'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 58

Просмотры  14 просмотров

Нагыманова Н.А.

  


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ ЛИЛИИ КАЛАУС НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ЛЕТ («СВЕТА», «НЮРА», «ДАЧА») *

  


Аннотация:
в работе рассматриваются особенности художественного мира рассказов известной казахстанской писательницы Л. Калаус, выполнен краткий анализ 3 произведений писательницы.   

Ключевые слова:
рассказ, художественный мир, герой, образ   


, стиль, творчество, произведение, автор, проза.Лиля Калаус – псевдоним известной казахстанской поэтессы и писательницы – Алексеевой Лилии Александровны, члена союза писателей Казахстана. Ей принесли известной не только авторские произведения, но и разнообразная творческая и общественная деятельность. Ее знают как писателя, блогера, редактора, сценариста, радиоведущую и преподавателя. С 2001 по 2014 гг. была главным редактором литературного журнала «Книголюб». В 2014-2016 годах вела программу «Классикомания» на Радио Classic (Казахстан). Член Союза писателей Казахстана. Ее повести и рассказы публиковались в журналах «Простор» (Алма-Ата), «Нива» (Астана), «Аполлинарий» (Алма-Ата), «Литературная Алма-Ата», «Дружба народов» (Москва), «Новая Юность» (Москва), «Крещатик» (Берлин), «Лампа и дымоход» (Москва), «Восток свыше» (Ташкент). Статьи, эссе, стихи, рисунки печатались в разное время в журналах Казахстана, Узбекистана, России, США, Германии, Финляндии.Наиболее популярными являются ее книги «Бестиарий» (1999), «Книга стихов и рисунков» (2002), «Роман с кровью и другие повести» (2005), «В поисках Золотой чаши. Приключения Бату и его друзей» (в соавторстве с Зирой Наурзбаевой, 2014), «Пиньята» (2015). Писательница является лауреат ом I и III премий литературного конкурса «Сорос-Казахстан-Дебют» (1996), бронзовым призером Третьего Открытого книжного форума и литературного фестиваля стран Центральной Азии (2014). Прежде чем окунуться в художественный мир прозы писательницы, обозначим границы понятия «художественный мир произведения». В словаре литературоведческих терминов С. П. Белокуровой мы видим следующее определение «художественный мир – это неповторимые черты и свойства литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения. Оно проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих с другими произведениями тем, мотивов, проблем, характеров и т.п.» [1, с. 283]. При обращении к другим литературоведческим словарям (Елисеева И. А., Поляковой Л. Г., Тимофеева Л. И, Венгрова Н. и др. авторов) мы видим семантически близкие определения к приведенному ранее. Не только отдельное произведение, но и совокупность произведений одного автора наделены какими-либо индивидуальными чертами, которые делают автора «узнаваемым» В наибольшей степени художественное своеобразие обнаруживается в образной форме произведения, в системе индивидуальных средств и приемов, используемых писателем. Автор использует свои способы для создания образов героев, выражения своей позиции или отношения к описываемым событиям, по-своему выстраивает композицию, прибегает к излюбленным приемам построения диалогов, организации речи персонажей и т.д. Все это и создает его авторскую неповторимость, его особенный художественный мир, в котором он – творец.Чем же отличается мир, созданный Л. Калаус? В творческой копилке прозы автора собрано достаточное количество повестей и рассказов, позволяющих оценить индивидуальный стиль писательницы. Одним из самых маленьких по объему прозаических произведений Л. Калаус является рассказ «Света», написанный в 1998 году. Можно отметить нестандартное построение повествования в этом произведении, некую спутанность и временных и пространственных рамок. С одной стороны – мы видим только один эпизод из жизни главной героини – десятилетней Светы, но в тоже время, мы узнаем из текста, что будет с ней в будущем: «…в том доме, где она и поселится ровно через шестнадцать с половиной лет, уже будучи училкой русского языка и лит-ры всё в той же осточертевшей с детства школе, правда квартира её будет на четвёртом этаже». [2, с. 186]. Для этого рассказа характерна недосказанность, его можно сравнить с заготовкой картины, когда нанесены отдельные штрихи, но нет завершенности. О главной героине мы узнаем только отдельные детали: что она учится в четвертом классе, любит заглядывать в окна, когда идет домой из школы, в которой ее обижают, что она любит читать книги и мечтает поскорее встать взрослой, чтобы добиться чего-нибудь и отомстить нынешним обидчикам. Ничего неизвестно о семье девочки, о том. Почему над ней издеваются одноклассники и сбудутся ли ее мечты. Более того, в рассказе автор даже не доводит девочку до дома, так и бросает на дороге, побитую, беззащитную и униженную. Таким образом этот рассказ можно назвать зарисовкой. Довольно смелой и современной, заставляющей о многом подумать, пожалеть маленькую девочку и осудить ее обидчиков. Еще одно произведение автора, назван6ное женским именем – рассказ «Нюра», написанный в 2013 году. Здесь автор знакомит нас уже со взрослой героиней, но тоже какой-то несчастной и беззащитной. И снова, мы видим только эпизод из жизни персонажа и некоторые детали из прошлого, а также – снова мечты о более удачном будущем. О Нюре нам так же известны только отдельные детали – у нее есть муж Витя, живущий в другой стране, двое детей, имен которых не указывается, только «мальчик и девочка» Мы видим, что Нюра живет в съемной квартире с детьми, без регистрации и гражданства, не работает и всего боится. От образа героини рассказа «Света» образ Нюры отличается более глубоким психологизмом: читатель «слышит» мысли героини, все ее потаенные страхи, мечты и желания, может сделать более-менее адекватные выводы о ее личности, характере. В целом же, эти два рассказа имеют ряд схожих черти напоминают короткометражные фильмы социальной ориентации о сложной судьбе. Еще один женский образ мы видим в рассказе «Дача» (2012 год). Перед нами уже пожилая женщина, пенсионерка, живущая на даче в одиночестве, радующаяся редким приездам дочери и внука. Дача – это весь ее мир, в котором ей уютно «не люблю посторонних, она знает. Этот дом — моя крепость» [4, с. 112]. И снова перед нами несчастливая судьба, и снова – мазки художника, штрихи из воспоминаний, мыслей и чувств, описанных в коротком эпизоде жизни отдельного человека. И снова – загадка, что же случилось с нашей героиней, почему дочь так к ней относится, что ждет ее дальше? Все три рассказа – загадка, вызывающая бурю эмоций, заставляющая додумывать. В этом и заключается, видимо, особенность художественного мира рассказов Л. Калаус. Автор показывает нам в каждом произведении короткую, но яркую картину, очень жизненную, реалистичную, ее героини - словно живые, такие похожие на наших близких, знакомых, соседей коллег. При этом, открывая для своего читателя кусочек жизни своего персонажа, автор никак не оценивает ни его, ни ситуацию, в которой он оказался, выступая сторонним наблюдателем, позволяя нам самим додумать, понять, оценить. Таким образом, Л. Калаус, несомненно, обладает своим индивидуальным почерком, авторским стилем, ее рассказы узнаваемы и будто принадлежат одной парадигме. Их легко можно объединить в цикл, и они будут выглядеть в нем гармонично. Яркими особенностями ее рассказов можно назвать реалистичность, простую лексику, мотив недосказанности, эффект незавершенности и глубокий психологизм.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Нагыманова Н.А. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ ЛИЛИИ КАЛАУС НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РАЗНЫХ ЛЕТ («СВЕТА», «НЮРА», «ДАЧА») // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 356 - 360. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13716 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13716



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.