'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 120

Просмотры  12 просмотров

Чекрыгин О.В., Надеина Д.А.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ЕВРЕЙСКО-ИУДЕЙСКОГО ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГАЛИЛЕИ *

  


Аннотация:
в статье исследуется изменение этнорелигиозного состава населения древней Галилеи в период от третьего тысячелетия до нашей эры вплоть до первой Иудейской войны (около 70 года нашей эры) на основе библейских, а также исторически достоверных древних источников: сочинений Иосифа Флавия, Геродота, Филона Александрийского, Древних ближневосточных текстов, относящихся к Ветхому Завету (ANET), надписей Тиглатпаласара III и Саргона II, Анналов Саргона, Вавилонских хроник. Также были использованы современные исследования, перечисленные в списке литературы. На основе скрупулезного изучения всех этих источников авторы приходят к выводу о том, что разнородный этнорелигиозный состав древней Галилеи, начиная с Железного века и вплоть до Первой иудейской войны никогда не был исключительно еврейско-иудейским, а во времена Иисуса заметная еврейско-иудейская община на территории Галилеи вообще отсутствовала из-за враждебной розни между местным населением Галилеи и религиозным еврейством Иудеи, возникшей во времена Хасмонеев   

Ключевые слова:
Галилея языческая, Еврейская библия, Израильское царство, иудаизм, депортация, арамеи, самаряне, Иосиф Флавий, язычество, маккавеи-хасмонеи, Первая иудейская война   


УДК 394/397

Чекрыгин О.В.

независимый исследователь

(г. Москва, Россия)

 

Надеина Д.А.

соискатель, экстерн кафедры «Философия науки»

Санкт-Петербургский государственный университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО

ЕВРЕЙСКО-ИУДЕЙСКОГО ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО

СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГАЛИЛЕИ

 

Аннотация: в статье исследуется изменение этнорелигиозного состава населения древней Галилеи в период от третьего тысячелетия до нашей эры вплоть до первой Иудейской войны (около 70 года нашей эры) на основе библейских, а также исторически достоверных древних источников: сочинений Иосифа Флавия, Геродота, Филона Александрийского, Древних ближневосточных текстов, относящихся к Ветхому Завету (ANET), надписей Тиглатпаласара III и Саргона II, Анналов Саргона, Вавилонских хроник. Также были использованы современные исследования, перечисленные в списке литературы. На основе скрупулезного изучения всех этих источников авторы приходят к выводу о том, что разнородный этнорелигиозный состав древней Галилеи, начиная с Железного века и вплоть до Первой иудейской войны никогда не был исключительно еврейско-иудейским, а во времена Иисуса заметная еврейско-иудейская община на территории Галилеи вообще отсутствовала из-за враждебной розни между местным населением Галилеи и религиозным еврейством Иудеи, возникшей во времена Хасмонеев. Таким образом, авторами подтверждена версия о нееврейском происходении и непринадлености к религиозному иудаизму Иисуса из Назарета и его галилейских учеников, представленная авторами в их книге «Учение Иисуса об Отце».

 

Ключевые слова: Галилея языческая, Еврейская библия, Израильское царство, иудаизм, депортация, арамеи, самаряне, Иосиф Флавий, язычество, маккавеи-хасмонеи, Первая иудейская война.

 

Введение.

Краткая справка о Галилее времен до Иисуса, представленная нами в нашей книге «Учение Иисуса об Отце» [1], а именно:
«В 722 году до н.э. Галилея вошла в состав Ассирийской державы, местное население было выселено. Саргон сокрушил израильтян, рассеял их десять племен за пределами Галилеи, а вместо них поселил неевреев. В 539 году до н.э. Галилея перешла под власть Персии. В 333 году до н.э. у персов Галилею отвоевали войска Александра Македонского, началась колонизация земель греческими и македонскими колонистами. После этого периода Галилея несколько раз переходила из рук в руки между эллинистическими династиями Птолемеев Египта и сирийскими Селевкидами. Галилея вновь стала полностью нееврейской в 164 г. до Р.Х., когда Симон Маккавей выселил евреев, проникших в Галилею, назад в Иудею. После этого она оставалась населенной исключительно галилеянами в течение всего периода до и после Христа из-за хорошо известной розни иудеев, совершавших нередкие разбойничьи набеги на соседнюю Галилею, ставшую с 63 года д. н.э. отдельным царством под общим управлением Рима. И потому нет ни малейшего основания для предположения, что родители Иисуса были еврейского происхождения. Притязания на еврейское происхождение Иисуса — это чудовищное извращение истины»

– не устроила некоторых критиков, оспаривавших наши представления о Галилее и галилеянах времен Иисуса. В этой связи нами было решено провести самостоятельное отдельное исследование истории Галилеи в период от библейских времен глубокой древности вплоть до Первой иудейской войны 70 г н.э.

