'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 32

Просмотры  11 просмотров

Колосков И.А.

  


ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ *

  


Аннотация:
автор исследует понятие и содержания правового режима государственной границы, анализирует законодательное закрепление правовых режимов государственной границы, его элементы, отдельные особенности данного правового института, определяет понятие приграничной зоны, проводит изучение отдельных групп административно-правовых режимов, формулирует авторское определение административно-правового режима государственной границы Российской Федерации.   

Ключевые слова:
государственная граница, административно-правовой режим, понятие режима государственной границы, административное право   


Непременным атрибутом государства является его граница. Государственная граница представляет собой сложный институт, имеющий значение для многих сфер общественно-политической деятельности граждан, общества и государства. С правовой точки зрения граница государства выступает в качестве особого объекта, который входит в «систему важных и охраняемых специальными полицейскими службами объектов» [3, с. 303]. Государственная граница Российской Федерации является объектом установления специальных административно-правовых режимов ее охраны и защиты. Указанное обусловлено тем, что Государственная граница – способ, посредством которого воплощается и обеспечивается независимость, суверенитет и единство государства. Именно являются нерушимыми и абсолютными, что также сказывается на установлении принципа нерушимости Государственной границы России. Однако в настоящее время существуют определенные теоретические и практические сложности с пониманием особенностей правового режима государственной границы РФ. В этой связи актуальным представляется анализ понятия правового режима государственной границы и его классификаций.Согласно статье 1 Закона Российской Федерации № 4730-I от 01.04.1993 [1] Государственная граница России определяется как линия и проходящая вдоль этой линии вертикальная поверхность, обозначающая границы государственной территории, включая ее сушу, воду, недра и воздушное пространство. Эта демаркация служит пространственным ограничением государственного суверенитета Российской Федерации. Однако, помимо юридического определения, понятие государственной границы также охватывает более широкое понимание в массовом сознании, охватывающее определенную часть территории в пределах государства, где возникают конкретные отношения и субъекты которых определены в Законе № 4730-I. Следовательно, в рамках этих отношений проводятся различные мероприятия, направленные на охрану Государственной границы, которая относится к линии и вертикальной поверхности, проходящей вдоль этой линии.Распад СССР привел к территориальным спорам с соседними государствами и необходимости борьбы с усиливающимся потоком контрабанды. Значительная часть территорий, прилегающих к государственной границе, не оборудована должным образом для обеспечения охраны границы. Желание бывших советских республик дистанцироваться от России и присоединиться к ЕС или НАТО привело к созданию недружественного блока вдоль границы. Кроме того, внутренние этнические конфликты привели к вооруженным конфликтам вдоль границ. Следовательно, установление пограничных отношений с новыми государствами и их пограничными властями стало необходимым на большей части государственной границы [6, с. 67].В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (далее – Стратегия) [2] подчеркивается неприемлемость продвижения военной инфраструктуры НАТО к границам России и попыток наделить ее глобальными функциями, противоречащими международному праву. Государственная граница Российской Федерации упоминается в обоих документах, причем в Военной доктрине подчеркивается внешняя военная опасность, такая как приближение военной инфраструктуры НАТО и присутствие радикальных группировок и частных военных компаний вблизи границы. Стоит отметить, что государственная граница упоминается в этих документах как в единственном, так и во множественном числе несмотря на то, что Закон № 4730-I признает только одну государственную границу. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации охрана государственной границы Российской Федерации признана необходимым условием обеспечения национальной безопасности (как указано в пункте 41). Пограничная зона представляет значительный риск для интересов и безопасности Российской Федерации, поскольку существует вероятность вооруженных конфликтов и отсутствие полного международно-правового оформления государственной границы с некоторыми соседними государствами.Приграничная зона представляет угрозу безопасности из-за деятельности международных террористических и экстремистских организаций, которые стремятся перебросить своих агентов и средства террора и диверсий, а также активизации трансграничных преступных группировок, которые занимаются незаконным перемещением различных товаров и грузов, включая наркотики, психотропные вещества, водные биологические ресурсы и культурные ценности, а также создание каналов незаконной миграции.