'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 77

Просмотры  43 просмотров

Тапакова Д.С.

  


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
раскрыты проблемы реализации требований принципа законности в сфере обеспечения национальной безопасности представлены перспективы и предложения в сфере повышения эффективности реализации требований принципа законности обеспечения национальной безопасности.   

Ключевые слова:
требования принципа законности, закон, национальная безопасность, государственная безопасность, правовое регулирование, нормативно-правовые акты   


Обеспечение национальной безопасности возведено в ранг приоритетных задач любого государства мира. В большинстве стран мира приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие основные вопросы и направления обеспечения безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, развитием мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Множественность норм права, регламентирующих вопросы обеспечения национальной безопасности, обуславливают необходимость не только их систематизации, но и введения регуляторов высшего уровня, соответствовать которым должно применения указанных норм в рамках любых возможных видов правоотношений [1]. В качестве подобного рода регуляторов высшего уровня, также зафиксированных в законодательных актах, современным законодателем были обозначены правовые принципы, а в качестве важнейшего из указанных правовых принципов выступает принцип законности.Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.Проблемы обеспечения действия принципа законности при достижении задач национальной безопасности естественным образом представляют собой многочисленный перечень угроз и отклонений от требований данного принципа, что обуславливается как очень широким содержанием понятия «национальная безопасность», так и многообразием возможного рода проступков и нарушений в рамках реализации тех или иных аспектов национальной безопасности [2]. В частности, возможны разнообразные проблемы и посягательства на положения действующего законодательства при обеспечении национальной безопасности в информационной сфере, в сфере противодействия коррупции, терроризму и экстремизму, продовольственной и юридической безопасности, безопасности в сфере энергетики, промышленности и транспорта, военной безопасности и безопасности в сфере культуры и так далее. Все приведенные «виды безопасности» являются составными частями понятия «национальная безопасность» и в отношении каждого из приведенных аспектов национальной безопасности возможен целый перечень разнообразных посягательств на состояние законности. Представляется, что наиболее существенные посягательства на национальную безопасность должны найти выражение в существующей судебной практике. В рамках текущего исследования будет сделана попытка проанализировать судебную практику, основная идея подобного анализа заключается в выделении категорий судебных дел, в которых суд оценил посягательство конкретным образом – как посягательство, направленное против национальной безопасности. Рассмотрение подобного рода судебных решений позволит составить общее впечатление о состоянии законности в рассматриваемой сфере. В качестве первого судебного акта этого рода можно указать Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2022 г. по делу № 5-29/2020.В приведенном случае Суд принял решение сослаться на статью 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая, признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.Следующим судебным актом, в котором было зафиксировано, что Суд рассматривает вопросы национальной безопасности, явилось Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. по делу № АПЛ22-55.Генеральный прокурор Российской Федерации 9 ноября 2021 г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации в соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [81] в связи с нарушением общественным объединением прав и свобод человека и гражданина, неоднократными и грубыми нарушениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов [3].Неоднократно в судебных решениях делались ссылки и на принцип законности применительно к отношениям, связанным с обеспечением национальной безопасности. Так, в Определении Верховного Суда РФ от 21 сентября 2022 г. по делу № А72-14198/2021 содержится упоминание о таком «элементе публичного порядка Российской Федерации как принцип законности». Как говорится в Постановлении Верховного Суда РФ от 2 сентября 2022г., «принцип законности является конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти и должностных лиц (часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации), в связи с чем эти органы и должностные лица вправе осуществлять свои полномочия в отношении граждан только на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов».В большинстве случаев угрозу национальной безопасности судьи усматривают в ситуации, когда те или иные отношения осложнены иностранным элементом. Это может быть как иностранный гражданин, нарушающий условия пребывания в Российской Федерации, так и организация, осуществляющая функции иностранного агента. Другими основаниями усмотреть угрозу национальной безопасности для суда является подрыв доверия и уважения к государственным институтам, что наблюдается в ситуации, когда продаются официальные документы.В частности, можно считать установленным, что зафиксированный в законодательстве об обеспечении национальной безопасности принцип законности следует рассматривать не только как правовую идею, но также и как норму прямого действия, на которую периодически ссылаются суды при разрешении судебных дел [4]. Кроме того, можно уверено утверждать, что принцип законности обеспечения национальной безопасности является ее главнейшим принципом, поскольку он, во-первых, непосредственным образом проистекает из положения ст. 15 Конституции Российской Федерации, входящую в главу 1 «Основы конституционного строя», а, во-вторых, именно принцип законности в случае его реализации гарантирует осуществление всех иных принципов обеспечения национальной безопасности – как зафиксированных законодателем, так и выделяющихся в работах отдельных ученых, исследующих данную проблему.В связи с присутствующей в настоящее время неоднородностью в правовом регулировании указанных отношений, считаем необходимым принять общий кодифицированный акт, который бы вбирал в себя ключевые моменты в сфере обеспечения национальной безопасности, в том числе содержал и требования принципа законности в указанной области, понимаемого как точное и неуклонное соблюдение требований и положений действующих правовых норм. В настоящее время наиболее универсальное определение требований законности, как представляется, содержится в ст. 15 Конституции Российской Федерации.Представляется, что органом, надзирающим за незыблемостью состояния национальной безопасности, может стать прокуратура Российской Федерации, которая уже может рассматриваться в качестве специального органа, осуществляющего надзор за законностью [5].В зависимости от степени причинения ущерба охраняемым законом общественным отношениям в процессе деятельности государственных органов и их должностных лиц, необходимо развивать нормативно-правовую базу уголовной и административной ответственности государственных и муниципальных служащих, в результате действий которых, обоснованных ложно понятыми интересами национальной безопасности произошло нарушение ее принципа законности.Отметим, важным представляется определение специального органа, который выполнял бы в сфере национальной безопасности контрольные и надзорные функции. Представляется, что органом, надзирающим за незыблемостью состояния реализации принципа законности обеспечения национальной безопасности, может стать прокуратура Российской Федерации, которая также может рассматриваться в качестве специального органа, осуществляющего надзор за законностью.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тапакова Д.С. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 454 - 460. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13329 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13329



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.