'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 49

Просмотры  10 просмотров

Шеломенцева М.Н.

  


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.   

Ключевые слова:
ОВЗ, инвалидность, ЗОЖ   


Вырастить здорового человека – задача важная и вместе с тем сложная. Осознавая значимость этой проблемы, я стала работать по формированию привычек здорового образа жизни у детей с умственной отсталостью. Главная цель моей работы заключается в создании условий для сохранения, укрепления здоровья детей с умственной отсталостью, воспитании у них потребности в здоровом образе жизни. По моему мнению, важной задачей является формирование основ личной гигиены, овладения навыками ухода за телом, способами закаливания и др. В своей работе я использую современные плакаты по ЗОЖ, иллюстрации, стенды, буклеты, памятки, папки-передвижки. Включение в занятия игровых персонажей делает процесс усвоения материала живым и легким, повышает его эффективность. Особое внимание я уделяю созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций здорового образа жизни, таких как проведение «физминуток» на занятиях, «дней здоровья», прогулок на свежем воздухе с подвижными играми («У медведя во бору», «Старики-разбойники», «Дед Мазай и зайцы», «Огонь–вода–воздух–земля») и др.Первая ступенька к здоровому образу жизни – формирование культурно-гигиенических навыков. В процессе повседневной воспитательной работы я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для наших ребят естественным. При обучении процедурам я начинаю с себя: мою руки и объясняю ребенку, что я делаю и для чего, потом любуюсь своими чистыми руками. При обучении гигиеническим процедурам важно научить ребенка с ОВЗ получать удовольствие от чистоты своего тела, чистоты одежды, сформировать у него положительное отношение к предметам личной гигиены как средству защиты здоровьяВ ходе работы я активно использую наблюдения, беседы с детьми, чтение художественной литературы («Сказка про ногти», «Грязнуля Витя», «Птичка Тари», «Зубик-Зазнайка»); произведения устного народного творчества (загадки о частях тела, пословицы о здоровье, образцы здоровья героев в сказках и былинах). В ежедневной деятельности детьми совершаются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки. Постепенно я предоставляю детям все больше самостоятельности, перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету. Для закрепления у детей навыков, которые вырабатываются в повседневной жизни, эффективны игровые приемы «Уложи куклу спать», «Одень куклу на прогулку», «Научим Петрушку мыть руки», «Научим Мишку складывать свои вещи», «Покажи Винни Пуху, как вытирать лицо и руки полотенцем», «Учим Ивана застегивать пуговицы», «Расскажем Пяточку как надо принимать пищу» и т.п. Использование в работе Тематического словаря в картинках «Я и мое тело», «Береги здоровье», помогает ребенку лучше узнать себя, свой организм, бережно относиться к себе, своему здоровью, здоровью других людей. Рассматривая картинки, мы с детьми беседуем о том, зачем нужны руки и ноги, ладошки и пальчики на руках и на ногах и т.д. Также я ставлю своей целью сочетать стремление к здоровому образу жизни с морально-этическими и эстетическими нормами. Например, на занятии «Снежок мой дружок», воспитывая доброту и внимание к окружающим людям, животным, предметам, я объясняю, почему нельзя бросать снежки в окна, в прохожих, в проезжающие машины. В своей работе я столкнулась с проблемой вредных привычек у детей. Среди воспитанников есть дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются в обществе. У некоторых из ребят нашей группы присутствуют ненавязчивые действия, которые осуществляются неосознанно, «по привычки», и которые производят неприятное внешнее впечатление: ковыряют в носу, грызут ногти, сосут пальцы, покачивают туловищем. Для устранения этих привычек я увлекаю ребят интересными занятиями, играми, общаюсь с ними. Твердое, но доброжелательное мое отношение к такому ребенку, положительный пример других детей – залог успеха. Проводится работа и по профилактике социально негативных явлений (табакокурение, алкоголь). Профилактика вредных привычек для наших ребят – это не обсуждение вредности от курения и алкоголя, не запугивания их страшными бедами, а прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации. Укрепление здоровья не воспринимается нашими детьми как актуальная, значимая. Поэтому опорной точкой формирования культуры здоровья у воспитанников с умственной отсталостью может быть только создание игровых ситуаций.Таким образом, приобщение к здоровому образу жизни умственно отсталых воспитанников должно осуществляться с учетом их особых потребностей и индивидуальных возможностей, а также условий детского дома-интерната. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Шеломенцева М.Н. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 281 - 284. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13707 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13707



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.