Недостаточный прогресс в развитии пограничной инфраструктуры и техническом оснащении пограничных органов оказывает негативное влияние на способность государственного аппарата осуществлять охрану Государственной границы Российской Федерации. Безопасность Государственной границы Российской Федерации поддерживается за счет внедрения передовых и многогранных пограничных комплексов, особенно в Казахстане, Украине, Грузии и Азербайджане, а также повышения эффективности охраны государственной границы, особенно в Арктической зоне Российской Федерации, на Дальнем Востоке и в каспийском направлении [14, с. 93]. Это подчеркивается при создании стратегий обеспечения безопасности Государственной границы Российской Федерации.Закон № 4730-I является законодательным актом, который одним из первых учел положения правовой концепции, которая возлагает на страну ответственность за определение статуса и охрану государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Концептуальные принципы Стратегии национальной безопасности и Военной доктрины соответствуют положениям Закона № 4730-I и поддерживают государственную политику поддержания мира и защиты России и ее граждан в приграничной зоне.В дополнение к различным целенаправленным действиям основополагающая правовая основа национальной системы мер безопасности включает административные и правовые режимы.Административно-правовой режим предназначен для установления правовых барьеров и организационных мер, препятствующих преступным организациям и отдельным лицам в достижении их целей в сфере национальной безопасности в России [12, с. 42]. Эти режимы преследуют общую цель, которая заключается в создании надежных правовых барьеров, затрудняющих или делающих невозможным достижение преступными организациями своих преступных целей.Нынешняя законодательная практика показывает, что административные и правовые режимы обладают большим потенциалом и гибкостью, чем считалось ранее, и есть несколько примеров, демонстрирующих это [7, с. 122].Как правило, административно-правовой режим устанавливает конкретные запреты, такие как запрет на свободное обращение лицензированных объектов. Эти режимы также устанавливают требования, которые должны быть выполнены для преодоления запретов, включая правила получения разрешений на приобретение таких объектов. Кроме того, эти режимы действуют до регистрации юридических лиц, которым было предоставлено разрешение специальными организациями, ведущими учет.Важно понимать, что система административно-правовых режимов представляет собой очень подробный и юридически обоснованный подход, который соответствует современным требованиям по предотвращению субъективного усмотрения, волюнтаризма и произвола в сфере мер безопасности. Административные и правовые режимы в настоящее время служат гарантией законности их применения, устанавливая нормы поведения и прав граждан в конкретных областях, а также включая положения о защите прав лиц, которые подверглись такой деятельности [11, с. 21]. Поэтому специалистам в области права крайне важно признать растущее значение административных и правовых режимов в контексте защиты интересов отдельных лиц, общества, государства и общественной безопасности.В рамках их конкретных целей административные режимы и соответствующие им меры устанавливаются в соответствии с ситуацией и требованиями страны, а также ее отдельных регионов. Эти меры могут варьироваться в зависимости от характера криминальных угроз и их направленности либо на внутреннюю, либо на внешнюю безопасность, можно выделить несколько групп режимов в зависимости от их целей и задач [6, с. 182].Первая категория административных режимов ориентирована на обеспечение интересов государственной безопасности, что является ее целью. Это включает в себя правовые и административные режимы, относящиеся к защите государственных секретов, режимы управления государственной границей, а также регулирующие меры, которые применяются на контрольно-пропускных пунктах и во время процедур въезда и выезда из Российской Федерации.Правила, применяемые в административных и правовых режимах, в качестве задач устранить коренные причины и предотвратить любой несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, защитить государственную границу от любого несанкционированного въезда и выезда и предотвратить присутствие любых лиц, которые представляют угрозу национальной безопасности или ущемляют интересы граждан [4, с. 104]. Эти меры принимаются для устранения роста информационных потоков, обеспечения безопасности государственной границы и предотвращения въезда любых нежелательных лиц, таких как террористы или преступники.Вторая группа административных режимов имеет целью обеспечение государственной безопасности и общественного порядка. К ним относятся административно-правовой режим, регулирующий проживание и передвижение иностранцев в стране, а также административно-правовой режим закрытых административно-территориальных образований. В задачи данного режима входит регулирование поведения отдельных лиц в этих областях и поддержание общественной безопасности и порядка.