Представляем результаты нашего исследования.

 

 

Железный век и Еврейская библия.

В 3-м тысячелетии до н.э. Галилею заселили хананеи. Крупнейшим их центром был Хацор. Во 2-м тысячелетии до н.э. здесь появились хурриты, хетты и египтяне. Затем страна попала в поле зрения израильских племён и была включена в состав Израильского царства. Первое библейское упоминание Галилеи – в книге Иисуса Навина (усл.1540-1430 до н.э.) гл21: «32 от колена Неффалимова город убежища для убийцы – Кедес в Галилее и предместья его» – свидетельствует о том, что территория древней Галилеи (или по крайней мере ее часть) принадлежала колену Неффалима. Далее никаких сведений о Галилеи в библии не содержится вплоть до царствования Соломона (усл. 990-930 до н.э.), то есть на пятьсот лет Галилея исчезает из библейского повествования, после чего мы узнаем, что она по-прежнему входит в состав Израильского царства.

В главе 9:11-13 3Царств говорится, что Соломон наградил своего финикийского союзника, царя Хирама I из Сидона, двадцатью городами в Галилейской земле, которые затем были либо заселены иностранцами во время и после правления Хирама[1]. Хирам, в ответ на предыдущие дары, данные Давиду, принял нагорную равнину среди гор Нафтали и на время переименовал ее в "землю Кабул". Вознишая гораздо позже версия о том, что Хирам отказался от подарка и вернул земли Соломону опровергается в 9:14: «И послал Хирам царю сто двадцать талантов золота» – из чего ясно, что эта громадная сумма золотом была выплачена за подаренные территории или явилась ответным даром.

Сам Хирам «делал богатые приношения в главный храм Зевса-Ваалсамида, устроив там золотые колонны, которым удивлялся ещё Геродот»[2] – то есть был язычником-многобожником, отнюдь не разделявшим с Соломоном библейский иудаизм.

Соломон подарил языческому царю Хираму священные земли обетованного Завета, принадлежавшие «богоизбранному народу» и его богу-Яхве – прямо с населением исключительно еврейским? То есть, уже тогда еврейское население Галилеи или было выселено, или само переселилось на другие еврейские земли, не желая смешиваться с пришлыми язычниками. Или же было ассимилировано с пришельцами, перестав быть евреями. Как видим, образование «Галилеи языческой» началось еще во времена Соломона, причем важным является заселение подаренных земель иностранцами и иноверцами.

Это первая депортация (насильственная или добровольно-принудительная) евреев-иудеев с территории Галилеи, или по крайней мере, ее северо-западной части.

Шешонк, фараон Египта (946-922 до н.э.) [3].

«Во второй половине X в. до н.э. на Ближнем Востоке происходят значительные политические и экономические изменения. В Египте к власти пришел ливийский предводитель Шешонк, ставший основателем XXII династии, с которой начинается новый период египетской истории — Позднее царство. Шешонк поставил своей целью возродить прежнее величие Египта и восстановить египетскую власть в Азии. Новый фараон дал приют бежавшим в Египет вождям неудавшихся восстаний против Соломона, надеясь использовать их в будущем. Такой момент настал, когда после смерти Соломона северные племена Израиля восстали против его сына Ровоама. Вернувшийся из Египта Иеровоам возглавил восстание, результатом которого стало разделение древнееврейского царства на северное, сохранившее название Израиль, и южное, называющееся Иудеей. Распад этого царства дал возможность Шешонку вторгнуться в Палестину, где он захватил Иерусалим и ограбил царский дворец и храм Яхве (3 Царств 14, 25–26). Ровоам был вынужден уплатить египетскому владыке довольно значительную дань. Не меньше, а может быть, и больше, пострадал Израиль. В Мегиддо фараон поставил свою победную стелу [ANET, 264]. Были разрушены многие укрепленные израильские города, и часть страны фараон подчинил своему влиянию (Tadmor, 1981, 145). Следующей целью Шешонка была Финикия.

