'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (73) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  16 просмотров

Тимофеев Д.А.

  


ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ *

  


Аннотация:
статья посвящена анализу влияния геополитической обстановки на развитие судостроительной отрасли. Автор рассматривает основные факторы, оказывающие воздействие на отрасль, такие как санкции, торговые ограничения, изменения в логистических цепочках и многие другие. В статье также анализируются последствия этих факторов для судостроительных компаний и предлагаются возможные стратегии адаптации к изменяющимся условиям. Геополитика играет значительную роль в развитии и функционировании различных отраслей экономики, включая судостроительную отрасль. Влияние геополитики на судостроительную отрасль проявляется через политические, экономические и технологические аспекты, определяя стратегические решения, рыночные условия и конкурентоспособность компаний на мировой арене. Влияние геополитического риска на судостроительную отрасль привлекло внимание к необходимости более качественного моделирования судов и судового оборудования, особенно в транспортировании нефти и газа продукцией судостроительной отрасли. Растущая геополитическая напряженность угрожает мировому судоходству и судостроительной отрасли, потенциал глобальной геополитики для разрушения сложившейся системы морской торговли и судостроительной отрасли возрастает, поскольку национальные амбиции создают морские горячие точки, а распространение торгового протекционизма повышает риски для мирового судоходного сообщества.   

Ключевые слова:
геополитика, судостроение, санкции, торговые ограничения, логистические цепочки, Индекс геополитического риска, глобализация, интегрирование, модель судов   


