'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  12 просмотров

Анваров Б.Б.

  


ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ПРОДУКЦИИ ИЗ НИХ *

  


Аннотация:
в статье анализируются пробелы правового регулирования административной ответственности за правонарушения в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них.   

Ключевые слова:
оборот металлов, драгоценные камни, закон   


Драгоценные металлы и драгоценные камни имеют особый статус в экономической безопасности государства, гарантируя стабильность и платежеспособность валюты.Правовое регулирование сделок и операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляется путем применения следующих нормативно-правовых актов:-Федерального закона от 26 марта 1998 года № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – «Закон о ДМДК»),-Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах»,Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759 «Об утверждении Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ»,-Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 1998 года № 1419 «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа»,-Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 1999 года № 371 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней»,-Постановлением Правительства РФ от 05 апреля 1999 года № 372 «О сертификации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них»,-Постановлением Правительства РФ от 18 июня1999 года № 643 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов»,-Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 года № 731 «Об утверждении Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности»,-Постановлением Правительства РФ от 07 июня 2001 года № 444 «Об утверждении Правил скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий»,-Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2003 года № 127 «Об утверждении Положения о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации»,-Приказа Министерства финансов РФ от 29 августа 2001 года № 68н «Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» и т.д.Система нормативных актов в сфере регулирования обращения с драгоценными металлами и драгоценными камнями является весьма обширной.Во все времена спрос на изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней был велик. В условиях мирового экономического стресса на фоне происходящих политических событий, введения взаимных экономических санкций и обесценивания национальных валют, драгоценные металлы и драгоценные камни становятся самыми устойчивыми и финансово гарантированными средствами сбережения и платежей. Безусловно, слитки из драгоценных металлов, монеты, а также изделия с драгоценными камнями являются в наши дни самым надежным вложением денежных средств. Подарки из драгоценных металлов и драгоценных камней также набирают большую популярность.Оборот столь ценных, с экономической точки зрения, ресурсов является предметом особого регулирования со стороны государства. Ответственность за нарушения установленных в рассматриваемой области норм права достаточно жесткая, санкции указанных норм имеют карательную направленность.К сожалению, отличительной особенностью российского законодательства является непроработанность терминов и понятий, подлежащих использованию в правоприменительной практике. Неверное или неполное понимание любого термина приводит к неверному или непониманию толкованию иных правовых конструкций в сфере регулирования. Указанное относится и к Закону о ДМДК.Ст. 1 Закона о ДМДК под названием «Основные понятия» определяет драгоценные металлы и драгоценные камни следующим образом:1.драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).2. драгоценные камни - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а жемчуг и уникальные янтарные образования.Такой подход к определению основных и принципиальных понятий выглядит носит довольно формальный характер. Приведенные понятия не позволяют выделить основные признаки рассматриваемых явлений, являются номинальными.Сделанный вывод находит свое отражение и в судебной практике. Так, в абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 года № 64 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Налогового кодекса Российской Федерации о налоге на добычу полезных ископаемых, налоговая база по которым определяется исходя из их стоимости» указано, что «вывод о наличии в добытом минеральном сырье полезного ископаемого может быть сделан только в случае, когда в названном сырье содержится продукция, характеризуемая определенными физическими свойствами (либо иными существенными природными свойствами) и (или) химическим составом, предусмотренными соответствующим стандартом».Совершенно очевидно, что принадлежность добытого минерала к группе драгоценных металлов должно определяться и его физико-химическими свойствами (высокой химической стойкостью, пластичностью, блеском, тугоплавкостью и т.д.), а не только экономической ценностью (возможностью быть мерой и средством платежа, выступать эквивалентом стоимости и т.д.). Следует обратить внимание, что экономическая ценность драгоценных металлов в основном определяется, исходя из существующих традиций. Поэтому простое перечисление нескольких видов драгоценных металлов не может быть универсальным. Наука и добывающая отрасль находятся в постоянном развитии. Традиции также подвержены изменениям в силу происходящих политических событий. В случае открытия нового минерала, который будет иметь повышенный уровень востребованности на мировом рынке, он не сможет считаться драгоценным в понимании Закона о ДМДК и его оборот фактически будет происходить вне контроля государства.Понятие драгоценных камней является еще более несостоятельным. По мнению экспертов, утвержденный законодателем перечень драгоценных камней является «неудачным», поскольку включает минералы и органические образования, не являющиеся камнями с позиции геммологической науки. Например, геммология определяет в качестве драгоценного камня только синюю разновидность сапфира, а не сапфиры в принципе, как определено Законом о ДМДК.Понятие драгоценных камней, установленное ст. 1 Закона о ДМДК также не содержит указания на физико-химические свойства или иные существенные признаки, позволяющие определить камень как драгоценный.Некоторые авторы, исследующие рассматриваемую тему, полагают, что такой объем перечня видов драгоценных камней объясняется очень просто: в него включены камни, места добычи которых расположены на территории РФ. При этом в международных стандартах имеется указание на некоторые камни при должной обработке имеют более высокую цену по сравнению с камнями из закрепленного Законом о ДМДК перечня. Например, топазы могут иметь более высокую стоимость чем сапфиры и рубины, но несмотря на это их можно свободно вывезти за пределы РФ, при этом государство несет финансовые потери в виде недополученных налоговых платежей.Помимо драгоценных камней недропользователи также осуществляют добычу и реализацию полудрагоценных камней (например, малахит).Поддерживая сложившуюся традицию российское законодательство не содержит определения понятия «полудрагоценный камень». При этом ст. 7.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней. Перечень полудрагоценных камней утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 года № 1406 «Об утверждении перечня полудрагоценных камней в целях применения статьи 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 191 и 255 Уголовного кодекса Российской Федерации». Его введение в действие обеспечивает исполнимость нормы ст. 7.5 КоАП РФ. Указанным перечнем к полудрагоценным камням отнесены, например, аквамарин и гелиодор.Примечательно, что санкция нормы ст. 7.5. КоАП РФ не содержит указания на индивидуального предпринимателя как субъекта правонарушения. Физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, фактически является профессиональным участником рынка в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, масштабы его хозяйственной деятельности, в том числе по незаконной добыче янтаря, могут по объемам быть похожими на показатели юридического лица. Применение к такому лицу санкций в виде штрафа в размере, установленном для физического лица, не отвечает общеправовым принципам неотвратимости и справедливости наказания. Введение индивидуального предпринимателя в качестве самостоятельного субъекта в санкцию ст. 7.5 КоАП РФ, безусловно, будет логичным.Норма ст. 7.5 КоАП РФ предусматривает беспрецедентно высокий размер штрафа для юридического лица: от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.Судебная практика показывает, что к административной ответственности по ст. 7.5 КоАП РФ привлекают в основном лиц, незаконно добывающих янтарь.Отсутствие единой универсальной классификации влечет невозможность или затруднение с идентификацией «благородных» минералов. Введенная в России концепция технических регламентов не привела к заметным практическим результатам, поскольку большая часть стандартов и технических условий применяются на условиях добровольности.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Анваров Б.Б. ПРОБЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ И ПРОДУКЦИИ ИЗ НИХ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 68 - 74. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13921 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13921



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.