Как и в далекие времена могущества Египта, базой египетской экспансии стал Библ[1]. Там обнаружены победная стела Шешонка, подобная найденной в Мегиддо (ANET, 264), и статуи самого Шешонка и его сына Осоркона, на которых оставили свои надписи библские цари Абибаал и его сын Элибаал (Katzenstein, 1973, 122, Scandone, 1984, 159) — Последнее обстоятельство может свидетельствовать о признании библскими царями верховной власти фараона. Никаких других следов подчинения Финикии Египту не обнаружено, хотя сам Шешонк хвалился полным подчинением стран «фенху» и данью из страны Хару, т. е. Сирии (ANET, 263, Katzenstein, 1973, 121). Видимо, подчинением Библа египетские успехи и ограничились»

Ассирийский плен.

В 732 г. до н.э. Тиглатпаласар III отторг Галилею от царства Израиль (полностью завоевано Ассирией в 722 г. до н. э.) и, превратив ее в ассирийскую провинцию Мегиддо, угнал в плен еврейское население (ЭЕЭ)

Первое переселение населения Израильского царства было произведено во время кампании Тиглатпаласара III против восставшего царя Арам-Даммесека Рецина и его союзников, среди которых был израильский царь Пеках (735–733 гг. до н. э.). Восстание было подавлено, Арам-Даммесек был захвачен и превращен в ассирийскую провинцию, ассирийцы овладели также Гил‘адом и Галилеей, население которых было угнано в Ассирию (4 Ц. 15:29, ср. I Хр. 5:6, 26). Одна из частично сохранившихся надписей Тиглатпаласара III[2] упоминает 13 520 изгнанников, которых он увел из восьми городов Галилеи.

Когда преемник Пекаха, Хошеа (733–724 гг. до н. э.), восстал против Ассирии, сын Тиглатпаласара, Салманасар V после двухлетней осады взял столицу Израильского царства Самарию (722 г. до н. э.), а спустя два года его преемник Саргон II угнал в Ассирию почти все население Самарии (27 290 или 27 280 человек), а на его место поселил другие покоренные народы, среди которых Библия называет изгнанников из Вавилона, Хамата, Куты, Аввы и Сепарваима (II Царств 17:24), а надпись Саргона II[3] [7 pp 31-57] упоминает представителей четырех аравийских племен, переселенных в «страну Омри» в 716–715 гг. до н. э.,

В 722 году до н.э. Северное Израильское царство было полностью захвачено ассирийским царём Саргоном II, большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали (перестали быть евреями – прим. мое). Галилея вошла в состав Ассирийской державы, местное население было выселено.

По свидетельству «Анналов Саргона»[4], в 721 году до н.э. взятием Самарии было завершено завоевание Северного Израильского царства. 27 280 наиболее видных израильтян было переселено в Мидию и Месопотамию, а на их место были пригнаны арамеи и колонисты из Вавилона, Куту и др. городов. Страна обращена в провинцию, а в Самарии посажен ассирийский наместник.

Существуют некоторые споры относительно того, был ли ассирийский царь, захвативший Самарию, Салманасаром V или Саргоном II. И Вавилонские хроники [9], и Библия (4 Царств 17:3-6 и 18:9-11) четко приписывают завоевание города Салманасару (Библия описывает осаду, длившуюся три года), но Саргон утверждает в нескольких своих надписях, что именно он завоевал его.

Когда Саргон (Салмансар) увел израильтян, то он вместо них поселил племя хуфеев, которые раньше жили в глубине Персии и Мидии и теперь только стали называться самарянами, приняв название страны, в которую были переселены.

4Царств 17:24-33: «24И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее.25И как в начале жительства своего там они не чтили Господа, то Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их.26И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли.27И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда, пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли.28И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа…»

Это вторая полная насильственная депортация населения Галилеи, которое и так вот уже двести лет, со времен Хирама уже не было, или по крайней мере, частично не было еврейско-иудейским. К этому же периоду все источники относят исчезновение десяти «потерянных» колен Израилия, с исчезновением которых в недрах ассирийско-вавилонского царства еврейский народ, как единая общность всех потомков Авраама-Исаака-Иакова перестал существовать, тем самым, по сути, обнулив так и не сбывшийся Завет еврейского племенного божества с Авраамом и его потомками – еврейский бог опять обманул своих избранников.

