'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 54

Просмотры  13 просмотров

Щелкина Е.И.

  


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу экологических проблем и коррупционных правонарушений в сфере природопользования в России. Рассматривается зарубежный опыт. Аргументируется значимость предотвращения экологический преступлений. На основе проведенного исследования автором предлагается решение.   

Ключевые слова:
природопользование, экология, здоровая окружающая среда, коррупция, преступность   


Введение.XXI век обуславливается активным развитием технологий. Несмотря на самые невероятные открытия в сфере медицины, космоса, робототехники и другие различные научные открытия, сохраняют свою актуальность проблемы экологии. Скорость развития технического прогресса с каждым годом поражает всё больше. В связи с этим хочется отметить, что именно технический прогресс увеличивает возможности человечества влиять на природную среду, чаще всего это воздействие приводит к непоправимым последствиям для всей экологической системы. Именно поэтому очень важен контроль за экологическими преступлениями и нарушениями экологических прав человека, ведь хорошее качество жизни гражданина является прерогативой каждого государства. в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, во многих странах закреплено на законодательном уровне право гражданина жить в здоровой окружающей среде. Но как бы люди не старались защитить законным способом планету, всегда будут те, кто попытается избежать наказания. Обширный спектр противоправных и вредоносных действий охватывает коррупция в сфере экологии. Она приводит к таким последствиям для окружающей среды как нерациональное использование природных ресурсов, загрязнение экологической системы, угроза жизни и здоровью людей.Основная часть.Немаловажную роль играют отношения человека и природы в определении будущего государства. В Конституции Российской Федерации в статье 42 говорится: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [1]. Экологическая безопасность и рациональное природопользование - стратегический национальный приоритет Российской Федерации [2]. В Указе Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» в главе 4 пункте 83 одной из задач государственной политики является «повышения эффективности государственного экологического надзора, производственного и общественного контроля в сфере охраны окружающей среды». Преступность в сфере природопользования рассматривается как одна из угроз экологической безопасности. Исходя из статистической отчётности Генеральной прокуратуры РФ, по сравнению с 2020 годом в 2021 году на 5 % уменьшился показатель преступлений против экологии, а именно наблюдался спад с 20,2 тысяч до 19 тысяч происшествий. По итогу, на 2022 год было возбуждено больше 2 тысяч уголовных дел [3]. В 2023 году в первом полугодии зафиксировано экологических преступлений в количестве 8865, что на 13,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них уголовных дел - 3911, не раскрыто - 2721, выявлено лиц, совершивших преступления - 5445, раскрываемость за полгода составила 64% [4]. Коррупция в сфере природопользования – вид экологических преступлений, который может проявляться в виде подкупов, мошенничества, лоббирования интересов промышленных компаний, сокрытия данных о загрязнении окружающей среды, незаконной добычи природных ресурсов и т.д. Важнейшим законом в борьбе с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в котором в статье 1 говорится: «Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [5].Коррупцией является:- злоупотребление служебным положением,- дача и получение взятки,- злоупотребление должностными полномочиями,- коммерческий подкуп,- иное незаконное использование своего должностного положения.За период с января по июнь 2023 года коррупция занимает 2,34% среди всех преступлений, преступлений коррупционной направленности зарегистрировано в количестве 23025, что на 2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, из них уголовных дел - 16461, не раскрыто - 376, выявлено лиц, совершивших преступления - 9917, раскрываемость за полгода составила 97,9 % [4].Противодействие коррупции в сфере природопользования является актуальным по множеству причин. Первая причина. Коррупция в сфере природопользования может привести к неправильному использованию природных ресурсов и их истощению, что приведёт к ряду негативных последствий для здоровья граждан и экологии страны. Вторая причина - экономические потери по причине неэффективного управления природными ресурсами. Например, коррупция в процессе выдачи разрешений на добычу ископаемых или вырубку лесов может приводить к утере доходов от экспорта и увеличению расходов на восстановление природных ресурсов. Третья причина – это укрепление доверия. Борьба с коррупцией в области природопользования помогает улучшить имидж страны на международной арене и укрепить доверие населения к государственным органам. Четвёртой причиной, можно назвать - соблюдение международных норм и соглашений. Противодействие коррупции помогает странам соблюдать международные экологические нормы и соглашения.Последней пятой причиной является повышение эффективности управления. Борьба с коррупцией может способствовать улучшению качества принятия решений, повышению прозрачности и созданию более эффективных механизмов управления природными ресурсами.Невозможно не затронуть зарубежный опыт противодействия коррупции в сфере природопользования. В некоторых странах, таких как США, Канада, Великобритания и Германия, существуют специальные законы и программы, направленные на борьбу с коррупцией в этой области. Например, в США регулирование экологической обстановки в стране происходит от общего к частному, то есть государственному регулированию подвержены все природные объекты, но кроме этого пристальное внимание уделяется экологической экспертизе хозяйственных проектов [6]. В Канаде по инициативе Антикоррупционного комитета Канады в 1985 г. был утвержден Ценностный этический кодекс государственного служащего. Этический кодекс содержит конкретные требования, предъявляемые к повседневной деятельности чиновников. [7].В Германии Союз окружающей среды и защиты природы Германии (нем. Bund f?r Umwelt und Naturschutz Deutschland, BUND) — немецкая неправительственная организация, созданная в 1975 году. На сегодняшний день в ней состоит около 470 тысяч человек, правительство Германии официально признает консультации с BUND обязательными при решении различных экологических вопросов. BUND активно выступает против крупных строительных проектов, которые могут нанести вред окружающей среде [8].Что касается текущей ситуации в России, сфера природопользования часто оказывается уязвимой перед коррупцией из-за своей значимости для экономики и общества. В интервью 8 июня 2022 года с Кириллом Викторовичем Кабановым, председателем Национального антикоррупционного комитета, была поднята проблема коррупции, напрямую связанная со стороной бизнеса. Российский государственный деятель считает, что коррупция - это не взятки, а теневой бизнес, его текущие действия или бездействия. В пример он ставит ситуацию, в которой по вине бизнеса случилась экологическая авария, вследствие чего бизнес выгораживают региональные власти из-за причин потери инвестора и потери рабочих мест. Решение он видит в создании межведомственных комиссий, в которые будет входить природоохранная прокуратура, органы природнадзора, в том числе федерального уровня [9].Решение проблемы коррупции в сфере природопользования представляется в ужесточении юридической ответственности, так как её целями являются защита общественных отношений, наказание правонарушителя, предупреждение совершения новых правонарушений и правонарушений со стороны других граждан, воспитание населения в духе уважения к закону и сложившемуся правопорядку. Особое место необходимо выделить формированию судебной практики по привлечению к юридической ответственности за совершение экологических преступлений (экоцид, экологический терроризм, экологическая война и т. п.), это способствует уменьшить процент экологической преступности, а также ликвидировать современные экологические проблемы, либо предупредить их возникновение. Поскольку ограниченные примеры практики привлечения к ответственности по экологическим правонарушениям, помогают уйти от ответственности лицам, совершающим преступления, а другим лицам повторять данные действия.Заключение.Таким образом, противодействие коррупции в сфере природопользования представляет собой сложную задачу, требующую совместных усилий всех участников общества, правительства и международного сообщества. Однако, с учетом правильной стратегии, реформ и мер, мы можем обеспечить устойчивое развитие и сохранение природных ресурсов для будущих поколений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Щелкина Е.И. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 324 - 331. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13712 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13712



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.