'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 114

Просмотры  8 просмотров

Клентух Б.А., Гаврилов Д.А.

  


ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРФОРМАНСА В ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА *

  


Аннотация:
данная научная статья исследует вопрос интеграции перформанса в эстрадный номер с целью повышения зрелищности и эмоционального воздействия на аудиторию. Анализируется практический опыт создания эстрадного номера, вдохновленного перформансом Марины Абрамович «Ритм 0». В статье рассматриваются этапы подготовки артистов и описание постановочного процесса, который позволил создать запоминающееся и уникальное выступление. Результаты исследования подтверждают значимость интеграции перформанса для актуализации эстрадного искусства и творческого развития исполнителей.   

Ключевые слова:
эстрадный номер, перформанс, режиссура эстрадного номера, интеграция, перформативные элементы   


Перформанс как современное художественное направление обладает уникальной способностью пробуждать чувства и вызывать реакции у зрителей. В данной статье исследуется специфика интеграции перформанса в эстрадный номер с учетом опоры на практическом опыте создания номера, вдохновленного знаменитой работой Марины Абрамович «Ритм 0» [1]. Однако при включении перформативных элементов в драматургию эстрадного номера возникают проблемы качества такой интеграции. Это связано с определенными различиями данных видов искусств. Рассмотрим на конкретном примере способы и возможности использования инструментом перфоманса в жанре «эстрадного номера». Для этого определим значения основных терминов. Доктор искусствоведения И. А. Богданов в своей книге «Драматургия эстрадного номера» дает следующее определение: «номер как отдельное, законченное выступление одного или нескольких артистов является основой эстрадного искусства» [4]. Такое значение данного термина является общепринятым среди режиссеров эстрады. Понятие же перформанса укоренилось в современном искусстве в 1960-х годах, и с тех пор множество теоретиков искусства внесли свой вклад в его развитие и уточнение с целью упрощения понимания. При этом четкого понятия или конкретного определения, данного конкретным искусствоведом или ученым нет. Например, американская теоретик искусства Джейн С. Бейкер рассматривала перформанс как акт, который не только описывает что-то, но и делает это действительным. Для нее, перформанс был способом изменять реальность через искусство [3]. А французский философ Ролан Барт смотрел на перформанс с позиции семиотики и считал его актом коммуникации. Он интерпретировал перформанс как символическое действие, передающее определенное сообщение или смысл, как форму языка [2]. В нашей работе мы использовали все известные понятия перформанса, чтобы не ограничивать себя в использовании отдельных аспектов этого жанра. В ходе экспериментальной практической деятельности нами была разработана концепция экспериментального эстрадного номера, вдохновленного перформансом Марины Абрамович «Ритм 0» и включавшего его элементы. Процесс создания данного номера проходил в несколько этапов, которые мы рассмотрим подробно. Первый этап заключался в анализе перформанса Марины Абрамович «Ритм 0»: мы провели детальный анализ, изучив его содержание, эмоциональное воздействие на зрителей и важные художественные элементы. Целью перформанса Марины Абрамович «Ритм 0» было исследование пределов самовыражения и воздействия на окружающих. Абрамович выступала в роли объекта и приглашала зрителей взаимодействовать с ней с помощью различных предметов, которые она расставляла на столе. Она не оказывала никакого сопротивления и оставалась бездействующей, позволяя зрителям поступать с ней таким образом, как они сами хотели. Целью этого перформанса было создание экстремальной ситуации, в которой зрители могли проявить свои настоящие чувства, желания и проникнуться тем, что находится за пределами привычных рамок. Произведенный анализ стал отправной точкой для разработки собственного перформативного номера. Вторым этапом стали анализ и сравнение аспектов перформанса и эстрадного номера, их различия и схожести. Эстрадный номер и перформанс - это две различные формы искусства, но они имеют некоторые общие черты. Джон Смит в своей работе «Театр и перформанс: введение в анализ и исследование» описывает перформанс как акт, который включает в себя живое действие и присутствие исполнителя перед аудиторией. Смит также подчеркивает, что перформанс часто характеризуется отсутствием фиксированного сценария и предоставляет исполнителю свободу для творчества и самовыражения [6]. Это отличается от театра и эстрады, где обычно сценарий и репетиции более строго регламентированы. Также перформанс не имеет четких временных рамок, в отличии от эстрадного номера. Одним из важных признаков эстрадного номера является его скоротечность, ограниченные временные рамки в пределах 10 минут [4]. Основная цель эстрадного номера часто несет развлекательный характер. Номер может включать в себя музыку, танцы, вокал, актерское мастерство и другие виды искусств, чтобы создать зрелищное выступление. Основной же целью перформанса является художественное выражение, исследование идеи, вызов эмоций или провокация обсуждения. Перформанс менее ориентирован на развлечение. Кроме того, номер имеет определенную структуру и форму с определенной последовательностью событий. Номера могут быть частью более крупного спектакля или выступления. Перформансы зачастую более свободны. Они могут быть экспериментальными и не иметь жестко определенной последовательности. Также эстрадный номер ориентирован на широкую аудиторию и призван развлечь зрителей, в отличии от перформанса, который направлен на определенную аудиторию, чаще на тех, кто интересуется современным искусством и абстрактными концепциями.