Вместо условных евреев-иудеев Галилея «языческая» была заселена арамейскими племенами, принесшими на эти земли свой язык, сохранившийся там до времен Иисуса, который тоже говорил на арамейском.

Заметим также, что в приведенной цитате из 4Царств речь идет именно и только о самарянах в пределах той Самарии, которая образовалась после захвата Галилеи и превращения ее в ассирийскую провинцию Меддиго. Именно в то время в Галилею переселились арамеи из граничивших с Галилеей арамейских провинций Ассирии, занявшие освободившиеся земли после переселения с них евреев в центральную Ассирию. Так что история с обращением в иудаизм переселенных народов относится исключительно к переселенцам в Самарию, которых учил иудаизму поселившийся в Вефиле, на границе с Иудеей неподалеку от Иерусалима иудейский священник.

Вефиль - в Южной Самарии, 20 км от Иерусалима.

«… 29Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они.30Вавилоняне сделали Суккот-Беноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму,31Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожигали сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелеху, богам Сепарваимским.32Между тем чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот.33Господа они чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их».

На этом закончилась история десяти колен Израиля, и тем самым пресекся невыполненный со стороны еврейского бога Завет с Авраамом (Быт15:18): «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» - то есть всем потомкам, а не какой-то части. Не сбылось.
Выселенные евреи смешались с местными народами и утратили все: род, язык и веру – перестав быть евреями навсегда.

На их место были переселены другие народы, евреями так и не ставшие никогда – что будет доказано ниже.

Новообращенные галилеяне и самаряне, возможно, не были против принятия в свои верования еще одного, местного, племенного еврейского бога-Яхве: они были открытыми политеистами и от своих прежних богов не отрекались. Они сохраняли свои прежние верования, а на одного бога больше или меньше — не имело значения.

Заметим, что переселенные в Галилею арамейцы еще во времена Иисуса и после него продолжали говорить на арамейском языке – как и Сам Иисус, и его ученики.

Вавилонский плен.

В июле 586 года до н. э., после очередного восстания Иудеи, вавилонский царь Навуходоносор II захватил и уничтожил Иерусалим. При этом был разрушен Первый Храм. Вавилоняне вывели из страны огромное количество пленных, практически все население страны, оставив лишь некоторую часть земледельцев для обработки земли. Среди пленников был и царь Иудеи Седекия (Цидкийаху), пытавшийся бежать. Иудейское государство было уничтожено: на его территории Навуходоносор II создал вавилонскую провинцию Иехуд, и для евреев начался великий плен, который продолжался почти 70 лет.

Иосиф Флавий [10 кн10гл9:7]: «Итак, мы видим, что самостоятельность еврейского народа таким образом закончилась после его вторичной переправы через Евфрат: десять колен народа пали при Самарии от вторжения ассирийцев во время царствования Осии, а затем из остальных двух колен то, что оставалось после взятия Иерусалима, было уведено Навуходоносором, царем вавилонским и халдейским.

Когда Салманассар увел израильтян, то он вместо них поселил племя хуфеев, которые раньше жили в глубине Персии и Мидии и теперь только стали называться самарянами, приняв название страны, в которую были переселены. Царь же вавилонский, выведя из Палестины два [остальные] колена, не поселил на место их никакого народа, и по этой-то причине вся Иудея, Иерусалим и развалины разрушенного им храма семьдесят лет были в полном запустении. Весь же период от пленения израильтян до гибели двух [последних] колен обнимает сто тридцать лет, шесть месяцев и десять дней».

Иосиф Флавий, [10 кн10], краткий пересказ: «Эта книга рассказывает о последних десятилетиях ассирийской экспансии в Палестине и соседних странах, возвышении Ново- Вавилонского царства и его ожесточенной борьбе с Египтом за господство в регионе. Иудейское царство вынуждено было подчиняться сильным захватчикам. Непрерывные войны разорили Палестину. Здесь Иосиф Флавий кроме Ветхого Завета использовал данные Геродота, Бероса, Мегасфена и других древних авторов. С XIX в. стали известны летописи ассирийских и ново-вавилонских царей, египетские документы, которые подробно рассказывают о борьбе сильных держав за Восточное Средиземноморье. Интересный материал запечатлен и на многих ассирийских рельефах. Их данные не только подтверждают и уточняют содержание исторических книг Библии, но и значительно его дополняют.

Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали. В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену».

В 539 году до н. э., после возвращения остатков иудеев из плена, ставших поддаными Персии, Галилея вместе с бывшей Иудеей и Самарией перешла под власть Персии.

Как пишет проф. Вельхаузен: «Из изгнания вернулся не народ, а одна только религиозная секта» [11]

На этом заканчивается история народа евреев, как потомков Авраама, и начинается история еврейско-иудейских фальсификаций с целью воскрешения себя из мертвых без всякого Апокалипсиса и прочих «Вторых пришествий».

После плена.

Иосиф Флавий, [10 кн 11], краткий пересказ: «В начале книги рассказывается о создании самоуправляющейся иудейской гражданско-храмовой общины в Иерусалиме. Персидский царь Кир II, завоевав в 538 г. до н.э. Вавилон, разрешил восстановление Иерусалима. Ахемениды придерживались принципа терпимости к чужим религиям, в частности, иерусалимская храмовая община освобождалась от царских налогов и повинностей. На строительство города и храма даже отводились средства из доходов сирийско-палестинской сатрапии. Возврат евреев из Вавилонии в Палестину осуществлялся разновременно, группами, под руководством тех представителей иудейской общины, которые до этого занимали высокие чиновничьи должности при дворе персидских царей,– Зоровавеля, Ездры, Неемии. Поэтому иерусалимская храмовая община получила большие привилегии, а туземное население ставилось в неполноправное, даже зависимое положение. В пользу общины оно облагалось поборами и повинностями. Это вызывало серьезное недовольство местного населения Палестины, самаритян и галилеян. Поэтому организация иерусалимской общины и восстановление города и храма происходило медленно и с большими перерывами. Они были завершены только в конце V – начале IV в. до н.э. Параллельно происходило оформление догматов иудаизма».

Эллинистический период.

«В 333 году до н.э. у персов Галилею отвоевали войска Александра Македонского, началась колонизация земель греческими и македонскими колонистами.

Основываясь на археологических свидетельствах из Тель-Анафы, Кедеша и аш-Шухары, Верхняя Галилея в то время была домом для языческого населения, имевшего тесные связи с финикийским побережьем.

После этого периода Галилея несколько раз переходила из рук в руки между эллинистическими династиями Птолемеев Египта и сирийскими Селевкидами.

Периоды владычества Вавилонии (с 604 г. до н. э., когда Навуходоносор овладел Сирией и Иудеей, 4Ц24-25), Персии (с 539 г. до н. э) и эллинистических государств Птолемеев (между 323 г. и 200 г. до н. э.) и Селевкидов не отмечены исключительными для Галилеи событиями» [12]

Удаленность Галилеи от территории непосредственного влияния Иудеи, с которой она не граничила, а также разнородный этнический и религиозный состав населения позволяет предположить, что в Галилее этого сравнительно мирного для нее периода сосуществования представителей различных народов и вер могли существовать и небольшие поселения иудеев, проникавших в Галилею из Иудеи путем естественной диффузии через покупку плодородных земельных угодий на территории вполне мирной, уживчивой и толерантной по отношению к любым пришельцам, чужестранцам и колонистам: купил землю, поселился на ней и живи в мире с соседями. Все изменилось в отношениях поселившихся в Галилее немногочисленных иудеев с соседями-иноверцами после Хасмонейского восстания.

Хасмонейский период.

1 Предыстория.

Когда войска Антиоха III захватили Иерусалим, им оказали существенную поддержку знать и священники, которые получили щедрые дары за свою участливость. Все они были освобождены от уплаты личных налогов, а первосвященник вновь получил право взимать налоги, при этом будучи восстановленным в статусе главы нации. При этом привилегии города были подтверждены и расширены.

Поначалу процесс эллинизации в Иерусалиме, как, по-видимому, и во многих других городах, протекал мирно. Часть населения, в том числе некоторые священники, решила принять греческие обычаи и жить обособленной общиной. Однако ситуация осложнялась борьбой группировок, поддерживающих разных кандидатов на первосвященство, и самой спецификой иудаизма.

