'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 48

Просмотры  13 просмотров

Третьяков А.С.

  


АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ *

  


Аннотация:
в работе представлен анализ и обобщение понятия исследовательских компетенций, а также представлены основные свойства исследовательских компетенций.   

Ключевые слова:
компетентность, исследовательские компетенции, образование   


Иностранные авторы и соотечественники за все время существования термина предложили большое количество определений и классификаций компетенций. Именно в раскрытие содержания понятия «исследовательская компетенция» внесли значительный вклад такие отечественные ученые, как А.К. Маркова, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, А.М. Новиков, Г.И. Ибрагимов, И.А. Зимняя и А.В. Хуторской. Они утверждали, что исследовательская компетенция представляет собой не просто совокупность знаний и навыков, но и их владение на новом должном уровне. Она дает возможность для студентов использовать знания и умения, приобретенные в учебных условиях, в непривычных ситуациях. Исследовательская компетенция дает человеку способность анализа реальных ситуация, возможность определять проблематику, использовать актуальные знания и навыки для ее разрешения, самостоятельно открывать новые знания, при их отсутствии, и использовать их для решения конкретных задач.Л.Ш. Абдулов считает, что данная компетенция – это сочетание знаний, представлений, действий, ценностей и отношений, которые проявляются в практическом применении исследовательской деятельности [1, с. 14]. Но это определение не объясняет в достаточной мере специфику исследовательской компетенции, хоть и передает основную ее сущность. По мнению других авторов, исследовательской компетенцией является целостная личностная характеристика, которая выражается в способностях находить новые знания своими силами, на основании тех знаний, навыков, умений и методов деятельности, которыми индивид уже обладает.Интересность такой интерпретации понятия заключается в том, что она подчеркивает одну из особенностей исследовательской компетенции. Эта особенность заключается в готовности не только к самостоятельной деятельности, но и в исследовательской деятельности, которая относится к решению ранее неизвестных задач и творческим преобразованиям реальности. Упор на эти особенности играет основную роль, так как дает возможность решать исследовательские задачи не только в рамках отдельных дисциплин, но и находить решения реальных жизненных и профессиональных проблем комплексного характера.Таким образом, из всего вышесказанного, исследовательская компетенция представляет из себя готовность и способность личности к осуществлению исследовательской деятельности, основанная на интегративном применении ценностных установок, личностно-осмысленных знаний в определенной области и исследовательских умений (умение ориентироваться в новых ситуация, ставить цель и планировать деятельность, выдвигать и обосновывать гипотезы, выбирать наиболее оптимальные методы доказательства гипотезы, осуществлять самоконтроль и самооценку, представлять результаты исследования) для решения проблем теоретического и практического характера [2, с. 26]. В этом понятии также имеются и основные свойства исследовательской компетенции. В исследовательской деятельности учащийся стремится к созданию новых знаний или способов действия. Однако этот процесс не происходит в вакууме. Он опирается на существующие знания и методы. Отсюда, ключевым свойством исследовательской компетентности является синтез поисковых и алгоритмических процедур. Учащийся использует как интуитивные, так и систематические подходы для достижения своих целей. Исследовательские умения и навыки, приобретенные в ходе учебной деятельности, имеют универсальный, интегративный и метапредметный характер. Они могут быть перенесены и применены в различных сферах и ситуациях, выходя за рамки конкретной дисциплины. Кроме того, исследовательскую компетентность можно характеризовать:Системностью: она представляет собой взаимосвязанный набор умений и навыков, которые работают вместе. Превентивностью: она позволяет предвидеть и решать проблемы до их возникновения. Инновационностью: она поощряет создание новых идей и решений.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Третьяков А.С. АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 277 - 280. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13706 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13706



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.