'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 47

Просмотры  20 просмотров

Розыева А.Б., Авлиякулиев Дж., Мурадов М.

  


НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО КЛАССИКА ТУРКМЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается научные представления туркменского классика Махтумкули Фраги, связанных его познаниями о природе, астрономии, физики, математики, химии, а также устройстве мироздания.   

Ключевые слова:
литература, мировоззрения, физика, астрономия   


Поэзия всемирно признанного мастера слова Махтумкули Фраги звучит сегодня с новой силой, вот уже около трехсот лет прославляя туркмен. Заслуги Махтумкули в развитии туркменской литературы поистине неоценимы. Обладая непревзойденным поэтическим даром, классик всецело посвятил свой талант родному народу, которому был беззаветно и искренне предан всю жизнь. Поэт со всей силой большого художника новатора выступил в качестве пламенного поборника литературы подлинно народной. Это было начало новой литературы, которая, сломив существовавшие традиции непонятной книжной поэзии, приблизила ее к живой действительности, став в значимой частью духовной жизни народа. Именно в его творчестве туркменская лирическая поэзия достигла своего наивысшего подъема.Весомую роль в формировании мировоззрения и художественного таланта Махтумкули сыграли произведения великих представителей классической литературы других народов Востока, в том числе лучшие образцы литератур народов Средней Азии.Движимы жаждой знаний, Махтумкули, сын известного поэта и мыслителя XVIII в. Довлетмамета Азади изучает произведения Ибн-Сины, Аль-Бируни, Аль-Хорезми, знакомится с сочинениями Платона и Аристотеля. С целью расширения своего научного кругозора и общего мировоззрения он отправился путешествовать по странам Востока. Поэт побывал в Узбекистане, Азербайджане, Иране, в Индии.Выдающийся мастер слова вдохновенно воспевает общечеловеческие ценности, высокие нравственные идеалы-верность и честь, благородство и мудрость, красоту и добро. Его идеи и философские размышления, облеченные в прекрасную поэтическую форму, отражают культуру, традиции и обычаи туркмен.Но заслуги поэта поистине неоценимые. Нам предстоит еще раз осмыслить и раскрыть всю глубину творческого наследия классика планетарного масштаба. Творчество Махтумкули до сих пор не изучено с точки зрения точных наук (физико-математической). При детальном исследований произведений Фраги становится ясно, что он был знаком с явлениями и понятиями физики.В стихах Махтумкули также можно встретить единицы измерения физики того времени. Например, вместо единицы измерения длины туркмены использовали «aгач» (равное шести км) и «парсах» (равное семи км). Об этом можно прочитать в стихотворении поэта «Бу дунй?» [3]. Махтумкули, будучи мастером железа и серебра, знал некоторые физические явления и в результате умел плавить цветные металлы с помощью горна. Поэт также изготавливал национальные украшения для женщин из драгоценных металлов (золота, серебра). Об этом он пишет в стихотворении «Дашда беллидир (Приметы)» [4]:Если жечь хну, будет краской,Если плавить золото, станет камнем.Прекрасное звездное небо Туркменистана было одним из природных богатств туркмен. Это богатство – астрономические идеи, занимающие значительное место в творчестве Махтумкули. Во времена Махтумкули представление о картине мира, широко распространенное в народе, противоречило современной науке о Земле и небе.Согласно Корана, Земля – это центр мира, иными словами, мир – это огромный дом, стенами и крышей которой является небо. И над твердым куполом обитают цари небесные. Другими словами, именно так представляли Землю согласно мусульманской религии. Земля покоится на роге большого желтого быка, а бык покоится на рыбе, а рыба плавает в воде. Когда желтый бык устает и переходит от одного рога к другому, происходит землетрясение. В общем, по религиозным представлениям того времени, все в мире зависело от Бога. За 250 лет до Махтумкули польский астроном Н.Коперник открыл вращение Земли вокруг Солнца. Но это открытие было неизвестно туркменскому народу.Махтумкули описывает в своих стихах, что мир, включающий в себя Землю и небо, будет всегда и что он бесконечен. В своем стихотворении «Ата ме?з?р (Походит на коня)» [2] он пишет об этом:Этот мир словно бездонная река? Затопит, не будь невнимательным.В этих строках поэт объясняет, что мир бездонен или бесконечен через бездонную реку. Или в стихотворении «Ирнип дурупдыр (На ложе лености)» [3] можно найти следующие строки:Мир - омут роковой, в нем черных вод вращенье, Но в глубине его ты ясно видишь дно!В своем стихотворении «Рефтардыр» он сравнивает его с человеческой жизнью и отмечает, что мир бесконечен. В известном стихотворении Махтумкули «Бу дунй?» [3] есть такие строки:Машрыкдан магрыба д?нй?ни? й?зи,Дийм??, бизе м?лим д?лдир бу д?нй?,Абады, харабы, дерясы-д?зи,Йуз кырк алты му? агач ёлдур бу дунй?.Слово «дунй?» в стихотворении означает мир, т.е Землю, «машрык» означает восток, а «магрыб» означает запад. В последних строках этого стихотворения поэт пытается определить длину окружности земли, говоря: «Йуз кырк алты м?? агач ёлдур бу дунй?» это означает «Этот мир - сто сорок шесть тысяч агач» и пишет, что она составляет 876 тысяч километров. По современным научным данным эта цифра близка к 40 тысячам километров, что не соответствует свидетельству поэта. Однако эта попытка поэта подтверждает, что Земля ограничена в пространстве неба.Великий поэт пытался узнать, сколько лет Земле, например в стихотворении «К???л ?ошундадыр (Рок)» есть такие строки «Кто знает, сколько лет этому старому миру, Господи». Сегодня определен возраст Земли. Он равен 4,5 миллиарда лет.