'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 19

Просмотры  18 просмотров

Осипов А.С., Межидова Т.У.

  


ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ *

  


Аннотация:
это исследование фокусируется на анализе социальных взаимодействий, которые происходят в процессе выполнения и реализации функций правоохранительных органов государства. В данной работе исследуются теоретические и методологические аспекты, а также правовые основы этой функции. Осуществляется обзор разнообразных подходов к определению и пониманию правоохранительной функции, а также ее роли в структуре государственных обязанностей. Выдвинутые аргументы опираются на теоретические фундаменты и практические исследования специалистов в этой области. В рамках исследования проведен тщательный анализ содержания правоохранительной функции. Методологическим фундаментом стали принципы историзма, объективности и системности. В работе применяются научные методы, включая конкретно-исторический, ретроспективный, сравнительный и формально-юридический анализы, которые в сочетании с историко-сравнительными и сравнительно-правовыми методами. Основная задача исследования — проведение комплексного теоретико-методологического анализа правоохранительной функции государства с целью сформулировать заключение о том, что правоохранительная функция выделяется как уникальная и самостоятельная функция государственного устройства.   

Ключевые слова:
право, правоохранительная функция, законность, правопорядок, государственная власть, управление   


Защита законности и поддержание порядка – это ключевой инструмент для укрепления социальной стабильности и усиления эффективности противодействия преступности и неблагополучным явлениям. В идеальном обществе, которое устроено по принципам и функционирует эффективно, государство играет ключевую роль. По мнению Л.С. Мамут, для того чтобы сформировать правильное и полное представление о государственности и правильно относиться к ней, необходимо проанализировать все ее аспекты. Функциональность государства является одним из основных элементов, поскольку она дает понимание его сущности и причин существования, а также позволяет определить направления его развития. [5]Чтобы лучше понять роль правоохранительных органов, нужно разобраться с самим термином "функция". Изначально "функция" не имело юридического или политического значения. Термин впервые был применен Г.В. Лейбником в математических и физических работах, где он описывал зависимость одной переменной от другой, то есть изменение одной ведет к изменениям в другой. "Функция" происходит от латинского слова, что означает "исполнение" или "осуществление", то есть действие или работа. В энциклопедических источниках этот термин расширенно трактуется как "деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление объекта в системе отношений, роль, предназначение".С начала двадцатых годов прошлого века становится очевидным расширение и многостороннее толкование концепции "функции", которая включает в себя категории такие, как деятельность, работа, предназначение, роль и обязанности. Разнообразные трактовки этого термина связаны с его уникальным использованием в различных сферах знаний. В то время как в разных дисциплинах определение функции может варьироваться, в рамках одной или связанных наук оно должно оставаться незыблемым. В философском контексте функция рассматривается как внешнее значение характеристик объекта в рамках определенных взаимоотношений. Она характеризует поведение, свойственное этому объекту. Некоторые мыслители, отвлекаясь от конкретного значения, определяют функцию как "объективную", "существующую связь" между частями целого. Интересное изложение дает В.И. Кремянский, утверждающий, что функция представляет собой активную деятельность, направленную или целенаправленную, в рамках биологических, социальных или технических систем или их компонентов. [1]Различные взгляды на роль государства в теории государства и права привели к появлению множества определений его функций. Чтобы понять глубину этих функций, следует рассмотреть их развитие в последовательности их возникновения в юридической литературе нашей страны. При анализе концепции "функции государства" критически важно учитывать подход, который оказал значительное влияние благодаря трудам К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Согласно историческому материализму, термин "функция" в первую очередь применяется для характеристики общей социальной роли государства, а в меньшей степени – для описания специфических аспектов его работы. К. Маркс подчеркивал, что в деятельности правительства необходимо различать "две составляющие: выполнение общественных задач, характерных для любого общества, и особые функции, возникающие из-за противоречия между правительством и обществом". Ф. Энгельс также выделял в политической сфере господство, "общие общественные функции" и "общие экономические функции". [3]Несмотря