'
Филипиди Т.И.
ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ *
Аннотация:
в статье анализируются результаты исследования личностной регуляции общения и социального поведения подростков с компенсированной затрудненностью психического развития. Результаты проведенного исследования позволяют осуществить более точную расстановку приоритетов в программах психологической поддержки подростков с компенсированной затрудненностью психического развития.
Ключевые слова:
личностная регуляция, социальное поведение, подростки, компенсированная затрудненность психического развития
Предметом нашего исследования выступают особенности личностной регуляции общения и социального поведения старших подростков, в жизненном опыте которых имел место факт задержки психического развития с последующей компенсацией (до уровня возможности дальнейшего обучения в общеобразовательной школе). Подобный факт может рассматриваться как опыт пребывания в пролонгированной трудной жизненной ситуации и ее успешного разрешения.Эмпирическую базу исследования составили девятиклассники общеобразовательных школ Анапы и Краснодара. Основная группа включала 99 школьников, у которых в детстве констатировалось наличие задержки психического развития (54 мальчика и 45 девочек). Группу сравнения составили 118 школьников (62 мальчика и 56 девочек) с возрастно-нормативной траекторией развития. Выявление характеристик личностной регуляции общения и социального поведения осуществлялось при помощи опросника HSPQ Р.Б. Кеттела (Рукавишников, Соколова, 1994) [1].На основании обобщения результатов исследований посвященных проблематике смысловой интеграции личностных регуляторов поведения человека [2, 3, 4] нами были выделены три подсистемы личностной регуляции общения и социального поведения подростков: 1) привлекательность общения и способы реализации коммуникативных потребностей, 2) личностная позиция по отношению к окружающим, 3) самоконтроль социального поведения. Полученные данные дают основание констатировать, что затрудненность психического развития в детские годы и последующая компенсация этой затрудненности оказывают значимое влияние на личностную регуляцию общения и социального поведения в старшем подростковом возрасте. Данное влияние наиболее ярко выражено в таких личностно-регуляторных сферах, как эмоциональная привлекательность контактов с другими людьми, способы выражения коммуникативных потребностей, самоконтроль социально-нежелательных поведенческих тенденций и в меньшей степени затрагивает личностную позицию старших подростков по отношению к окружающим.Локализованные в подростковом возрасте возрастно-отсроченные эффекты компенсированной затрудненности психического развития в сфере личностной регуляции коммуникативного поведения являются поло-специфическими. В сравнении с нормативно развивающимися сверстниками у мальчиков с компенсированной затрудненностью психического развития оказываются хуже сформированными операционально-поведенческие компоненты общения (при одинаковой степени привлекательности сферы общения), а у девочек – потребностно-мотивационные (на фоне равенства операциональных возможностей реализации коммуникативных потребностей).Приоритетным фактором сдерживания нежелательных поведенческих реакций у девочек-подростков с компенсированной затрудненностью психического развития выступают осознание социальных требований и мотивация одобрения, при этом собственные моральные нормы и представления выполняют лишь вспомогательную роль. Для их возрастно-нормативных сверстниц характерен противоположный механизм социального самоконтроля.Эмоциональный фон повседневного межличностного взаимодействия и поведения в группе более гармоничен и константен у девочек-подростков с компенсированной затрудненностью психического развития, нежели чем у их нормативно развивающихся сверстниц, испытывающих значительное психическое напряжение из-за конфликта между стремлением к реализации индивидуалистических ценностей и чувствительностью к групповому мнению.Результаты проведенного исследования позволяют осуществить более точную расстановку приоритетов в программах психологической поддержки и развития подростков с компенсированной затрудненностью психического развития в качестве субъектов компетентного социального поведения и продуктивного межличностного общения.
Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 5
Ссылка для цитирования:
Филипиди Т.И. ЛИЧНОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОБЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КОМПЕНСИРОВАННОЙ ЗАТРУДНЕННОСТЬЮ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Вестник науки №3 (72) том 5. С. 434 - 437. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13596 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*