'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 46

Просмотры  12 просмотров

Наумова А.С., Свириденко И.А.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена вопросу психолого-педагогических особенностей развития обучающихся с ФФНР. В ней приводятся статистические данные, раскрывается понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», а также рассматриваются речевые особенности развития детей. Отмечаются особенности моторики, пространственной ориентировки, а также высших психических функций.   

Ключевые слова:
фонетико-фонематическое недоразвитие речи, высшие психические функции, моторика, пространственная ориентировка   


Число детей с различными речевыми расстройствами значительно увеличивается от года к году. И.Б. Карелина отмечает, что «за последние 20 лет было обследовано 23963 ребёнка в возрасте от 1,5 до 7 лет. Из них лишь 31% имели нормальное речевое развитие и 63% – различные речевые нарушения, в том числе такие как дизартрия и алалия, а также 6% имели различные психические и сенсорные нарушения, такие как аутизм, нарушения интеллектуального развития и тугоухость». Среди 63% чаще всего встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР). В специальной литературе существует множество трактовок данного понятия, однако определение Р.Е. Левиной встречается чаще остальных и считается наиболее полным. В своих работах она подчёркивает, что данное нарушение характерно для детей с нормальным слухом и интеллектом и представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [1, с. 89]. ФФНР различно по своим состояниям и имеет несколько степеней выраженности. В своих работах Т.А. Ткаченко и М.Ф. Фомичева отмечают, что лёгкая степень проявляется у детей трудностями только в нарушенных звуках. Степень, при которой имеют место более грубые нарушения звукового анализа, отличается не различением множества звуков из разных фонетических групп. Последней является степень глубокого фонематического недоразвития. Из-за него ребёнок перестаёт слышать звуки в словах и, как следствие, затрудняется с определением их последовательности и состава. Речь детей богата на нарушения. В ней могут отсутствовать некоторые звуки, а также встречаться искажения, замены и смешения, что в дальнейшем ведёт к трудностям во время чтения, письма и при овладении грамотой.Нарушения речи нельзя рассматривать как «локальный» дефект, так как они оказывают негативное влияние и на психологическую картину детей. Что касается высших психических функций, то по некоторым параметрам у детей с ФФНР наблюдается отставание от нормы. Так, развитие зрительного восприятия характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Некоторые исследователи отмечают, что у детей с данным речевым нарушением произвольное внимание отличается нестабильностью, недостаточной сформированностью и неустойчивостью, а из-за суженного объёма памяти для запоминания материала им необходимо больше времени и повторов [2, с. 173]. При этом смысловая и логическая память у детей, как правило, сохранны. Зрительная память также соответствует нормальному развитию. С увеличением тяжести основного дефекта уровень слуховой памяти понижается. Аналогично снижаются показатели и продуктивного запоминания. Значительные трудности вызывают сложные инструкции. Дети часто забывают, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. При этом, к речевому общению для уточнения инструкции они, как правило, не прибегают. Что касается мышления детей с ФФНР, то уровень его развития недостаточный, а скорость протекания мыслительных операций замедлена. Из-за этого снижается и процент усваиваемости учебного материала. Несмотря на отсутствие у детей выраженных параличей и парезов, их моторика характеризуется недостаточно развитой координацией и неловкостью движений. Примерно у трети детей значительные трудности вызывают задания на статическую и динамическую координацию. Также у них отмечается неточность и замедленность движений. С задержкой развивается готовность руки к письму. Из-за этого у детей лепка и рисование могут достаточно длительное время не вызывать интереса. У одних детей в значительной степени затруднено переключение с одного вида движения на другой, у других выходит из строя вся двигательная система: сложные координированные движения, артикуляционная моторика и мелкая моторика пальцев рук оказываются затруднены.При изучении особенностей ориентировки детей в пространстве оказалось, что наибольшие трудности вызывает разграничение понятий «справа» и «слева», которые обозначают местонахождение объекта. Также дети с трудом ориентируются в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Несмотря на это пространственным нарушениям свойственная тенденция к компенсации.Согласно исследованиям Т.А. Ткаченко, у детей с ФФНР отмечаются: повышенная впечатлительность, выраженный негативизм (противодействие инструкциям и просьбам определённых лиц или всех окружающих), агрессивность, конфликтность, застревание, (часто может сопровождаться навязчивыми страхами), состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое потерей аппетита, чувство угнетенности, предрасположенность к болезненному фантазированию, повышенная ранимость, обидчивость [3, с. 12]. Кроме негативизма Р.Е. Левина у детей с данным нарушением также отмечает замкнутость и неуверенность в себе, которые «усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребёнка» [2, с. 48]. Перечисленные особенности определяют у детей частую смену настроения, нестабильность поведения, высокую утомляемость и затруднения в выполнении инструкций педагога. Их личностные нарушения – трудности вербальной коммуникации, фиксированность на дефекте, поведенческий и речевой негативизм значительно усложняют структуру дефекта и ведут к нарушениям социальной адаптации. Таким образом, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются характерные нарушения всех её сторон, отставание в развитии речедвигательного анализатора и большинства психических функций, что в свою очередь негативно сказывается на всех сторонах личности детей.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Наумова А.С., Свириденко И.А. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 264 - 268. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13704 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13704



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.