'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 29

Просмотры  18 просмотров

Гаджиев А.М.

  


К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается вопрос о необходимости принятия Избирательного кодекса Российской Федерации. Автор анализирует обширное избирательное законодательство РФ и приводит примеры успешных кодифицированных актов в зарубежных странах. В статье обсуждаются преимущества принятия избирательного кодекса, включая улучшение эффективности и согласованности избирательного процесса, а также обеспечение большей прозрачности и доверия со стороны избирателей   

Ключевые слова:
избирательный кодекс, избирательное право, кодификация, ответственность избирателей   


Вопрос о кодификации избирательного законодательства России неоднократно поднимался как в научных кругах, так и на государственном уровне. Несмотря на это, единый кодифицированный акт в области избирательного права РФ до сих пор не принят, что позволяет вопросу о необходимости кодификации данного законодательства России оставаться актуальным. Анализ действующего избирательного законодательства РФ позволяет выделить ряд его существенных недостатков, наличие которых отчетливо свидетельствует о необходимости создания единого кодифицированного акта — Избирательного кодекса РФ. Россия является одной из немногих государств, имеющих такое богатое избирательное законодательство. Наряду с конституцией, избирательное законодательство включает в себя 5 федеральных законов, а также еще сотни и тысячи различных нормативно-правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований [1]. Именно поэтому, из-за большого количества законов и подзаконных актов в избирательном процессе, активно развивается правовой нигилизм. Четкая и структурированная система правовых норм, намного быстрее помогает найти нужную информацию. Именно с этой целью, в свое время, были объединены нормы уголовного, гражданского, семейного и других отраслей в единые кодифицированные акты. Поэтому мы предлагаем объединить все нормы избирательного права в так называемый избирательный кодекс. Он будет включать в себя общие положения и определение основных терминов и понятий, таких как «выборы», «избиратель», «кандидат», положения о принципах избирательного права, избирательных систем, порядок регистрации кандидатов, положения об избирательных округах и участках, итд. Ко всему прочему, стоит отметить, что на уровне субъектов существует как минимум 15 избирательных кодексов, определяющих общие положения о выборах депутатов в представительные органы местного самоуправления. Однако, к сожалению, подобные кодифицированные акты принимаются не во всех субъектах. Практика принятия кодифицированных избирательных актов широко применяется и в зарубежных странах. Так, 11 февраля 2000 года Парламентом Республики Беларусь был принят Избирательный кодекс Республики Беларусь. Он включает в себя 11 разделов и 29 глав [2]. Подобные кодифицированные акты также действуют в Бразилии, Бельгии, Молдове и некоторых других государствах. В России также предпринимались попытки принятия избирательного кодекса. Так, депутатом от КПРФ Геннадием Андреевичем Зюгановым, 22 февраля 2023 года, был внесен на рассмотрение соответствующий законопроект в Государственную думу [3], однако на стадии рассмотрения проекта профильным комитетом, все и приостановилось, несмотря на то что профильный комитет по государственному строительству и законодательству принял одобрительное решение. Проект избирательного кодекса от КПРФ включал в себя общую (главы 1-13) и особенную (главы 14-20) части. Общая часть включает в себя общие положения о проведении выборов и референдумов, о принципах избирательного процесса, а также его стадиях. Особенная часть включает в себя конкретные положения о выборах Президента, глав субъектов, депутатов государственной думы, законодательных органов субъектов, а также представительных органов местного самоуправления. Кодекс объединял в себя все те положения, что были изложены в Федеральных законах и законах субъектов федерации. О необходимости принятия избирательного кодекса, высказывалось и множество политиков, правоведов. Владимир Вольфович Жириновский в своих выступлениях не раз излагал мысль о том, что избирательное законодательство со всеми его многочисленными правовыми актами, очень большое. Изучение данного института в связи с этим очень затруднительно, и поэтому структурированность этих норм просто необходима. Советский и Российский ученый-правовед, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ им. Ломоносова Сурен Адибекович Авакьян так же выступал за подобную идею. Более того, в 2018 году, Российский фонд свободных выборов и Московский государственный университет им. Ломоносова подписали соглашение о разработке на базе учебного заведения законопроекта «Кодекс о выборах и референдумах в Российской Федерации (Избирательный кодекс)», и Сурен Адибекович Авакьян входил в состав рабочей группы по разработке данного законопроекта.Кроме того, нами также предлагается введение в кодекс ответственности за нарушение правил проведения выборов и воспрепятствованию реализации конституционных прав избирателей. После многочисленных инцидентов, произошедших в дни прохождения Президентских выборов 2024 года и связанных с попыткой порчи бюллетеней, посредством разлива зеленки в избирательные урны, а также поджога избирательных участков, стало понятно, что необходимо принятие жестких мер в отношении подобных лиц. В КоАП (глава 5) [4] и УК РФ (ст. 141) [5] имеются лишь положения об ответственности членов избирательных комиссий и кандидатов, но нет никакой ответственности за нарушение избирательного законодательства самими избирателями. Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что в процессе становления и развития избирательного законодательства РФ сформировалась определенная проблематика, обусловленная рядом описанных выше его недостатков. Устранить указанные недостатки возможно путем кодификации избирательного законодательства РФ, которая должна быть произведена с учетом всех правил юридической техники. Избирательный кодекс РФ должен быть: во-первых, внутренне непротиворечивым, во-вторых, удобным в применении, т. е. должен быть хорошо структурированным, все структурные элементы кодекса должны находиться в логической взаимосвязи, исключающей бессистемность, нормативный материал должен быть изложен максимально экономно и ясно, при этом возможность расширительного толкования должна быть сведена к минимуму [6]. Кроме того, нами также предлагается постановка вопроса о введении в данный кодекс ответственности избирателей, поскольку нормы конституции, административного и уголовного кодексов охватывают лишь ответственность членов избирательных комиссий и кандидатов.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Гаджиев А.М. К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРИНЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РФ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 161 - 165. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13687 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13687



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.