'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 51

Просмотры  8 просмотров

Петрова В.В., Харькова О.М.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ *

  


Аннотация:
в статье представлен анализ проблем, возникающих при взаимодействии органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти Рязанской области при реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в части вовлечения граждан.   

Ключевые слова:
гражданское участие, городской житель, комфортная городская среда, вовлеченность, публичная коммуникация, муниципальное управление   


В целях системного улучшения городской среды и создания комфортных условий в конце 2016 года в Российской Федерации стартовал проект «Формирование комфортной городской среды». Основной целью этой программы является повышение общей плотности населения [1]. Поэтому с 2017 года в России реализуется федеральная программа по созданию лучшей городской среды, направленная на повышение уровня благоустроенности местных и общественных территорий. План включает усилия граждан, которые необходимо учитывать при составлении Индекса качества городской окружающей среды.Основной целью регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» является улучшение качества жизни в городах, повышение индекса качества городской среды на 30%, снижение экологически плохих городов за счет этого индекса и построение механизма. Для этого. Участие граждан в создании лучшей окружающей среды, повышение уровня участия граждан в решении проблем экологической устойчивости городов на 30%. Информация о реализации проекта на территории Российской Федерации опубликована на официальном сайте Минстроя России. Информацию о реализации программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно посмотреть на официальном сайте.Качество городской среды связано с такими показателями, как вовлеченность граждан в города, чувство расширения прав и возможностей, удовлетворенность жителей учреждениями и обслуживающими агентствами, а также находятся во взаимосвязи функции общественных пространств. Досуг и повседневная жизнь города разнообразны и интенсивны [6].Таким образом, в современных урбанистических исследованиях перспектива создания лучшей городской среды связана не столько с техническим подходом к городскому планированию, сколько с построенной формой с прицелом на вовлечение граждан в их собственную социальную трансформацию, инструмент управляемых социальных отношений.Названы четыре основных требования горожанина к городской среде: безопасность, комфорт, функциональность, эстетика [3]. Выгоды от создания процветающего города включают, среди прочего, экономическое развитие, снижение социальной напряженности и уровня заболеваемости. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» [2] касается не только городов, но и всех населенных пунктов с численностью более 1000 человек. Предполагается, что до 2024 года все населенные пункты численностью более 1000 человек должны будут: –«принять новые или актуализировать старые правила благоустройства, –принять муниципальные программы благоустройства с адресным перечнем объектов: дворовых территорий, наиболее посещаемых муниципальных территорий» [4].В 2018 году в Рязани стартовал федеральный проект «Формирование комфортной городской среды». Его цель — повышение уровня благоустройства в городе [2].На федеральном интернет-портале «Комфортная городская среда и ЖКХ» составляется рейтинг субъектов Российской Федерации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», согласно которому в 2018 году Рязанская область занимала 20 место [5].Планы по изменению качества городской среды могут быть инициированы гражданами и требуют общественных консультаций и сопутствующих инвестиций. Для обеспечения гражданского контроля необходимо участие граждан в труде и разработка инструментов такого контроля. Существует необходимость разработки системы мониторинга состояния окружающей среды, основные параметры которой доступны общественности и служат инструментом общественного контроля [7].Участие граждан в реализации программы «Формирование комфортной городской среды» включает подачу запросов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в обсуждении проектов целевых программ и планов благоустройства, участие в выполнении работ и контроле качества. и получение соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления информации о ходе реализации официальных ресурсных планов органов исполнительной власти.Основными целями и задачами повышения гражданского участия являются интерес, участие граждан и открытый диалог.В современном развитии успешного города одним из примеров гражданского участия является степень вовлеченности горожан в проекты по улучшению городского пространства, то есть городского пространства. примеры участия граждан в процессе городского управления включают широкое обсуждение проектов, контроль и поддержку их реализации, а также оценку успеха изменений. Программа предоставляет институциональные способы взаимодействия граждан: отчеты, опросы, опросы, опросы и т. д. В частности, публичный рейтинг жизнеспособности городов для каждого муниципалитета и региона.Рейтинги позволят нам повысить узнаваемость, понять проблемы, стоящие перед каждым городом, и принять правильные решения. Роль граждан не менее важна, о чем свидетельствует их участие в инициировании и реализации программ, направленных на создание лучших городов.Минстрой России рекомендует следующий формат участия граждан в обсуждении планов благоустройства, как показано на рисунке 1.1.