'
Нурмедов П.А.
ОДИГИТРИЯ ИБН СИНЫ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ВРАЧЕЙ, ГУМАНИЗМ И ЭМПАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ *
Аннотация:
Ибн Сина (Авиценна) известен прежде всего своей философией и медициной, но почти нет научной дисциплины, в которой этот великий человек не оставил бы заметного следа.
Ключевые слова:
Ибн Сина, Авиценна, медицина, психология, духовность, познание, благополучие, одигитрия
Цифровая революция существенно меняет все сферы общества, науки, образования и медицины, и новые технологии обладают огромным потенциалом для изменения существующих режимов и методов производства знаний, публикации и образования, как в целом, так и конкретно в медицине. Медицинское образование сталкивается с целым рядом проблем и дилемм, и ответственность за их эффективное решение лежит на медицинской одигитрии, важной, но почти забытой дисциплине. Одигитрия (греч. hodos – путь, руководство, указатель пути, указывающий дорогу), важная составляющая триады медицинской деонтологии, тесно связана с медицинским профессионализмом.Медицинская деонтология (греч. deon – долг или обязательность; logos – означает мнение) - это дисциплина, изучающая нормы поведения медицинских работников, включая моральные и правовые нормы, а также те, которые более строго относятся к профессиональной деятельности. В современной культуре нарциссизма и индивидуализма многие забыли любить друг друга и вместо этого зарабатывают деньги. Согласно Пандитрао, термин “медицинская одигитрия” относится к "руководящим принципам изучения медицины, которые охватывают идеальные принципы, которые должны изучать студенты-медики, как это когда-то было предусмотрено древними отцами медицины".Ибн Сина - превосходный одигитр, он действительно любил Бога, людей, науку, искусство и медицину. Его Канон представляет собой синтез учений и традиций Гиппократа, Галена и Диоскорида, но он также содержит множество новых открытий, которые были сделаны в результате его собственных медицинских экспериментов и выводов. Он был одним из первых, кто признал психологическое влияние в происхождении соматических заболеваний. Медицинская одигитрия представляет собой искусство и практику организации обучения для развития трех основных способностей к обучению: стимулирование стремления (личное мастерство, совместное видение), содействие рефлексивному общению (ментальные модели, диалог) и пониманию сложности (системное мышление).Одигитрия помогает людям постоянно расширять свои возможности для достижения результатов, которых они действительно желают, посредством процесса раскрытия миссии, пересмотра того, чему они научились, установления взаимопонимания, хороших и терапевтических отношений, выявления ценностей других, понимания самооценки и укрепления уверенности в себе, выявления позитивных намерений, создания творческой визуализации, использования удобная критика, обеспечение позитивного психологического настроя, моделирование и достижение максимальной производительности. Ибн Сина был настоящим мастером организации обучения и одигитрии в науке, искусстве и религии. С помощью одигитрии учащиеся получают поддержку в личностном росте, психологическом, социальном и нравственном определении своей роли. Ценностями/принципами, которые следует уважать и практиковать в медицине, являются:1. Автономия – “ничего о пациентах, без пациентов”; 2. Доброжелательность – действуйте в наилучших интересах пациента; 3. Primum non nocere – во-первых, не причиняйте вреда пациенту; 4. Справедливость - честность и равенство; 5.Достоинство касается как пациента, так и его врача; 6.Правдивость и честность; 7. Врачебная тайна; 8. Конфиденциальность; 9. Верность - быть верным или преданным своему пациенту; 10.Правдивость - говорить правду или обязательство к полному и честному раскрытию. Профессиональное становление в медицине - это процесс, посредством которого некоторые люди становятся врачами, которые служат призванию медицины своими знаниями, отношением и навыками. Сегодня мы можем выделить три модели профессионализма (рис.1):Рисунок 1. Модели профессионализма.Ибн Сина практиковал модель добродетелей, основанную на гуманизме, духовности, вере, добродетелях и универсальной этике.Знакомясь с наследием Ибн Сины, мы узнаем, среди прочего, что человека следует рассматривать как уникальное божественное творение, сочетающее в себе всю мудрость творения. Что следует уважать все аспекты его существования и уделять особое внимание духовным познаниям и духовной подготовке, религиозности и методам достижения внутреннего мира и процветания. Что врачу необходимо иметь духовное образование и философскую базу, которые объединят все факты, связанные с пациентом, и на основе которых он создаст свой терапевтический подход, адаптированный к потребностям пациента. Что религия, философия, наука и искусство переплетены и дополняют друг друга. Что приобретенные знания должны быть применены, систематизированы и переданы другим.Что не следует довольствоваться поверхностными знаниями, а стремиться проникнуть в самую суть проблемы и постичь основные законы событий. Что следует быть терпеливым и настойчивым в исследованиях и никогда не сдаваться, будь то философская, научная или практическая проблема из повседневной жизни. Что человек должен думать, выкладываться на пределе своих возможностей, а затем обращаться за помощью через преданную молитву к Всеведущему Творцу. Что через веру в Бога, следование религиозным законам и религиозным морально-этическим принципам, через самопознание человек может усовершенствовать себя, реализовать данные ему возможности и подняться на невообразимые интеллектуальные и духовные высоты.В заключение следует отметить, что все научное и философское наследие Ибн Сины, особенно психологическая и медицинская теория и практика, оказывало такое влияние на развитие медицины на Востоке и Западе в течение пяти столетий, что существуют теории, согласно которым даже слово "медицина" произошло от имени Абу Али ибн Сины, основателя именем, которым его называли на Западе.
Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3
Ссылка для цитирования:
Нурмедов П.А. ОДИГИТРИЯ ИБН СИНЫ: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ХОРОШИХ ВРАЧЕЙ, ГУМАНИЗМ И ЭМПАТИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 551 - 555. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13429 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*