'
Исакова Т.И.
ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ *
Аннотация:
в работе представлены попытки осмысления социально-педагогических условий формирования правовой культуры несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и состояния правосознания осужденных. Сделан акцент на воспитание уважения к законности, обращено внимание на действующее законодательство и сложившуюся юридическую практику, выражающие статус права как разновидности социальной ценности, реализуемой в педагогическом процессе. Особенностью работы является предложение использовать в работе сотрудников воспитательных отделов ВК приемов социально-культурной деятельности, заниматься не только правовым воспитанием, но и формированием правовой культуры.
Ключевые слова:
воспитание правовой культуры, воспитательные колонии, патриотическое воспитание, социально-культурная среда, социально-педагогические условия, технологии социально-культурной деятельности
Воспитание правовой культуры несовершеннолетних в социально-культурной среде воспитательной колонии рассматриваем, как организованный процесс, направленный на освоение несовершеннолетними осужденными системы правовых знаний, воспитание и развитие уважительного отношения к правам и обязанностям гражданина, законам государства, формирования мотивов и ценностных ориентиров, проявляющихся в правовом поведении и социально-значимой деятельности.Решение проблемы возможно при соблюдении общепедагогических принципов: культуросообразности, научности, экологичности, воспитания в коллективе, связи воспитания с жизнью, целенаправленной ориентированности на ценностные отношения, воспитания в деятельности, исправимости, целостности, законности. Рассмотрены социально-педагогические условия, необходимые для воспитания правовой культуры несовершеннолетних осужденных в социально-культурной среде воспитательной колонии. Всего выделено три условия, при соблюдении которых воспитание и формирование правовой культуры пройдет успешно.Реализация первого условия (создание ценностно-ориентированной среды воспитания правовой культуры подростков) призвано содействовать социально-педагогической и медицинско-психологической реабилитации воспитанников, что возможно при гармонизации воспитания и социализации при коррекции их поведения и адаптации в обществе.Второе условие (постепенное включение несовершеннолетних в вариативную деятельность по развитию правовой культуры: создавать группы для реализации социально-значимых проектов, организовывать воспитательные мероприятия, консультации, использовать разнообразные формы, методы, средства и т.д. Эффективными являются технологии социально-культурной деятельности: общие, функциональные и дифференцированные (по Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильников), рефлексивно-оценочные (технологии развития критического мышления, педагогические мастерские, делиберации, модерации и т.д.), которые помогают осуществить коррекционную и консультационную работу, социальную поддержку воспитанников, работу с родителями и др. Третье условие (педагогическое сопровождение воспитания правовой культуры несовершеннолетних) предполагает путь реализации комплекса мер информационно-методического характера и регулярный мониторинг воспитания правовой культуры несовершеннолетних осужденных, итоги которого можно наглядно оформить и провести анализ (экспертные листы, личностные «портреты» и др.).Выявленные нами социально-педагогические условия являются необходимыми для воспитания правовой культуры несовершеннолетних в социально-культурной среде воспитательной колонии.Разработаны примерные занятия, в ходе реализации которых обеспечивается воспитание и формирование правовой культуры несовершеннолетних, применимое к социально-культурной среде в воспитательных колониях. Предложенные примеры занятий направлены на ликвидацию пробелов в правовых знаниях несовершеннолетних осужденных, подразумевающую широкое вовлечение в правовое творчество. Проведение индивидуальной работы, деловых и сюжетно-ролевых игр, квестов, организация турниров, конкурсов, дискуссий (диспутов), проведение цикла бесед, разъяснительной работы о видах ответственности и т.д., разбор конкретных ситуаций правового характера. По итогам выполнения заданий несовершеннолетние осужденные учатся анализировать ситуации с нравственно-правовым содержанием, делать выводы из собственных и чужих ошибок, критически оценивать свои знания и поступки, а также поступки других людей.
Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 2
Ссылка для цитирования:
Исакова Т.И. ВОСПИТАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ // Вестник науки №4 (73) том 2. С. 317 - 320. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13829 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*