проектом ученику [4, с. 53]. На организационном этапе работы педагог выступает в роли лидера. Раскрывает ключевые понятия проектной деятельности, ее этапы, а также помогает формулировать темы. При этом сам педагог не дает готовую тему, а лишь дает варианты, из которых ученик может выбрать заинтересовавший объект исследования. После определения темы, педагог, методов включения в проблемную ситуацию, стимулирует детей начать формулировать ключевые понятия темы, проблему и важнейшие аспекты своего проекта [2, с. 110].Прочные знания ученик приобретает в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой, которой является интерес.На развивающем этапе педагог выступает в роли организатора. Наиболее эффективной формой развития познавательной самостоятельности являются творческие работы учащихся, которые связаны с деятельностью воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями, и использованием пространственного мышления. Необходимо дать ученикам свободу воображения, что лично бы они хотели видеть в качестве продукта своего проекта, как этого можно достичь. Создать некую утопическую идею, которую они хотели бы осуществить. На данном этапе, ученик, мотивированный на создание своей собственной идеи проявляет самостоятельность в выборе цели, гипотезы, предмета и объекта исследования, а также продукта [4, с. 156].Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития.На обобщающем этапе ключевым фактором является педагог, выступающий в роли консультанта. Учитель выступает в качестве советчика, подсказчика, но ни в коем случае не генератором готовых ответов. Самостоятельный поиск ответов является одним из ключевых факторов развития познавательной самостоятельности [4, с. 110].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Клименко Д.О. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 194 - 197. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13940 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13940



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.