'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  18 просмотров

Васильев Н.Ю.

  


СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
работа посвящена изучению правового института как коммерческая тайна. Особое внимание уделяется недопустимости раскрытия сведений, относящихся к коммерческой тайне, формам и способам защиты режима коммерческой тайны.   

Ключевые слова:
информация, предпринимательская деятельность, цифровизация, конкуренция, коммерческая тайна, конфиденциальность, способы защиты, электронный документооборот, смарт-контракт   


Коммерческая или предпринимательская деятельность в современном мире играет большую роль. Это связано с тем, что ведение такой деятельности положительно сказывается в целом на экономике страны. В подтверждение этому государство старается всячески поощрять мелких и средних предпринимателей.Одной из ключевых задач такой деятельности является реализация. Причём она может выражаться не только в реализации различных товаров, а также услуг и информации. По статистическим данным доля реализации услуг и информации практически не уступает доле реализации материальных товаров.Для успешной и правильной реализации субъектам предпринимательской деятельности необходимо добывать или создавать особую информацию, обладание которой значительно увеличивает объёмы такой деятельности, а также облегчает её.Такая информация в правовом поле называется коммерческой тайной и представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду [1]. Она может состоять из различных данных бухгалтерского анализа, статистических данных, полученных непосредственно субъектом предпринимательской деятельности. А также к коммерческой тайне традиционно относят данные коммерческого учёта, который отражает в себе объёмы продаж и закупок.Защиты коммерческой тайны очень важна для предпринимателя ввиду того, что, обладая ей, он может путём анализа прогнозировать ситуацию на рынке и даже косвенно управлять им [5, с. 19]. Помимо прочего важна для него и полноценная защита такой информации, так как она включает в себя данные о конкретном предприятии, которыми могут пользоваться конкуренты и, соответственно, нанести ущерб бизнесу.В целях защиты субъектов предпринимательской деятельности в Российской Федерации существует Федеральный закон «О коммерческой тайне». Он регулирует правоотношения, непосредственно затрагивающие информацию, относящуюся к коммерческой тайне. В частности, происходит правовая регуляция передачи такой информации, охрана её конфиденциальности. Одним из основных принципов, указанных в вышеупомянутом законе, является приоритет недопущения недобросовестной конкуренции и способствование свободной регуляции рыночных отношений между его субъектами.Необходимо отметить, что для полноценной защиты режима коммерческой тайны подразумевает под собой исправное функционирование целой системы определённых действий, обеспечивающих конфиденциальность такой специфической информации.Защита коммерческой тайны требуется в тех случаях, когда в связи с её незаконным распространением были нарушены чьи-либо права и/или законные интересы. Правоведы определяют защиту прав как меры, направленные на восстановление или признание прав при их нарушении или оспаривании.Говоря о защите нарушенных прав, связанных с нелегальным распространением сведений, составляющих коммерческую тайну, полное восстановление нарушенных прав и восстановление состояния, существующего до разглашения рассматриваемых сведений в основном не представляется возможным.Исходя из положений Федерального закона «О коммерческой тайне» обеспечение состояния защищённости коммерческой тайны и защиты от посягательства на неё обеспечивается специальными мерам по защите коммерческой тайны. Вышеупомянутый закон относит к таким мерам следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.Наиболее распространенным видом юридической ответственности за нарушение режима коммерческой тайны и разглашение сведений к ней относящихся является применение мер гражданско-правовой ответственности, так как её способы защиты позволяют восстановить потерянную или потенциально потерянную прибыль субъекта коммерческой деятельности.Одним из самых распространённых способов гражданско-правовой защиты в рассматриваемой сфере является возмещение убытков и неустойки. Это безусловно связано с тем, что нарушение режима коммерческой тайны неминуемо ведет к снижению прибыли и, выбирая такой способ защиты, субъект предпринимательской деятельности нацелен на возмещение потерянной прибыли.Помимо вышесказанного способом защиты может служить частичное восстановление положения, которое существовало до того момента, когда режим коммерческой тайны был нарушен и пресечение действий, нарушающих его. Это происходит в ситуациях, когда субъект завладевший сведениями коммерческой тайны полностью либо частично не распространил её или не передал другим лицам. Но использование такого способа защиты не исключает также и взыскание материального ущерба и неустоек.Коммерческая тайна на современном этапе может быть выражена в различных видах информации: технической, финансовой, иметь организационный либо иной не запрещённый законом характер. Право на отнесение различной коммерческой информации (результаты интеллектуальной деятельности предприятия, профессиональные и технологические сведения, производственные секреты, методы ведения и организации политики предприятия) закреплено исключительно за её обладателем.Анализируя законодательство, защищающее режим коммерческой тайны, можно отметить, что закон подразумевает особую маркировку информации, относящейся к коммерческой тайне, а именно нанесение грифа «коммерческая тайна» на документы. Однако с развитием цифровых технологий подавляющее большинство предприятий использует в своей деятельности электронный документооборот, маркировка которого законом не предусмотрена. В связи с этим вопрос нанесения особой отметки о секретности на документы, изготовленные в электронной форме остается открытым, как с точки зрения закона, так и с технологической точки зрения.Помимо прочего многими субъектами для хранения материалов коммерческой тайны используются облачные хранилища. Такой способ хранения подразумевает хранение информации на удалённом сервере в сети Интернет с ограничением доступа к ней. Однако защита информации, хранящейся вышеуказанным способом, законодательно на сегодняшнее время не регламентирована, в связи с этим выбор такого способа является рискованным.Помимо вышесказанного особую популярность набирается совершение сделок путём заключения смарт-контрактов. Его заключение происходит исключительно в электронном виде и не имеет привычного письменного вида договора. Все данные о такой сделке и её участниках хранятся в электронном виде в сети Интернет. Данные о смарт-контракте подвергаются особому шифрованию путём современных блокчейн-технологий [6, с. 114]. Однако зашифрованные данные также могут быть похищены и использованы против их владельцев. Таким образом заключение смарт-контрактов является удобным способом совершения сделки, но на сегодняшний момент отсутствует достаточное правовое регулирование защиты данных, содержащихся в нём, которые в свою очередь представляют сведения, относящиеся к коммерческой тайне.Цифровизация экономики в Российской Федерации значительно увеличивает её скорость развития и объёмы, поэтому в современной время режим сохранения коммерческой тайны и его защита имеет очень важное значения для успешного ведения бизнеса [4, с. 16]. Ведь любое нарушение и раскрытие коммерческой информации может нанести крупный ущерб. Исходя из существования жесткой конкуренции на рынке, раскрытие коммерческой тайны недопустимо, так как это неминуемо повлечёт потерю прибыли и в дальнейшем возможное закрытие предприятия.Таким образом предприятиям и другим субъектам, ведущим предпринимательскую деятельность, необходимо обеспечивать строгую конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну. Особенно важным является направленность на сохранение режима коммерческой тайны в отношении сведений, выраженных в электронном виде и сведений смарт-контрактов, ввиду отсутствия достаточного правового регулирования защиты нарушенных прав в этих сферах.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Васильев Н.Ю. СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ И ОСОБЕННОСТИ СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 81 - 86. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13923 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13923



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.