на разнообразие интерпретаций концепции "функций государства", они все разделяют общую суть, которая позволяет выделить ключевые особенности изучаемой концепции, что согласуется с мнением большинства ученых. В первую очередь, функции государства определяются его социальной миссией, которая включает в себя решение разнообразных задач и реализацию целей на каждом этапе его исторического пути. Во-вторых, термин "функции государства" часто ассоциируется с термином "деятельность государства". [5] Тем не менее, следует учитывать, что фактическая деятельность государства как таковая не должна рассматриваться как его функция. Более точным будет определение направлений этой деятельности, направленных на удовлетворение общественных или классовых потребностей, а не саму деятельность. Согласно этому подходу, динамический элемент не может быть исключен из концепции "функций государства", он переходит из сферы реального в сферу предполагаемого.Функции государства, которые характеризуются сложностью и многогранностью, тесно связаны с уникальными особенностями и закономерностями его исторического пути, а также с изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества. Исходя из этих характеристик, можно сформулировать следующее определение функций государства: это ключевые направления его активности, где наиболее ярко выражается социальная природа государства на данном этапе его развития. Государство, как многоаспектное общественное образование, можно описать как многогранный столб, состоящий из различных внутренних и внешних элементов, которые определяют его универсальную систему управления. В качестве социального института, государство предназначено для реализации уникальных аспектов, происходящих из его сущности. Эта сущность проявляется в одной из ключевых функций государства — обеспечении безопасности общества, чьи интересы оно защищает. Государство направлено на создание установленного порядка, который обеспечивает удовлетворение интересов различных социальных групп или общества в целом, а также на поддержание стабильности социальной системы и противодействие деструктивным тенденциям. Без установленного порядка государство не может существовать, поэтому между его сущностью и поддержанием правопорядка существует непосредственная связь. [9]Государственные функции охватывают множество сфер жизни общества, включая экономику, социальные вопросы, политику и духовные ценности, где необходимо активное вмешательство власти. В свете этого факта, можно утверждать, что почти все государственные органы в той или иной мере участвуют в реализации ключевых государственных задач. Особенно это проявляется в области правоохранительной деятельности, которую осуществляют различные структуры, в числе которых Прокуратура РФ, МЧС, Следственный комитет, ФСБ, МВД, Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба исполнения наказаний и другие. Правоохранительная деятельность – это совокупное усилие всего государственного механизма, что делает её многогранной и включающей в себя такие задачи, как поддержание правопорядка, предупреждение, выявление и расследование преступлений, осуществление правосудия, прокурорский надзор, предоставление юридической помощи и прочие аспекты. [8]Многообразие мнений экспертов по поводу изучаемой функции отражается в разнообразных методах ее исследования, что и стало причиной отсутствия единого определения этой функции. В юридической науке принято выделять множество функций государства, включая защиту общественной и частной собственности, укрепление правопорядка, поддержание общественного спокойствия, гарантирование прав и законных интересов граждан, функции правоохранительных органов и так далее. [7]После тщательного рассмотрения этих взглядов можно сделать общий вывод о том, что проблема носит сложный, противоречивый и крайне актуальный характер, неоднократно привлекавший внимание в юридической науке и требующий особого внимания. В свете этого кажется разумным расширить рамки обычного анализа. Понятие рассматриваемой функции будет осмыслено с учетом русской лингвистической традиции и через призму отношения ученых к праву как к категории, которая может быть воспринята как позитивная или объективная. [3]Чтобы определение было корректным и в содержании, и в форме, оно должно соответствовать определенной структуре и следовать логическим правилам. Из четырех ключевых правил, одно касается отсутствия парадоксов в определении. "Когда мы описываем что-то через другое понятие, которое, в свою очередь, опирается на первое, возникает парадокс" (источник). Пример такого парадоксного определения – это тавтология. Тавтология, происходящее от греческого "то же самое слово", – это термин в лингвистике, обозначающий "повторение однокоренных слов" (источник). К примеру, определения "функция борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка" или "функция обеспечения прав и свобод граждан" включают в себя повторение слов, что является