Третья группа режимов имеет основной целью защиту общественного порядка. Режимы в этой группе в значительной степени связаны с системой лицензирования, такой как правила приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, пестицидов и наркотических средств. Кроме того, существуют режимы, связанные с паспортной системой и административно-правовым режимом обеспечения безопасности массовых мероприятий. Меры, принимаемые в соответствии с этими положениями, имеют целью обеспечение общественной безопасности путем регулирования использования потенциально опасных объектов и предотвращения незаконной деятельности, которая может угрожать общественному порядку [5, с. 108].Четвертая группа административно-правовых режимов была разработана для поддержки целей и задач других отраслей управления. Она включает в себя различные меры, способствующие обеспечению внешней и внутренней безопасности, такие как пограничный режим, таможенный режим, миграционный режим, а также административно-правовой режим информационной безопасности [10, с. 106].Пятая группа административно-правовых режимов предназначена для достижения сложного набора целей, включая обеспечение обороноспособности страны, государственной безопасности, общественного порядка, а также здоровья и безопасности граждан в исключительных обстоятельствах. Эти исключительные обстоятельства могут включать военную угрозу, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии и массовые беспорядки. В эту группу режимов входят правовой режим чрезвычайного положения, режим военного положения, а также режимы в зоне проведения контртеррористической операции и чрезвычайной ситуации.Несмотря на разнообразие административных и правовых режимов и связанных с ними мер, можно выделить определенные стандартные правовые и организационные компоненты, которые определяют сущность всех административных и правовых режимов, особенно в качестве режимных мер, в силу их общей цели.При проведении рутинных мероприятий важно помнить, что целью является не просто управление определенной областью или процессом, а обеспечение того, чтобы деятельность контролировалась таким образом, чтобы защитить интересы государственной безопасности. Это предполагает регулирование деятельности в режимных зонах, включая создание системы разрешений, регистрацию определенных видов деятельности, учет и контроль деятельности, а также прямой запрет определенных действий [8, с. 69]. Это также предполагает установление различных видов ответственности за нарушения существующих правил, а также административных мер по предотвращению и пресечению нарушений, обеспечивая при этом защиту законных прав и интересов физических лиц в рамках определенного режима.Таким образом, правовой контекст представляет собой основу и сущность всех действующих административных и правовых режимов, которые применяются для обеспечения и поддержания государственной и общественной безопасности.По мере изучения каждого административно-правового режима становится ясно, что другим важным компонентом является организационная поддержка, необходимая для успешного осуществления правовых мер на соответствующей охраняемой территории.В любом административном и правовом режиме внутренняя организационная инфраструктура играет решающую роль в обеспечении того, чтобы установленные правила выполнялись и были эффективными. Эта инфраструктура включает в себя режимные органы, которые специально разработаны для удовлетворения требований каждого административного и правового режима, такие как пограничные органы и таможенные органы. Органы режима, как правило, создаются специально обученным персоналом и оснащены необходимыми техническими ресурсами для целей контроля, защиты и безопасности.Одним из важных способов обеспечения соблюдения административных и правовых режимов и конкретных режимных мер является установление ответственности за их нарушение. Российское законодательство предусматривает уголовные, административные и дисциплинарные последствия в зависимости от вида и уровня общественной угрозы, возникающей в результате таких нарушений [9, с. 4].Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что административно-правовой режим представляет собой юридически определенную систему правил, которые определяют поведение государственных учреждений, физических и юридических лиц и способ, которым они осуществляют свои права, в конкретных условиях, которые служат для обеспечения суверенитета и обороны государства, а также интересам безопасности и общественного порядка. Реализация этих правил осуществляется органами исполнительной власти, которые специально созданы для этой цели.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать авторское определение административно-правового режима государственной границы Российской Федерации – это юридически определенная система правил, которые определяют поведение государственных учреждений, физических и юридических лиц и способ, которым они осуществляют свои права, относительно вопросов пересечения государственной границы Российской Федерации, которые служат для обеспечения суверенитета и обороны государства, а также интересом безопасности и общественного порядка, при этом реализацию правил осуществляют специально созданная для этой цели Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Колосков И.А. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 179 - 189. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13690 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13690



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.