'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  11 просмотров

Пахомова М.А.

  


СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ *

  


Аннотация:
в современной экономике России и экономике Алтайского края актуальной остается проблема неформальной занятости. В статье рассматривается социальный контракт, как метод борьбы государства с теневой занятостью путем легализации предпринимательской деятельности и трудовых отношений. Рассмотрены особенности заключения социальных контрактов в Алтайском крае, а также проблемы их реализации.   

Ключевые слова:
социальный контракт, теневая занятость, предпринимательская деятельность, Алтайский край   


В настоящее время под теневой (неформальной) занятостью понимается нелегальная деятельность, т.е. выполнение работ (оказание услуг) без оформления трудового или гражданско-правового договора, а также осуществление предпринимательской деятельности без официальной регистрации, предусмотренной законодательством Российской Федерации [1].Теневые отношения затрагивают многие сферы социально-экономической деятельности, в частности, строительство, ремонт автотранспорта, курьерская доставка, репетиторство, бьюти-сфера, фото/видео съемка и др.К числу основных причин теневой занятости можно отнести дешевую стоимость рабочей силы, желание избежать исполнение законов о МРОТ, нецелесообразность официального трудоустройства из-за низких зарплат в официальной занятости, отсутствие или недостаток рабочих мест в сельской местности, нежелание оплачивать государственные налоги, страховые взносы, алименты и др. [2, с. 138].Государство со своей стороны предлагает различные пути решения проблемы теневой занятости: кредитные каникулы для малого и среднего предпринимательства, гранты для молодых предпринимателей, налог на профессиональный доход (НПД), социальный контракт и др.Одним из наиболее интересных методов борьбы с теневой занятостью является социальный контракт.В 2020 г. Алтайский край вошел в число пилотных регионов по реализации социальных контрактов.Порядок предоставление социального контракта в крае регламентирован как федеральным, так и региональным законодательством.Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что социальный контракт – это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, а гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации [3]. В Алтайском крае материальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим гражданам и семьям, чей среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Алтайском крае на дату обращения за предоставлением материальной помощи (13753 руб. в 2024 г.), а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями материальной помощи на основании социального контракта мероприятия.Социальные контракты реализуются по 4 направлениям:- поиск работы – контракт заключается на срок не более 9 мес., выплата осуществляется в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Алтайском крае, в течение одного мес. с даты заключения социального контракта и 3 мес. с даты подтверждения факта дальнейшего трудоустройства получателя материальной помощи,- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности – не более чем на 12 мес., с выплатой в размере не более 350 тыс.руб.,- ведение личного подсобного хозяйства – не более чем на 12 мес., с выплатой в размере не более 200 тыс.руб.,- иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - не более чем на 6 мес., в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения на период действия социального контракта.Материальная помощь на осуществление предпринимательской деятельности и ведения ЛПХ оказывается при условии, что гражданин зарегистрирован (зарегистрируется) в качестве индивидуального предпринимателя в Алтайском крае или осуществляет (планирует осуществлять) свою деятельность в качестве налогоплательщика НПД [4]. По нашему мнению, со стороны государства наиболее эффективными в борьбе с теневой занятостью из приведенных направлений социальных контрактов является осуществление предпринимательской деятельности, для сельских территорий края ведение ЛПХ, а также поиск работы, поскольку обязательным условием при заключении социальных контрактов по указанным направлениям является регистрация в качестве ИП или самозанятого в налоговом органе, либо официальное трудоустройство. Со стороны граждан, заключение социального контракта дает возможность легализовать теневой бизнес, воплотить в жизнь новую бизнес идею, увеличить среднедушевой доход за счет инвестирования денежных средств в «свое» дело, либо получить официальное трудоустройство и сопутствующие социальные гарантии.Заключение социальных контрактов на иные мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, не является эффективным инструментом легализации неформальной занятости, поскольку не стимулирует граждан к осуществлению трудовой либо предпринимательской деятельности, и не способствует увеличению среднедушевого дохода семьи.Основными проблемами реализации социальных контрактов является нарушение получателями материальной помощи условий социального контракта (прекращение трудовой или предпринимательской деятельности, снятие с учета в качестве плательщика НПД, нецелевое использование денежных средств или не предоставление документов о целевом использовании денежных средств), не достаточная правовая грамотность граждан, а также недостаточная компетентность специалистов органов социальной защиты в области предпринимательской деятельности, и др.С каждым годом интерес граждан к заключению социальных контрактов возрастает, в 2023 г. количество заключенных контрактов в крае, по сравнению с 2020 г., увеличилось на 271 %.По данным Министерства социальной защиты Алтайского края за период 2020 - 2023 гг. в крае заключено более 26 тыс. социальных контрактов на общую сумму 2,5 млрд руб., поддержка затронула более 102 тыс. жителей региона.Таблица 1. Количество заключенных социальных контрактов за период 2020-2023 гг.В 2023 г. регион занял первое место по количеству заключенных социальных контрактов среди регионов Сибирского федерального округа.Таблица 2. Регионы-лидеры по количеству заключенных социальных контрактов в 2023 г. в СФО [5]. Несмотря на наличие недостатков, социальный контракт является значимым финансовым инструментом стимулирования и поддержки уровня занятости в регионе, а также развития и поддержки предпринимательства.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пахомова М.А. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ // Вестник науки №4 (73) том 3. С. 48 - 53. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13917 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13917



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.