Рисунок 1. Формы вовлечения граждан в обсуждение проектов по благоустройству. Комитет по благоустройству Рязани рекомендует использовать не менее четырех форм, предложенных Минстроем России, при организации обсуждения с жильцами проектов благоустройства. Важно отметить, что анкетирование и интервью являются методами опроса и поэтому не могут рассматриваться как отдельные формы участия граждан в обсуждении проектов благоустройства.Нами проведено эмпирическое исследование проблем создания комфортной городской среды в городских поселениях Рязанской области.Цель экспертного опроса заключалась в выявлении основных коммуникационных механизмов и стратегий сотрудничества городов и агломераций на городских территориях, приоритетных направлений и специальных функций по обеспечению комфортной городской среды, участников городов и ролей сообществ. Участие организаций гражданского общества в разработке и реализации проектов городского развития.Выражая свое отношение к нынешнему месту жительства, респонденты разделились мысленно. Итак, «Удовлетворены ли вы жизнью в своей стране?» Утвердительно ответили 56,8% респондентов (сумма ответов «полностью удовлетворен» и «наиболее доволен»), а 36,9% высказали отрицательное мнение (сумма ответов «полностью не удовлетворен», «менее чем удовлетворен») (табл. 1).Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Довольны ли Вы тем, что живете в своем городе?».«Как изменилось состояние города за последние года?» улучшение ощутили 32% респондентов, 34,4% указали на проблему, 33,6% не увидели никаких изменений за последние пять лет в стране.Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Как, по Вашему мнению, изменилось состояние города за последние года?».Оценка фактического улучшения окружающей среды на высоком уровне (в целом) хуже, чем жизнь в городе как таковая: 73% недовольны некоторым улучшением (количество ответов «не удовлетворены», «самые недовольны») городским пространством и только около 23% положительно отнеслись к этому (положительные ответы были «удовлетворены», «в основном удовлетворены»).При этом чуть больше половины (51%) респондентов ничего не слышали и практически не знали о реализуемом в их городе приоритетном проекте «Формирование комфортной городской среды». 42% заявили, что более или менее информированы об этом проекте (рис. 2).Рисунок 2. Степень информированности респондентов о проекте «Формирование комфортной городской среды». Опрошенные в Рязанской области указали на низкую степень осведомленности о реализации проекта, назвав в качестве источников информации о нем социальные сети (63,3%), специализированные Интернет-ресурсы (48,7%) и телевидение (47,5%) (рис. 3).Рисунок 3. Основные источники информации о проекте «Формирование комфортной городской среды».Опрошенные правительственные чиновники пояснили, что в соответствии с действующим законодательством муниципалитеты должны проводить регулярные информационно-разъяснительные мероприятия через различные каналы связи, чтобы доводить до граждан самую свежую информацию. Власти города заявили, что нынешний метод оповещения жителей не требует существенных изменений. Чиновники считают, что общественность располагает достаточной информацией о проекте и при необходимости готовы работать с заявителями индивидуально.Однако кажущаяся неосведомленность жителей города о проектах – не единственное объяснение их пассивности и незаинтересованности. Правда в том, что закон строго определяет, как общественность воспринимает действия чиновников, и ограничивает выбор каналов коммуникации, таких как официальные медиа-порталы местных органов власти и традиционные СМИ. Хотя аудитория остается большой, основными оперативными сообщениями граждан теперь становятся новые средства массовой информации, включая социальные сети, которые власти используют бессистемно или с трудом достигают целевых аудиторий.Основным способом участия горожан в состоянии окружающей среды города является участие в опросах общественного мнения и собраниях собственников, а не попадание под влияние инициатив и подразделений горожан. Вне рамок публичной коммуникации, в системе отношений «власть-общественность».Таким образом, в условиях нынешней реализации плана строительства лучшего города гражданская активность граждан стала функцией удовлетворения важнейших социальных интересов.Основными причинами этого являются, с одной стороны, формальный подход муниципалитетов к информированию и вовлечению граждан в реализацию программ благоустройства городского пространства, а с другой стороны, пассивность самих горожан. Большинство граждан не понимают основополагающих принципов программы, согласно которым граждане сами должны проявить инициативу, а затем выполнить поставленные задачи. Роль рыночных чиновников более показательна, чем инструментов, и граждане испытывают недоверие к их действиям.Насколько эффективно использование всех рекомендованных Минстроем России форм участия граждан в обсуждении муниципальных и региональных программных проектов и проектов благоустройства, покажет время. Наибольшей эффективности, на наш взгляд, можно достичь только за счет координации усилий органов местного самоуправления и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на всех этапах планирования, проектирования, согласования и реализации программ благоустройства городской среды.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Петрова В.В., Харькова О.М. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 290 - 299. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13709 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13709



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.