иллюстрацией тавтологии (в данном случае повторяются слова борьба, преступность, обеспечение, правопорядок и др.). Следовательно, более точным и соответствующим русскому языку будет называть эту функцию правоохранительной или правозащитной. [10]В контексте этих определений, их смыслы расходятся. "Защита" подразумевает поддержку истинности, справедливости определенных взглядов, концепций и идеалов, а также их признание, реализацию и применение (источник). В свою очередь, "правозащитная" активность связана с требованиями к соблюдению, использованию, защите и применению правовых норм. В отличие от этого, "охрана" предполагает контроль за сохранностью, безопасностью и неприкосновенностью объектов. Помимо этого, "охрана" охватывает не только непосредственное присутствие рядом с охраняемым, но также включает в себя действия и процедуры, направленные на защиту от внешнего вмешательства, атак и недружественных действий (источник). Хотя эти термины отличаются, в научной литературе некоторыми исследователями они рассматриваются как взаимозаменяемые или "защита" определяется как более специфичный термин по сравнению с "охраной", или же каждый из них обладает уникальным значением. [11]Защита прав личности и общества является ключевым аспектом государственной деятельности, которая включает в себя не только реагирование на уже произошедшие нарушения, но и их активное предотвращение. Это подразумевает необходимость для органов власти и их представителей активной работы над предупреждением потенциальных правонарушений, даже когда поведение граждан и организаций еще не переходит границы законности. [4]Таким образом, концепция защиты прав охватывает комплекс мер, которые должны быть приняты полномочными лицами, чтобы не допустить нарушений и устранить их причины, а также для обеспечения фактического воздействия законов на жизнь общества. В отличие от защиты, которая вступает в силу уже после того, как правонарушение совершено и включает в себя применение санкций к нарушителям, охрана прав предполагает превентивные меры. [6]В свете этих объяснений, термин "охрана" более точно отражает задачи государственных органов по поддержанию законности, в то время как термин "защита" может привести к недоразумениям. Следовательно, государственную функцию по обеспечению соблюдения законов более корректно описывать как правоохранительную функцию, что более точно отражает ее суть и задачи в контексте русского языка и понимания права. [4]В области юридических наук ключевую роль играет функция правоохранительной деятельности государства, которая включает в себя защиту прав и свобод граждан, поддержание общественного порядка, усиление законности, надзор за соблюдением прав и обязанностей, обеспечение стабильности общественного и государственного устройства и прочее. Законность и правопорядок отличаются по нескольким аспектам. Прежде всего, различия заключаются в их сущности и природе: законность связана с качественными аспектами правовой деятельности индивидов и их поведения, тогда как правопорядок является отражением упорядоченной системы правовых отношений в обществе. Кроме того, они представляют разные этапы воплощения воли и интересов народа: законность как первичный этап, когда воля и интересы преобразуются в обязательные правила, правопорядок как закон, реализованный в жизнь, когда воля и интересы государственной власти и народа находят свое отражение в общественной жизни. Наконец, они обладают различной правовой и функциональной значимостью: законность служит инструментом для его установления, в то время как правопорядок является продуктом его реализации в законности, способствующим упорядочению социальных отношений. [9]В общем, правопорядок представляет собой фактическое состояние взаимоотношений в обществе, которые следует регулировать в рамках законодательства. Если основные принципы законности и строгое следование закону со стороны всех участников общественных процессов соблюдаются, то можем говорить о высокой степени правопорядка в стране. Отсюда следует, что правопорядок — это продукт неукоснительного исполнения всех правовых норм в соответствии с законом. [8]Следовательно, задача правоохранительных органов двухстороння: она включает в себя обеспечение правопорядка и укрепление законности, которые тесно связаны и включают в себя общие задачи, такие как защита прав и свобод граждан, контроль за соблюдением их прав и обязанностей, поддержание общественного и государственного порядка, противодействие преступности и прочее. Следовательно, правоохранительная функция предполагает не только поддержание правопорядка, но и укрепление законности. [5]   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Осипов А.С., Межидова Т.У. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 123 - 132. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13928 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13928



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.