Политическое соперничество все чаще разыгрывается на море, затрагивая некоторые из самых загруженных транзитных маршрутов в мире. Напряженность между США и Ираном, например, привела к увеличению числа нападений на суда в Оманском заливе и у берегов Йемена в Ормузском проливе. Только в мае 2019 года в этом регионе было атаковано шесть нефтяных танкеров, а далее последовали новые нападения на Front Altair и Kokuka Courageous, которые понесли значительные повреждения в Оманском заливе. Самым большим геополитическим влиянием на судоходство в его жизни было закрытие Суэцкого канала в 1967–1975 годах, что изменило типы выпускаемых судов, вызвало рост и падение рынка танкеров и разработку судов и платформ для новых нефтяных месторождений. Рывок развитие судостроения для Северного моря также произошёл в результате этого кризиса, как и влияние недавнего громкого события - попадания Ever Given на мель в Суэцком канале сказалось в основном на рынке судостроения для контейнерных перевозок и, если бы блокировка продолжалась, маршруты для танкеров изменились бы, увеличился тоннаж судостроения и автономность для повышения тонно-миль и расходы.Текущую деятельность Китая в Южно-Китайском море отделяет от узких мест просчетов геополитики до потенциальных очагов возгорания вооружённого противостояния и конфликта совсем немного - и возникающую реакцию Запада - как тревожную тенденцию эскалации конфликта, которая может повлиять на один из самых загруженных торговых коридоров в мире и, соответственно, на судостроительную отрасль.Китай планирует ежегодно строить больше судов, чем тоннаж британского флота, также он заявляет, что территориальные воды обширного Южно-Китайского моря принадлежат ему, отвергая аналогичные претензии соседних стран, таких как Филиппины, Вьетнам и Малайзия. В качестве превентивного шага 1 сентября Китай ввел «правила», требующие, чтобы все иностранные суда, проходящие транзитом через Южно-Китайское море, идентифицировали себя. Учитывая, что до трети мировых морских перевозок проходит через Южно-Китайское море, многие судовладельцы с тревогой наблюдают за развитием событий.Негативное влияние оказали санкции, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), с четвертого квартала 2022 года до конца второго квартала 2023 года ее члены и наблюдатели ввели 56 новых торговых ограничительных мер, не связанных с пандемией, в основном повышение тарифов, запреты на импорт, экспортные пошлины и ужесточение таможенных правил и процедуры экспорта, что лишь частично нивелировало импортозамещение.Даже благонамеренные глобальные правила, такие как те, которые недавно были введены в отношении судоходства для борьбы с причинами изменения климата и сдерживания распространения COVID-19, могут повлиять на мировой флот и увеличить расходы для владельцев и операторов, наибольшее влияние пандемии, связанное с судоходством, пришлось на моряков, некоторые из которых остаются запертыми на борту своих судов в течение года или из-за более жестких ограничений на трансграничные поездки.Что касается климата, то Международная морская организация (ИМО) в поддержку своего стремления снизить выбросы углерода от глобального судоходства внедрила ряд новых нормативных инициатив, направленных на постепенное повышение топливной эффективности судов. Не последним из них является обязательный индекс энергоэффективности существующих судов (EEXI), который заставит владельцев либо модернизировать существующие суда, либо покупать новые.Обеспечение соблюдения требований EEXI началось с 1 января 2023 года. Пример того, какое влияние эти правила могли бы оказать, был выделен в недавнем отчете Американского классификационного общества ABS, согласно которому около 85% текущего мирового танкерного флота столкнулись с проблемами в их соблюдении, аналогичные пропорции других секторов судоходства столкнутся с аналогичными проблемами соблюдения требований.Самая большая угроза, связанная с климатом, от таких явлений, как изменение погодных условий, повышение уровня моря и штормовые нагоны, связана с глобальными портовыми операциями, уже были признаки того, что транзитные суда уязвимы. «Изменение маршрута во избежание штормов становится все более распространенным явлением со всеми сопутствующими затратами и последствиями снижения производительности», - сказал Нил Крофт, руководитель отдела геополитических рисков Willis Towers Watson.Многие исследователи считают, что при существующих технологиях разработка и эксплуатация беспилотных кораблей возможна, поэтому на судостроительную отрасль влияет и перспектива растущего числа киберугроз, используемых для нарушения морской торговли. Тем не менее, существует несколько проблем и неизвестных областей для крупномасштабного строительства, и обслуживания таких судов, которые потенциально могут во многих отношениях разрушить судостроительную отрасль, важно учесть стратегическую привлекательность шантажа нарушением судоходства для злоумышленника. С межотраслевой точки зрения появляется все больше свидетельств того, что коммерческая киберпреступность становится все более прибыльной для ее преступников.С межотраслевой точки зрения появляется все больше свидетельств того, что коммерческая киберпреступность становится все более прибыльной для ее преступников. Недавний отчет специалиста по киберстрахованию Coalition показал, что стоимость неспособности адекватно защитить цифровые системы компании от атак программ-вымогателей почти утроилась в течение 2020 года. Достижения в области технологий в настоящее время стимулируют несколько инноваций в судостроительной отрасли, и справедливо сказать, что за последнее десятилетие судостроение эффективно освоило широкий спектр технологий для решения проблем, возникающих в связи с растущими затратами на топливо, воздействием на окружающую среду, эффективностью экипажа и безопасностью мореплавания. Некоторые из этих технологий включают 3D-печать запасных частей, робототехнику, экономичные судовые двигатели с низким расходом топлива и загрязнения, электрические силовые установки и IBMS. По данным Coalition, средний спрос на выкуп вырос до 1,3 млн долларов во второй половине (с чуть более 440 000 долларов США в первом полугодии 2020 года), а затем незначительно упал до чуть менее 1,2 млн долларов в первой половине этого года, частные субъекты в основном мотивированы прибылью, известные государственные деятели, включая Северную Корею, Иран и Россию, могут иметь разные мотивы.Природа кибератак заключается в том, что они повышают возможность отрицания почти до невозможности приписывания, а масштабы угрозы, создаваемой кибератаками, будут увеличиваться по мере того, как морские компании продолжают технологический путь своей отрасли к автоматизации и автономному судоходству. Поскольку судоходство становится все более киберзависимым, безопасность этих систем становится все более важной. Таким образом, задача судостроительной отрасли заключается в том, чтобы укрепить не только физическую защиту судоходства, но и защиту от технологических вмешательств киберпреступников.Состояние мировой экономики является наиболее важным фактором, регулирующим судостроительную промышленность, но национальная экономическая политика играет решающую роль в определении степени развития и процветания судостроительной промышленности страны или, наоборот, ее упадка и, возможно, исчезновения. Сектор международных перевозок в последние несколько лет находился под сильным давлением из-за опасений по поводу избыточных мощностей, неустойчивых цен на топливо, соблюдения новых экологических норм и проблем цифровизации. Теперь над отраслью нависла череда геополитических кризисов, которые угрожают повлиять на торговые потоки и оставляют грузоотправителей в неуверенности в своих дальнейших действиях. Внешние факторы, такие как глобализация и растущий спрос на специализацию, стали сильными катализаторами увеличения аутсорсинга судостроительной отрасли. Государственная политика по развитию судостроительной отрасли в значительной степени реализуется за счет различных видов финансовой помощи, таких как прямая финансовая помощь и / или путем гарантирования кредитов. Это, в свою очередь, позволяет верфям сосредоточиться на снижении затрат и предлагать рынку больше специализированных судов, что должно быть главным образом связано с решением задач по обеспечению стратегического присутствия России в Арктике, развитию Севморпути, обеспечению транспортной и продовольственной безопасности отдельных регионов. Со временем верфи все чаще становятся системными интеграторами, а поставщики несут ответственность за разработку большинства технологий и производство передовых систем судостроительной отрасли.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (73) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Тимофеев Д.А. ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Вестник науки №4 (73) том 1. С. 135 - 141. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13683 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13683



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.