'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 42

Просмотры  12 просмотров

Антонова Д.К.

  


РОЛЬ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается вопрос формирования картографических умений как основной части географической культуры школьников, раскрыты ее составляющие при анализе исследований ведущих специалистов этой области науки. Также проанализирована проблема формирования картографических умений на этапе обучения школьному курсу географии.   

Ключевые слова:
картографические умения, географическая культура, образование, школьный курс географии   


Идеи развития современного образования затрагивают все стороны развития личности обучающихся. В свою очередь образование позволяет школьникам встать на путь познания науки, морально-нравственных ценностей общества и окружающей культуры. Согласно мнению А.Я. Флиера, культурный человек обладает обширной гуманитарной эрудицией, включающей в себя знания во многих научных областях [5].В последние годы в России растет значение географии и географического образования. Решение социально-экономических и экологических задач требуют научного подхода специалистов-географов в том числе. География как школьный предмет сочетает в себе множество предметных знаний, используя их для решения предметных задач и получения умений и навыков. Именно эта совокупность знаний географических и знаний культуры дает начало для формирования географической культуры.По мнению В.П. Максаковского, в географической культуре выделяется несколько составляющих: географические знания, политехнические знания о науке, экологические знания и умения, географическое мышление и специфический «язык» географии [2]. Совокупность обозначенных знаний и умений представляют собой целостный образ понятия географической культуры. В свою очередь, О.С. Михайловский рассматривает географическую культуру как совокупность четырёх компонентов, а именно: географической картины мира, географического мышления, методов географии и ее языка [3]. Обобщая мнение двух исследователей можно найти общее: географическое мышление и язык географии. Стоит полагать, что это и есть основа географической культуры.Другими словами, географическая культура — это способность человека узнавать и анализировать окружающий мир, полагаясь на свои сенсорные и интеллектуальные способности. Как любые предметы и объекты окружающего мира ребенок начинает познавать через зрительные и осязательные органы чувств, так и школьник начинает изучать географию, опираясь на свой натуралистический интеллект.На этапе получения школьного образования ученик начинает приобретать знания о Земле и ее характерных особенностях при изучении курса окружающего мира. Этот предмет помогает младшему школьнику собрать воедино образ природы и ее составляющих в целостное представление о планете. У обучающегося формируется понятие «мир», «планета», «суша», «вода» при работе с картами и карто-схемами из учебников. Так начинается формирование географических знаний.При переходе на среднюю ступень обучения он уже имеет представление о науке землеописания. На этом этапе главным источником знаний начинает служить не привычный описательный текст, а карта. Обучающийся начинает применять свои знания на практике и отрабатывать географические умения, в первую очередь при работе с картой.Карта — одно из основных средств хранения и передачи пространственной информации о Земле. Здесь возникает проблема при работе с этим инструментом. Различные операции с картой выполняются исходя из трех сложившихся способов действия: понимания, чтения и знания карты.Понимать карту — это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое масштаб, чем отличается изображение земной поверхности на плоскости от изображения на глобусе, что такое градусная сетка, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания. Читать карту — это уметь определять направления, расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран по карте. Знать карту — понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт [4].Согласно мнению О.В. Шульгиной, перечисленные аспекты и составляют картографические умения, которые она определяет как «умения читать и понимать карты, план местности, определять местоположение объектов на карте, «путешествовать» по карте, заполнять контурные карты, составлять карты, изучать основные черты явлений и процессов по карте, выполнять картографическое моделирование» [6].При работе с основным источником информации могут возникнуть некоторые трудности, объясняемые недостаточным уровнем развития картографических умений у обучающегося и небольшого опыта работы с картами. Некоторые исследователи наряду с Е.И. Буркиным связывают проблему формирования картографических умений со снижением познавательного интереса к изучению курса географии [1].Уровень картографических умений обучающихся в современной школе имеет тенденцию к снижению, что повлечет за собой и падение уровня географической культуры. Спустя некоторое время эта проблема будет остро нуждаться в поиске путей решения и возможных вариантах действий со стороны педагогов и обучающихся в том числе.Это позволяет сделать вывод о том, что картографические умения играют важную роль в формировании географической культуры обучающихся. С помощью карт учащиеся могут лучше понимать географическое распределение природных и социокультурных объектов, их взаимосвязи и влияние на жизнь людей. Карта помогает визуализировать информацию и делает её более доступной и понятной. Благодаря умению читать и составлять карты, обучающиеся могут лучше ориентироваться в пространстве, анализировать и прогнозировать географические процессы. Кроме того, работа с картой способствует развитию критического мышления и умению работать с информацией. Таким образом, развитие картографических умений необходимо для формирования географической культуры учащихся и их успешного обучения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Антонова Д.К. РОЛЬ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 247 - 251. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13700 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13700



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.