'
Цветкова Е.А.
РОЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РДА *
Аннотация:
в данной статье описана методика песочной терапии для детей с ранним детским аутизмом, активно используемой в настоящее время. Ее целью является развитие всех психических функций и установление прочных связей с родителями и педагогами. Кроме того, указаны особенности игр с песком для данной категории детей. Отмечены результаты применения данной методики в работе с детьми с РДА.
Ключевые слова:
песочная терапия, игра, ранний детский аутизм, методика, коммуникативная сфера, отгороженность, развитие, игровая деятельность, результаты
Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка, которая широко используется психологами и педагогами в коррекционной и развивающей в работе с детьми, имеющими различные отклонения и нарушения в развитии. Данная методика песочной терапии особенно полезна для детей с РДА. Ранний детский аутизм - сложное нарушение развития, которое характеризуется искаженным протеканием всех психических процессов и возникновением трудностей в коммуникативной сфере. Нарушения связи с внешним миром могут проявляться и как отгороженность или отсутствие реакции на происходящее, и как парадоксальность в восприятии (пассивность, отсутствие интереса). Такие дети не редко испытывают дискомфорт и чувствуют опасность во всем. Как правило, их поведение стереотипно, однообразно и характеризуется повторением одних и тех же движений, звуков и слов [2, с 6-7]. В настоящее время уже известно, что многие дети с аутизмом показывают большую способность к наглядно-действенному и наглядно-образному мышлению по сравнению с вербальным [2, с 142]. Поэтому, ученые рекомендуют использовать в работе с дошкольниками с РДА те методики и виды деятельности, где ребенок может увидеть передаваемые ему знания и опыт на наглядных примерах. Одной из них является песочная терапия.Игры с песком используются в работе с детьми уже с середины ХХ века, однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени не использовались. На данный момент существует целая система игр, которые направлены на развитие всех психических процессов и личности в целом [1, с 5]. Стоит отметить, что данная терапия подходит не всем детям с РДА. Все зависит от их специфических особенностей, которые стоит узнать еще перед началом коррекционной работы. Песочная терапия, как правило, используется в различных целях: для мотивации сенсорного развития, для развития у ребенка понимания словесных инструкций, для преодоления аутистического барьера между родителями, педагогами и ребенком, а также для развития у такого дошкольника игровой деятельности, которая является ведущей в данный период развития ребенка. Отличительной особенностью этой методики является то, что она может быть использована не только в специальных учреждениях, но и дома. Для этого необходим водонепроницаемый прямоугольный ящик светло-зеленого или голубого цвета, размер которого 50 х 70 х 8, что соответствует оптимальному полю зрительного восприятия. А также различные игрушки и формочки для организации игровой деятельности ребенка. Особое внимание уделяется качеству песка, который должен соответствовать специальным гигиеническим нормам [1, с 6].Организацией игровой деятельности у детей с РДА занимается взрослый. Он придумывает различные сюжеты и задания (сначала простые, а затем дает пошаговые инструкции) для ребенка, что способствует развитию его внимания, памяти и самоконтроля. Стоит отметить, что через некоторое время дошкольник уже самостоятельно без чьей-либо помощи может создавать игру [3, с 26-27]. Кроме того, помимо педагогов с ребенком взаимодействуют и родители, что позволяет им установить эмоциональный контакт и лучше понять его проблему.В работе используют следующие игры:1. Игра «Повар».Цель: научить ребенка с РДА взаимодействовать с влажным песком.Оборудование: специальный ящик с песком, вода.Ход: взрослый учит ребенка взаимодействовать с песком. Вместе лепят «пирожки», «булочки». 2. Игра «Заборчики».Цель: научить ребенка с РДА воздействовать на песок посторонними предметами, искать предметы в песке.Оборудование: специальный ящик с песком, грабли, миниатюрная игрушка зайца.Ход: взрослый учит ребенка рисовать «заборчик», проводя граблями по песку, а затем учит прятать игрушку за «заборчиком» и находить ее.3. Игра «Прятки».Цель: научить ребенка с РДА находить объемные геометрические фигуры в песке, а затем найти определенную по форме фигуру.Оборудование: специальный ящик с песком, объемные геометрические фигуры.Ход: взрослый учит ребенка тактильно находить фигуры руками в песке, затем ребенок ищет сам нужную фигуру.Игры с песком по мере обучения им ребенка с РДА усложняются, спектр воздействия таких игр на развитие высших психических функций расширяется. Результатом такой коррекционной работы с помощью песочной терапии является:1. Развитие представлений об окружающем мире. Ребенок с РДА в процессе игровой деятельности с песком использует различные предметы (игрушки): дома, деревья, зверей, геометрические фигуры и т.д., манипулирует ими под контролем и направлением взрослого, тем самым он наглядно видит, как и для чего используются все это в повседневной жизни. 2. Установление эмоционального контакта с родителями и педагогами, что способствует дальнейшей социализации ребенка.3. Развитие мелкой моторики.Таким образом, методика песочной терапии играет важную роль в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РДА.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2
Ссылка для цитирования:
Цветкова Е.А. РОЛЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РДА // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 526 - 529. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13858 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*