2 Политика Антиоха IV.

В 170 г. до н.э. Антиоху пришлось ввести в город войско, чтобы восстановить порядок, а в 168 г. до н.э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. После этого царь решил, опираясь на прогречески настроенную часть жречества, перейти к насильственной эллинизации жителей. Он превратил Иерусалимский храм в святилище Зевса и на глазах у всех лично заколол жертвенную свинью на его алтаре. Начались религиозные преследования, сопровождавшиеся публичными казнями, пытками и т. д. Городские укрепления были срыты, и неподалёку построена новая крепость, куда переселились филоэллины.

Иосиф Флавий [10 кн11-5]: «3.Вернувшись из Египта в страхе перед римлянами, царь Антиох пошел войною на город Иерусалим и, придя туда в сто сорок третьем году после воцарения селевкидской династии взял город без боя, потому что приверженцы его отворили ему ворота. Овладев таким образом Иерусалимом, он перебил множество противников своих и, награбив значительное количество денег, возвратился в Антиохию. 4.Два года позже, именно в сто сорок пятом году … царь во главе огромного войска вступил в Иерусалим … он совершенно ограбил храм… и тем вверг иудеев в большое горе. К тому же он запретил им совершение ежедневных жертвоприношений, которые они по закону приносили Господу Богу. Затем он совершенно разграбил город, и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий. Затем царь поставил на месте, где происходили жертвоприношения, алтарь и заклал на нем свинью, т.е. животное, которое как по божеским, так и по человеческим законам считалось у иудеев недозволенным. Вместе с тем он принудил их отказаться от почитания своего Бога и навязал им его собственных богов, которым иудеи должны были в каждом городе и каждом селении посвящать рощи и воздвигать алтари, на последних, по его приказанию, они обязаны были ежедневно приносить в жертву свиней. При этом царь запретил также иудеям совершать обряд обрезания над мальчиками и грозил наказанием всякому, кто решился бы ослушаться этого запрещения. С этой же целью он назначил особых надзирателей, на обязанности которых лежало принуждать евреев к исполнению всех этих предписаний… Если же у кого-либо находили книгу со священными законами, то она уничтожалась, и всякий, у которого таковая была найдена, должен был умирать жалкою смертью. 5.Когда самаряне увидели все эти бедствия иудеев, то перестали выдавать себя за их сородичей и стали уверять, что их храм на [горе] Гаризим вовсе не воздвигнут в честь Всевышнего Бога, другими словами, они поступили сообразно своей обычной манере, о которой мы уже упоминали, и выдавали себя за потомков мидян и персов, что вполне правильно. Вместе с тем они отправили к Антиоху послов с письмом следующего содержания: «Послание царю Антиоху Богу Эпифану от сидонцев из Сихема. На основании некоего суеверия наши предки, побуждаемые к тому различными постигшими страну бедствиями, установили обычай почитать тот день, который у иудеев носит название субботнего. Вместе с тем они воздвигли на горе Гаризим святилище без определенного назначения и приносили тут разные жертвы. И вот, так как ты воздаешь теперь иудеям должное возмездие за все их гнусности, царские чиновники, полагая, что мы родственны евреям и потому следуем их примеру, подвергают и нас подобным же наказаниям, тогда как мы по происхождению своему сидоняне. Последнее, впрочем, видно и по государственным записям. Ввиду всего этого умоляем тебя, нашего благодетеля и спасителя, повелеть своему наместнику Аполлонию и уполномоченному своему Никанору не обижать нас применением к нам тех карательных мер, которые установлены для иудеев, ведь мы, как по своему происхождению, так и по своим обычаям, не имеем ничего общего с последними. Вместе с тем пусть будет никому не посвященное святилище наше предназначено греческому Зевсу. Если это будет сделано, то преследования наши само собою прекратятся, и мы сможем безбоязненно посвятить себя делам своим, от чего увеличатся лишь твои собственные доходы». На эту просьбу самарян царь послал им следующий ответ: «Царь Антиох Никанору. Сихемские сидоняне препроводили ко мне прилагаемую записку. Так как в совещании, которое я устроил по этому поводу с приближенными моими, посланные самаряне подтвердили, что возводимые на иудеев обвинения совершенно не применимы к ним, самарянам, и что последние готовы жить по греческим обычаям, мы освобождаем их от преследований и посвящаем, сообразно их просьбе, их храм Зевсу греческому».

