'
Алексеева Т.В.
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК И ПОСТАВЩИК *
Аннотация:
в статье, автор исследует содержание правового статуса государственного заказчика и поставщика как участников закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ключевые слова:
правовой статус, административно-правовой статус, государственные закупки, государственный заказчик, поставщик
Государственные закупки – правоотношение, которое представляет собой систему, состоящую из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов: субъект, объект, содержание правоотношения. Субъекты госзакупок – неотъемлемый элемент исследуемого правоотношения в целом, и каждая из сторон госконтракта в частности. Важным вопросом в структуре правоотношений является правовой статус участников, ведущими из которых являются государственный (муниципальный) заказчик и поставщик.В теории права, А.А.Клишас, под общим правовым статусом понимает: «единый комплекс основных, конституционных прав и обязанностей граждан, которые свойственны всем членам общества. Общий правовой статус – это социально допустимые и необходимые возможности личности не просто как индивида и не только как индивида, но и как гражданина» [3, c.160].В свою очередь, С.С. Алексеев, не отождествляя правовой статус и правовое положение, к элементам первого относит правосубъектность, основные права и обязанности субъектов, а к элементам второго - конкретные права и обязанности лица, связанные с наличием определенных юридических фактов» [2, c.142-143].Законодатель, в ст.3 Федерального закона № 44-ФЗ раскрывает юридическое содержание легальных определений понятий характеризующих субъектов государственных закупок: государственный заказчик, участник закупок [1]. Общим родовым понятием для всех субъектов контрактной системы государственных закупок является понятие «участник закупки», под которым понимается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.Государственный заказчик является ведущей стороной государственного контракта, в практике, имеющий более сильное положение в силу его отнесения именно к государству, как публично-правовому образованию.В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, государственным заказчиком являются государственные органы, государственные корпорации, орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.Правовой статус государственного заказчика связан именно с его административно – правовым статусом, где каждый субъект осуществляет закупки в целях выполнения своих полномочий как представителя государства, так и в целях реализации государственной политики и программ развития.Административно-правовой статус государственных заказчиков основывается на элементах общего правового статуса субъекта правоотношений, но с учетом специфики административных правоотношений, в которых императивно – властное влияние оказывает государство и законодательство как публично – правовые институты. Для системы правоотношений по государственным закупкам характерно сочетание частно – правового элемента и публично – правового, ибо закупки основываются на положениях публичного и частного законодательства Российской Федерации.Участие государственного заказчика в отношениях по государственным закупкам обусловлено его административно – правовым статусом. Е.А.Кравцова, в понятие правового статуса государственного органа включает следующие элементы: «компетенция государственного органа, правосубъектность государственного органа, ответственность государственного органа, цели деятельности государственного органа, организационно-правовая структура, основы взаимоотношений государственных органов между собой и с другими юридическими и физическими лицами, принципы организации и деятельности государственных органов, виды правовых актов государственных органов, порядок формирования государственных органов» [4, с.13].К элементам правового статуса государственных заказчиков, в рамках государственных закупок при заключении государственного контракта, мы отнесем несколько элементов из всей совокупности: 1) правосубъектность государственного заказчика, 2) полномочия государственного заказчика по обеспечению своих потребностей в рамках государственных закупок,3) ответственность государственного заказчика за нарушение в структуре государственных закупок.Итак, на основании изложенного, государственный заказчик как субъект правоотношений характеризуется следующими признаками:– юридическое лицо, создано и действует от имени государства,– обладает правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью,– осуществляет госзакупки в целях выполнения полномочий и реализации государственной политики в определенной сфере или отрасли,– имеет более выгодный статус в государственном контракте.Участниками закупок по Закону № 44- ФЗ являются юридические лица, индивидуальные предприниматели именуемые законодателем участником закупки, до момента признания их победителями в конкурентных процедурах. Признаки участника закупки определены законодателем в п.4 ст. 3 Федерального закона № 44 – ФЗ, к коим относятся:– наличие статуса юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе физические лица,– участник закупки зарегистрированы в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей и в соответствии с нормой ст. 83 НК РФ о постановке на учет в налоговых органах физических лиц в целях проведения налогового контроля,– обладают правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью,– участником закупки не может быть юридическое лицо, зарегистрированное в оффшорных зонах или признанное иностранным агентом. В ст.31 Закона № 44- ФЗ, законодатель предъявляет дополнительные требования к участникам, которые носят императивный характер и влияют на правомочия участников в правоотношениях по закупкам. Правомочность поставщиков в государственных закупках связана с наличием правоспособности и дееспособности, то есть наличие потенциальных прав и обязанностей и возможности их реализации при участии в правоотношениях по государственным закупкам. Итак, на основании вышеуказанного, выделим следующее. Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и потенциальный участник закупок, то есть поставщик товаров, работ, услуг. Каждая из сторон правоотношений по закупкам должна обладать правосубъектностью подразумевающей наличие правоспособности и дееспособности. На участника закупок в контрактной системе влияет наличие обязательных требований, предусмотренных ст.31 Федерального закона № 44 – ФЗ, регламентирующих единые требования к участникам закупки, которые носят императивный характер. Предъявляемые законодателем требования к потенциальному участнику государственных закупок несомненно не соотносятся с положениями гражданского законодательства о свободе договора, но тем не менее, государство подчеркивает не нарушение гражданского законодательства, а приоритет публичного интереса государства в рамках процесса закупок для государственных нужд. Стороны государственного контракта априори неравны в силу их неравноправного статуса.Каждая из сторон государственного контракта участвует в государственных закупках для достижения определенной цели: государственный заказчик – приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд, поставщик – поставка, предоставление товаров, работ, оказание услуг для получения прибыли как цель коммерческой деятельности –получение прибыли.
Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 3
Ссылка для цитирования:
Алексеева Т.В. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК И ПОСТАВЩИК // Вестник науки №3 (72) том 3. С. 165 - 170. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13361 (дата обращения: 19.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024. 16+
*