'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 28

Просмотры  20 просмотров

Вафина Ю.Ф.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении литературному чтению. Дается характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире, предлагаются примеры заданий, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения.   

Ключевые слова:
читательская грамотность, читательские умения, литературное чтение, ФГОС, младшие школьники   


В современной педагогике все чаще обсуждается вопрос формирования не просто навыка чтения, а умения использовать этот навык для поиска нужной информации в тексте, для обогащения своего читательского опыта и получения необходимых знаний. До введения стандарта, когда речь шла о грамотности в начальной школе, то подразумевалась математическая и лингвистическая грамотность, то есть грамотное решение математических задач и письмо без ошибок. Читательская грамотность понималась тогда как скорость чтения [3, с.101]. Благодаря введению стандарта стало понятно, что читательская грамотность это не быстрота чтения, а умение работать с текстом для получения информации. При этом, безусловно, важно, когда ребенок умеет работать с текстом как маленький читатель, получает удовольствие от чтения и умеет воображать по поводу прочитанного в тексте. Но в своей работе мы отдаем первостепенную роль умению школьника работать с информацией, то есть развитию его читательской грамотности. Под читательской грамотностью понимается способность работать с текстом для извлечения информации и дальнейшего её использования [1, с.66].На основании выше сказанного хотелось бы выделить основные сложности в работе современного педагога, работающего на формирование читательской грамотности. Первая сложность связана с тем, что педагогам необходимо изменить свое представление о читательской грамотности. Здесь большое значение имеет образовательный стандарт и его требования к работе педагога. Так же основной сложностью для педагога является вопрос о том, как формировать читательскую грамотность. Как выстроить работу на уроке так, чтобы у учащихся формировался навык поиска информации [2, с.495]? Читательская грамотность формируется на уроках литературного чтения и окружающего мира, так как на этих уроках есть работа и с художественными, и с информационными текстами. Если говорить о формировании читательской грамотности на уроках литературного чтения, то здесь есть свой нюанс, который заключается в том, что учителя на уроках привыкли отрабатывать навык чтения, либо после прочтения произведения работать с вопросами учебника. Традиционно работа на уроках литературного чтения так и строилась, основываясь в основном на беседе по вопросам учебника. Работа в таком ключе не является продуктивной. Недостает самостоятельной работы учеников с текстом [1. с.44]. Другим аспектом проблемы является вопрос: достаточно ли заданий учебника, которые даны к тексту? Достаточно ли их для формирования читательской грамотности? Ведь читательская грамотность включает в себя группы читательских учений, которые разработаны на основе исследования PIRLS. Термин «читательские умения» в широком смысле собирает все умения, связанные с литературно-учебной деятельностью школьника: анализ, восприятие, оценка любого текста, речевые и библиографические умения. Именно в таком смысле мы и будем использовать термин «читательские умения» [2, с.501].Группы читательских умений, которые обеспечивают формирование читательской грамотности младшего школьника[1, с.23]: - общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, - нахождение информации, данной в явном виде, - интерпретация текста, - рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка. После анализа учебных пособий «Литературное чтение» в начальной школе мы пришли к выводу, что большинство программ не удовлетворяют это требование. Наиболее типичные вопросы, встречающиеся в учебниках 3его класса: - Почему рассказ назван «Игра»? (Автор дает ответ на этот вопрос в тексте). - Опишите кота? (Детали есть в рассказе). - В чем смысл заглавия стихотворения? - Как можно озаглавить части текста? - Найдите и прочитайте, с чем сравнивают гром и молнию? Рассматривая ряд учебников, мы должны признать, что в настоящее время не все учебники литературного чтения построены так, чтобы работать на формирование читательской грамотности. В учебниках есть художественные произведения, которые заставляют школьника воображать, размышлять, формировать читательскую позицию у школьника. Но работа с информацией не представлена на все 4 группы читательских умений. В этом заключается главная проблема учебно-методических комплектов [4, с.89].Для того чтобы планировать урок на формирование читательской грамотности, педагог должен помнить о существовании групп читательских умений, которые в нашей работе легли за основу. Каждой группе соответствуют свои задания. Хотелось бы разобрать задания, которые могут быть даны к текстам и формировать читательскую грамотность [2, с.499].Таблица 1. Задания, формирующие читательские умения. Ставя перед собой цель формирования читательской грамотности школьников, необходимо удерживать концепцию исследования PIRLS. Целью международного проекта «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS) является сравнение качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление различий в национальных системах образования [1, с.38]. Именно там зародилось понятие читательской грамотности, были разработаны группы читательских умений и выявлены уровни читательской грамотности. Планирование и проведение таких уроков будет успешно в случае, если педагог понимает читательскую грамотность как умение работать с текстом для извлечения информации. Разрабатывает задания на существующие группы читательских умений, не оставляя в тени задания более сложного типа. Выстраивает парную или групповую работу, для того чтобы школьники имели возможность поговорить о прочитанном [3, с.101].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Вафина Ю.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 179 - 184. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13937 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13937



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.