Как мы видим из приведенной выше цитаты, жители Самарии, которая находилась между Иудеей и Галилеей, в зависимости от политической выгоды то признавали себя евреями, не будучи ими, то отрекались от своего еврейства.

3 Маккавейское восстание.

Вскоре жестокие гонения вызвали новое восстание под предводительством Маккавеев (165 г. до н. э.). Внезапная смерть помешала царю организовать новый поход против иудеев, в то же время мятеж разрастался и принимал характер войны за независимость. Несмотря на неоднократные попытки наследников Антиоха вновь покорить Иерусалим, борьба закончилась победой иудеев. В честь этой победы отмечается еврейский праздник Ханука, существующий до сих пор.

Маккавейская династия Хасмонеев пришла к власти в результате освободительного восстания иудеев против культурной политики Селевкидской державы. Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление Храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. ‏חנוכה‏, «освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).

Иосиф Флавий [10 кн12], краткий пересказ: Хронологически эта книга охватывает период от смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) до гибели Иуды Маккавея в 160 г. до н.э. Историю Иудеи Иосиф Флавий излагает на широком фоне истории эллинистических государств, возникших в результате распада огромной державы Александра Македонского. В первых главах повествуется о положении Иудеи под владычеством Птолемеев, о борьбе за нее между Птолемеями и Селевкидами. Иосиф подробно излагает легенду о создании Септуагинты (греческого перевода Библии с древнееврейского языка) при Птолемее II Филадельфе. Книга освещает процессы эллинизация, происходившие в Иудее, отношение к этому различных групп населениям Немало места отведено описанию походов Антиоха IV в Палестину, селевкидского гнета в Иудее.

Заканчивается книга повествованием о начальном этапе Маккавейской войны – национально-освободительного восстания в Иудее против селевкидского господства. Многое в содержании этой книги перекликается с данными Первой и Второй книг Маккавейских.

4 Маттафия:

166 начало восстания Маттафией, захват всей Иудеи и южной Самарии, смерть Маттафии.

(Мак1, гл 5): «1 Когда окрестные народы услышали, что построен жертвенник и возобновлено святилище, как прежде, сильно вознегодовали, 2 и решились истребить род Иакова, живший среди них, и начали убивать и истреблять людей в этом народе... 14 Еще читались эти письма, как вот, пришли другие вестники из Галилеи в разодранных одеждах с таким извещением: 15 собрались против нас из Птолемаиды и из Тира и Сидона, и из всей Галилеи языческой, чтобы погубить нас.16 Когда услышал эти слова Иуда и народ, то собралось великое собрание для совещания, что сделать для сих братьев, находящихся в бедствии и угрожаемых войною от тех язычников?17 Тогда Иуда сказал Симону, брату своему: выбери себе мужей и иди и защити братьев твоих, находящихся в Галилее, а я и Ионафан, брат мой, пойдем в Галаад… 20 Симону отделены для похода в Галилею три тысячи мужей, Иуде же - в Галаад восемь тысяч мужей.21 И отправился Симон в Галилею и произвел много сражений с язычниками, и разбиты им язычники.22 Он преследовал их до ворот Птолемаиды, и пало из язычников до трех тысяч мужей, и он взял добычи их.23 Также взял он с собою находившихся в Галилее и Арваттах [Иудеев] с женами и детьми и со всем имением их и привел в Иудею с великою радостью».

Иосиф Флавий [10 кн13-8]: 1.Пока все это происходило, окрестные племена очень недружелюбно отнеслись к успехам и возрастанию могущества иудеев, и общими силами путем всякого рода интриг и козней им удалось погубить множество иудеев. Поэтому Иуде пришлось постоянно вести с ними войны… Пока Иуда читал их письмо, явились посланные из Галилеи с извещением, что жители Птолемаиды, Тира и Сидона, а также другие галилеяне общими силами готовятся к нападению. 2… Иуда поручил брату своему Симону с тремя тысячами отборного войска поспешить на помощь к жившим в Галилее иудеям… Прибыв в Галилею и вступив в бой с врагами, Симон обратил их в бегство, преследовал их вплоть до ворот Птолемаиды, перебил при этом до трех тысяч человек, захватил в виде добычи доспехи убитых, а также иудеев, раньше взятых ими в плен, равно как все их имущество, и вернулся домой».

