'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 28

Просмотры  14 просмотров

Васильев Н.Ю.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В ПУБЛИЧНОМ И ЧАСТНОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ *

  


Аннотация:
работа посвящена изучению и сравнению нормативно-правового регулирования доступа к информации граждан Российской Федерации в рамках реализации ими своих конституционных прав и законных интересов в контексте публичной и частной сферы правового регулирования.   

Ключевые слова:
информация, открытый доступ, цифровизация, нормативный правовой акт, банковская тайна, государственная тайна   


В Российской Федерации основным её законом - Конституцией РФ всем гражданам гарантировано право на получение и пользование информацией, являющееся конституционным. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1]. Безусловно нормы Конституции сформулированы весьма в общих чертах и дополняются другими нормативными правовыми актами (федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и др.). Таким образом реализация права на информацию законно ограничивается введением различных видов информации и режимов доступа к ней. Информацию, доступ к которой ограничивается законодателем, некоторые учёные-юристы называют запрещённой. К видам такой информации относят: государственную тайну, коммерческую тайну, информацию, относящуюся к персональным данным граждан, банковскую тайну и пр. Многие виды запрещённой к распространению информации регулируются специальными законами. Например, Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г., Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г., Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г.В настоящее время проходит процесс глобальной цифровизации государства. Большинство государственных органов переходят на предоставление услуг в онлайн-режиме. Ярким подтверждением этого служит появление и постоянное развитие сайта по предоставлению государственных услуг (www.gosuslugi.ru). Безусловно перевод предоставления государственных услуг в цифровой формат имеет большое количество положительных сторон: получение услуг гражданами без личного присутствия, автоматизация предоставления услуг, которая влечёт за собой значительное увеличение скорости услуги и пр. Но такой формат предоставления государственных услуг предполагает передачу персональных данных гражданина посредством сети Интернет, что ставит под угрозу их утечку и использование в целях совершения мошеннических действий. В целях защиты персональных данных в Российской Федерации действует Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г., а также государством принимаются различные методы, помогающие защитить передаваемую гражданами информацию (усложнение идентификации пользователя, усовершенствование систем защиты и хранения персональных данных граждан. Помимо прочего курс на цифровизацию и усовершенствование постоянно обозначается как приоритетный в различных публичных выступлениях Президента РФ, Председателя Правительства РФ и других руководителей государственных органов.Правовое регулирование доступа к информации напрямую зависит от её вида. Так, всю информацию имеющую ограниченный доступ, зависимо от сферы правового регулирования, возможно поделить на информацию публичного и частного характера.В качестве примера информации, находящейся в публичном правовом поле и имеющей ограниченный доступ, можно привести сведения, относящиеся к государственной тайне. Государственной тайной являются такие сведения о государстве, которые касаются его военной, экономической, оперативно-розыскной, разведывательной, внешне- и внутриполитической деятельности, которые охраняются государством.Важно отметить, что одним из важных признаков государственной тайны является возможность нанесения ущерба государству в случае её распространения. Форма государственной тайны не конкретно не определена. Так, она может быть выражена в письменной, устной, электронной и других формах. За распространения сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена юридическая ответственность.Государственная тайна особо охраняется как государством в целом, путём принятия специальных нормативных правовых актов. Например, Закон РФ «О государственной тайне», так и конкретно-определёнными органами: Министерством обороны, Службой внешней разведки, Федеральной службой безопасности, которые имеют специальные полномочия и обязанности по сохранению государственной тайны.Подход к сохранению сведений государственной тайны носит особый характер и режим доступа к ней регулируется максимально строго. Это связано с тем, что сохранение государственной тайны напрямую связано с безопасностью государства.Примером информации, регулируемой в области частного права и имеющей ограниченный доступ, является банковская тайна. Банковская тайна закреплена в статье 857 Гражданского кодекса РФ. Исходя из смысла рассматриваемой статьи, можно прийти к выводу, что за банками и субъектами, ведущими банковскую деятельность, косвенно закрепляется обязанность по охране личных данных своих клиентов. Так, ведущие банковскую деятельность субъекты, имеют право на предоставление клиентских данных только самим пользователям банков и тех, кто имеет право представлять их права. «Можно различить такие правовые режимы банковской информации как режим открытой банковской информации, режим служебной и коммерческой тайны и режим банковской тайны». [2, с. 18].Гражданский кодекс РФ уточняет, что банками может предоставляться персональная информация клиентов только строго определённому кругу лиц. В него входят судебные органы, арбитражные управляющие, органы прокуратуры, налоговые органы и пр.Гражданское законодательство также предполагает наложение мер гражданской ответственности на субъект, осуществляющий банковскую деятельность, нарушивший банковскую тайну. Право пострадавшего от раскрытия банковской тайны лица требовать компенсацию за причинённый ему такими действиями ущерб также закрепляется в статье 857 Гражданского кодекса РФ.Сущность банковской тайны, исходя из положений законодательства, могут составлять: сведения о банковских счетах и вкладах, также сведения о проведённых клиентом банковских операциях и даже сведения о частной жизни клиента.Практическая сторона подхода к пониманию содержания банковской тайны немного отличается от той, которая закреплена в ФЗ «О банках и банковской деятельности». Так, на практике судами общей юрисдикции зачастую разглашением сведений о заключённом кредитном договоре, договоре банковского вклада или другом договоре, который заключается между банком и его клиентом, трактуется как нарушение служебной тайны, что, в отличие от тайны банковской, не является нарушением уголовного законодательства и не влечёт уголовной ответственности. Но стоит отметить, что практика арбитражных судов наоборот показывает, что в арбитражном процессе разглашение вышеуказанных сведений контрагентами, нарушает права других сторон по договору и является нарушением банковской тайны.В целях профилактики нарушений банковской тайны банки или иные кредитные организации проводят различные мероприятия по обеспечению технической защиты информации. Ведется работа с сотрудниками, на которых возложена обязанность сохранения банковской тайны: руководство банка проверяет работников на знание правил, касающихся банковской тайны [3, с. 128].Подводя итог, необходимо отметить, что подходы к защите доступа к информации, имеющей частный либо публичный характер схожи. Но помимо прочего заметны и различия в способах контроля доступа, а также сильно отличаются меры юридической ответственности за нарушение правового режима доступа к запрещённой информации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Васильев Н.Ю. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ В ПУБЛИЧНОМ И ЧАСТНОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 155 - 160. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13686 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13686



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.