Во времена Махтумкули не было никакой информации о планетах. Однако 7 из 9 известных нам сегодня планет, включая Землю, и 6 помимо Земли (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран) были известны поэту. Примером тому могут служить некоторые строки из его стихотворения «Истемен (Не захочу)» [3]:Кейваны гелер эстиме, баксам ки гара г?злере,Мыррых мени бент ейлейир, г?злесем, дост й?злере,М?штери гапыл отырмыш, бент болуп, бил с?злере,З?хре, Н?зпери, Хумай, Дурсути хайран сизлереБейле адалатлы ша сен, Гызыл Арслан истемен .Здесь «Кейваны» означает планету Сатурн, «Мыррых» означает планету Марс, «М?штери» означает планету Юпитер, а «З?хре» означает планету Венера. А также эту мысль поэт выдвигает в стихотворении «Саташдым»: «Когда ж надежды я утратил, — средь тумана, По звездному пути я встретился с луной». Махтумкули хорошо знал, как выглядит звездное небо. Ему были знакомы несколько созвездий – Большая Медведица, Малая Медведица и другие. С помощью звезд поэт смог правильно определить все четыре стороны математического горизонта. Если говорить о взглядах великого Махтумкули на физику, астрономию, математику, то хотелось бы сравнить его с известными представителями атомной физики А.Сахаровым и датским физиком Н.Бором. Для этого есть простая причина. Махтумкули Фраги еще в XVIII веке сказал, что из воды выйдет огонь, а два века спустя А. Сахаров научно доказал мнение великого поэта. Конечно, можно многое сказать о научных взглядах Махтумкули и чудесах, которые он открыл. Но мы хотим вернуться к другой нашей теме и начать разговор с предыстории.В связи с войной 1941-1945 годов Московский государственный университет был переведён в Ашхабад. Среди них были известные профессора этого университета, а также аспиранты и перспективные студенты. Всех их разместили в здании тогдашнего Государственного педагогического института имени М.Горького (ныне Туркменский государственный университет имени Махтумкули) в Ашхабаде. Среди студентов, окончивших МГУ, был Андрей Дмитриевич Сахаров, ставший впоследствии всемирно известным. В 1950 году Андрей Сахаров совместно с академиком Игорем Таммом предложил использовать горячую плазму, помещенную в магнитное поле, для создания управляемой термоядерной реакции. С тех пор продолжаются исследовательские работы по созданию управляемой термоядерной реакции, а точнее управляемого термоядерного реактора.В сознании туркменского народа существует понятие «вели (святой, провидец)». Это понятие возникло среди нашего народа на протяжении веков и сохраняется по сей день. Одним из таких является великий туркменский поэт Махтумкули Фраги. В своем стихотворении «Ыкбал болмады (Чудо)» он говорит: «И все ж Махтумкули взирает в изумленье! Вот чудо: под водой - благих огней свеченье!» [3]. Как мы видим, около трех столетий назад великий туркменский мыслитель предвидел выход огня из воды. Конечно, он не представлял себе эту работу во всех подробностях, например, что для нее придется строить термоядерный реактор, но главное здесь то, что он предсказуемо представлял, что сможет добывать огонь из воды.Сегодня учат, как добыть огонь из воды. Чистая вода (H2O) кипит при 100 градусах Цельсия, но для перемещения в ней тяжелой воды (D2O) требуется 13 миллионов градусов Цельсия. И только когда она достигает 13 миллионов градусов, начинает происходить возгорание, т.е. происходит термоядерная реакция.Ученые всего мира разрабатывают термоядерные реакторы на основе топлива, получаемого из воды. Его основным топливом является дейтерий (тяжелый изотоп водорода), содержащийся в водах морей и океанов, как представлял себе великий Махтумкули. Сегодня на Земле имеется около 25000 миллиардов тонн дейтерия. Кроме того, когда один грамм дейтерия преобразуется в огонь (то есть в тепло), выделяется 100 тысяч киловатт-часов энергии. По мнению ученых, работающих в этой области, термоядерный реактор, иначе говоря, вновь созданное «Солнце», спасет человечество от нынешнего дефицита энергии.Можно привести не мало примеров светских наук в творчестве великого Махтумкули, постигшего нераскрытые тайны физики и математики около 300 лет назад. Поэтому можно сказать, что он знал в свое время не только математику и физику, но и астрономию. Махтумкули Фраги – не просто поэт, он вневременное сокровище, источник мудрости и силы, несравненное наследие, освещающее путь к светлому будущему туркменскому народу. 2024 год, посвященный 300-летию со дня рождения великого поэта-философа туркменского народа, проходит в Туркменистане под общенациональным девизом «Кладезь разума Махтумкули Фраги».Национальный лидер туркменского народа, председатель Халк Маслахаты Гурбангулы Бердымухамедов, который стал инициатором провозглашения девиза 2024 года, в своем одноименном стихотворении написал следующие строки:Человечеству служенье для него и есть свобода,Он и есть язык и слог - речь туркменского народа.Почитание священной вечной воли Небосвода –Кладезь разума Махтумкули Фраги [1].В 2024 году празднование 300-летия туркменского поэта Махтумкули Фраги включено в Список памятных дат ЮНЕСКО, что утверждает выдающуюся универсальную непреходящую ценность творчества поэта и мыслителя Махумкули, его значение в мировой культуре [5].   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Розыева А.Б., Авлиякулиев Дж., Мурадов М. НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ ВЕЛИКОГО КЛАССИКА ТУРКМЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 269 - 276. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13705 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13705



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.