Почему вдруг «окрестные народы», вполне уживавшиеся с иудеям, узнав о восстановлении жертвенника в Иерусалиме, вдруг «сильно вознегодовали», и стали истреблять иудеев, живших среди них (это относится в полной мере и к народам, проживавшим на территории Галилеи вместе с переселенцами, постепенно естественным образом мигрировавшими из иудеи на север, в Галилею через Самарию). Ответ мы находим у Флавия: «оформление догматов иудаизма… завершилось… в начале IV в. до н.э.», то есть позднее 400 г до н.э., то есть незадолго до начала эллинистического периода в Иудее возникла новая иудейская религия, центром которой была рассовая теория превосходства евреев над всеми неевреями. Пока она осваивалась самими иудеями в пределах Иерусалима и Иудеи, наступили времена эллинского господства, и расовая религия евреев оказалась под спудом, будучи вынужденной скрывать на фоне государственной несвободы евреев свое истинное лицо агрессивной античеловечности – и так было вплоть до маккавейского восстания. Восстановление жертвенника и жертв в Иерусалиме было сигналом для иудеев по всей сиро-палестине: началось! И реакция иудеев, живших в рассеянии среди других народов, которых они всегда считали чужеродными захватчиками родовых еврейских земель была предсказуемо агрессивно-торжествующей: мы вам покажем кто в доме хозяин. Так что реакция до этого вполне доброжелательных к евреям окружающих была, увы, ответной. Что же касается конкретно Галилеи, то, является поистине удивительным сообщение о том, что галилеяне «готовятся к нападению» - на кого они собирались нападать, если между Галиеей и Иудеей простираются сотни две километров Самарии, которая Маккавейскому восстанию иудеев отнюдь не сочувствовала. Все это имеет вид оправдания агресии иудеев против галилеян, по представлениям иудеев, являвшихся захватчиками исконных иудейских земель «обетованных», которые иудеи всегда мечтали вернуть и присоединить к своему единому еврейскому государству. Так что более реалистичной представляется совершенно иная картина происшедшего в Галилее, а именно: не галилеяне, а, напротив, агрессивно настроенные против «пришлых» иноверцев иудеи, вдохновленные восстанием в Иудее, в свою очередь подняли иудейское восстание в Галилее, на помощь которому отправился Симон. И, скорее всего, несмотря на победные реляции Флавия, после вторжения в Галилею был бит ввиду немногочисленности своего войска против населения объединившейся против захватчиков Галилеи. Поэтому ему и пришлось срочно убраться из, казалось бы, побежденной им Галилеи, которую, тем не менее, захватить и присоединить к Иудее Симон не смог – и тогда зачем вообще приходил? Эта его провальная акция, во-первых, привела к полной и окончательной депортации того немногочисленного иудейского населения, которое образовалось за предыдущий период, и во-вторых, к ответной ненависти галилеян к евреям, как захватчикам и разбойникам, каковая ненависть более никогда (вплоть до окончания 1 Иудейской войны) не позволяла никаким иудеям селиться на постоянной основе в Галилее среди галилейского населения.

Видимо, еврейское население в Галилее было весьма малочисленным, и Симону помыслилось, что проще вывести горстку иудеев из ставшей враждебной им Галилеи, чем затевать непосильное на тот момент завоевание далекой страны через голову тоже вполне враждебной Иудее Самарии. Что и было им проделано «с великой радостью»: иудеи были полностью выселены из Галилеи, чтобы вернуться в нее лишь после ее разгрома римлянами в Первой иудейской войне, после 70 г н.э.. В течение более двухсот лет иудеи появлялись на территории Галилеи лишь в виде разбойников, налетчиков, грабителей и захватчиков, и ненависть иудеев и галилеян была взаимной, как мы увидим из дальнейшего.

Это третья полная депортация иудейского населения из Галилеи – на этот раз добровольно-принудительная от самих маккавейских иудеев.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Чекрыгин О.В., Надеина Д.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННОГО ЕВРЕЙСКО-ИУДЕЙСКОГО ЭТНОРЕЛИГИОЗНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГАЛИЛЕИ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 769 - 805. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13778 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13778



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.