Итак, хотя эстрадный номер и перформанс различаются по своим целям, структуре и целевой аудитории, они являются важными формами искусства, использующими сценическое выступление как выражение идеи и воздействия на зрителей. После проведенного анализа сходств и различий между эстрадным номером и перформансом, мы решили создать перформативный номер с использованием следующих аспектов: удаление четких временных рамок; использование сценического пространства; эмоциональное воздействие с использованием символизма и метафор; погружение аудитории в сюжет без необходимости их физического участия; привлечение разнообразной аудитории; соблюдение определенной структуры и формы. Третий этап включал в себя подготовку исполнителей. Каждому артисту была назначена определенная роль в рамках эксперимента. Один артист выступал в роли «жертвы», а другой - в роли «исполнителя». Задачей «жертвы» было показать полную покорность «исполнителю», в то время как «исполнитель» должен был изменять свое отношение к «жертве» после каждого круга вокруг нее. Состояние «исполнителя» балансировало между полным безразличием, восхищением, ненавистью, завистью и жестоким обращением с «жертвой». После того, как «исполнитель» достигал точки невозврата, «жертва» встречалась с ним взглядом, передавая ему свое принятие. Это должно было вызвать осознание «исполнителем» того, что перед ним находится реальный человек. В конечном итоге, наступал момент прощения, выраженный объятием. Артисты были одеты в нейтральные костюмы в черном цвете, чтобы не позиционировать их как личности и дать зрителю возможность самостоятельно определить, кто они для него. Реквизитом являлся только канцелярский нож. «Жертва» была обута в каблуки, что указывало на различие между ними.Четвертым этапом являлся непосредственно постановочный процесс. В ходе постановочного процесса мы разработали детальный сценарий номера, опираясь на концепцию перформанса Марины Абрамович. Мы акцентировали внимание на смысловой нагрузке каждого действия, стремясь передать атмосферу и эмоциональность исходного перформанса. Костюмы и реквизит также были подобраны так, чтобы не отвлекать зрителя от главного содержания номера. Одной из важных особенностей создаваемого номера было отсутствие жестких временных ограничений нахождения артистов на сцене. Им предоставлялась возможность следовать заранее подготовленному сценарию, однако продолжительность выполнения задач и погружение в эмоциональные события не подвергались временным ограничениям. Артисты имели свободу погружения в процесс и действовали независимо от количества потраченного времени. Основной целью номера было создание такой атмосферы, в которой зритель также не ощущал понятия времени, внутренне погружаясь и переживая происходящее на сцене.В связи с экспериментальным характером данного номера, неотъемлемой частью была оценка реакции зрителей и последующее обсуждение полученных результатов. На основе проведенного исследования и анализа данных, мы выявили следующие результаты:1. Интеграция перформанса в эстрадный номер способствует повышению зрелищности выступления и привлекательности для аудитории. Перформативные элементы добавляют уникальности и эмоциональности номеру, что делает его запоминающимся для зрителей.2. Проведенные мастер-классы и тренинги по владению перформативными техниками существенно повысили актерское умение артистов и их способность передавать эмоции через исполнение. 3. Отсутствие жестких временных рамок оказало положительное воздействие на исполнение артистами поставленных задач, предоставив им высокую степень свободы в выражении собственных художественных возможностей и идей. Также это дало возможность артистам более органично взаимодействовать с аудиторией, создавая у зрителей ощущение, что погружение в события на сцене также не подвержено времени. В результате такой подход оказал положительное воздействие на качество и художественную ценность номера, позволив артистам максимально раскрыть свой творческий потенциал.4. Эксперимент с применением перформативных элементов в эстрадном жанре получил положительную оценку аудитории. Зрители ощущали более глубокую связь с происходящим на сцене и выразили интерес к нестандартному художественному подходу.5. Интеграция перформанса позволяет расширить границы жанра эстрады и придать номеру более современный и актуальный характер.Основываясь на полученных результатах исследования, а также опираясь на полученный практический опыт, можно с уверенностью констатировать, что интеграция перформанса в эстрадный номер является перспективным направлением в развитии современного эстрадного искусства. Такой подход способствует созданию уникальных и запоминающихся произведений, которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на аудиторию и привлекают внимание зрителей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Клентух Б.А., Гаврилов Д.А. ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРФОРМАНСА В ЭСТРАДНЫЙ НОМЕР: АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 708 - 714. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13772 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13772



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.