'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 29

Просмотры  14 просмотров

Владимирова Я.О.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ *

  


Аннотация:
 в данной статье рассмотрена проблема формирования функциональной грамотности на уроках математики. Представлена характеристика особенностей и средств формирования математической грамотности как компонента функциональной грамотности.   

Ключевые слова:
 функциональная грамотность, практико-ориентированные задачи, математическая грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность   


Одной из основных задач современного образования на всех ступенях обучения является формирование функциональной грамотности как интегральной характеристики качества подготовки ученика, отражающей помимо усвоенных умений, знаний и опыта деятельности его личностный смысл, а также опыт их применения для решения реальных жизненных задач. В большинстве исследований «функциональная грамотность» определяется как тренд современного обучения и показатель уровня знаний, умений и навыков, которые обеспечивают нормальное поведение личности в социуме, языкового и речевого развития, которое должно обеспечиваться познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной и личностной компетенциями. В области математики, функциональная грамотность обязывает ученика владеть следующими умениями:- определять и решать проблемы, появляющиеся в жизни, с помощью математических средств,- анализировать и подтверждать использованные методы решения с помощью математической теории,- объяснять полученные результаты в зависимости от исходной цели.В соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом основного общего образования (далее ФГОС) № 287 от 31 мая 2021 года пунктом 35.2 установлены требования к реализации программы основного общего образования, которые должны создавать условия, обеспечивающие возможность: «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), ... ».Выделяют несколько основных видов функциональной грамотности: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая.Математическая грамотность является важным аспектом образования и занимает второе место среди компонентов функциональной грамотности наряду с читательской грамотностью. Она предполагает умение применять математику для решения реальных проблем и включает в себя способность понимать математический «язык». Это включает в себя умение распознавать и использовать математические термины, осуществлять числовые расчеты, умение интерпретировать и использовать графики, диаграммы.В соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускнику школу, активно внедряется мониторинг уровня сформированности функциональной грамотности. В контрольно-измерительные материалы основного государственного экзамена по математике добавлены задания практико-ориентированного содержания, направленные на проверку сформированности у учащихся навыков логического мышления, умения применять математические знания на практике, а также сформированности у учащихся навыков самостоятельного поиска и применения математических методов для решения конкретных практических задач.Вместе с тем, анализ школьных учебников показывает, что количество задач практико-ориентированного содержания в процентном отношении недостаточен, особенно в старших классах. В связи с этим перед учителями математики стоит важная задача по внедрению в процесс обучения практико-ориентированных задач для формирования математической грамотности учащихся. Очевидно, что задания по развитию математической грамотности должны быть ориентированы на практику и иметь межпредметный характер, основанный на использовании знаний из различных предметов. Например, измерение площади и объема в реальных ситуациях, применение геометрических принципов в архитектуре или строительстве, решение задач на геометрические построения с использованием компьютерных программ и многие другие. Такой подход к обучению геометрии не только сделает материал более интересным для учащихся, но и поможет им понять, как математика используется в реальной жизни.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Владимирова Я.О. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 185 - 188. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13938 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13938



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.