'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 76

Просмотры  43 просмотров

Тапакова Д.С.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
рассмотрены правовые основы обеспечения национальной безопасности РФ, проведен анализ нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, раскрыто содержание требований законности как принципа обеспечения национальной безопасности.   

Ключевые слова:
закон, национальная безопасность, надзор, правовое регулирование, нормативно-правовые акты   


Национальная безопасность, являясь собирательным понятием и подразумевая обеспечение всех иных видов безопасности в Российской Федерации, должна иметь наивысший приоритет в области своего обеспечения. Никакие иные решения и интересы, противоречащие задаче обеспечения национальной безопасности, в нашем государстве осуществляться не могут. Будучи понятием юридическим, национальная безопасность в настоящее время основывается на положениях действующего законодательства, само определение национальной безопасности также содержится в нормативно-правовом акте, принятом Президентом Российской Федерации [1].Актуальность текущего исследования определяется рассмотрением проблематики реализации принципа законности в качестве основы обеспечения национальной безопасности.Большое значение имеет также соблюдение законности в деятельности органов, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность (таких, например, как прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Банк России). Не будучи традиционно включаемыми в систему из трех ветвей власти, контрольно-надзорные органы занимают значительное место в системе обеспечения национальной безопасности, а нарушение законности в их деятельности безусловным образом может оказывать самое негативное влияние на состояние защищенности прав как граждан, так и юридических лиц, опосредованным образом угрожая самому состоянию национальной безопасности в государстве [2].Отметим, определяющим документом в области целеполагания, направленного на обеспечение национальной безопасности, является Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».На протяжении существования как мировой цивилизации, так и российского государства проблема осуществления справедливой и эффективной системы публичной власти была тесно связана с осуществлением правовой политики, созданием стройной и непротиворечивой системы права и его надлежащим применением надзорными и правоохранительными органами государства, в том числе в рамках обеспечения национальной безопасности [3].Проблематика соотношения требований принципа законности и отдельных аспектов обеспечения национальной безопасности может представлять значительную специфику, в связи с чем данная проблематика должна рассматриваться с привлечением как нормативно-правового материала, так и материала судебной практики.Анализ современной юридической литературы позволяет говорить о том, что в числе факторов, влияющих на состояние национальной безопасности, авторами весьма часто упоминаются и требования соблюдения принципа законности. Так, например, в работе И.Б. Кардашовой рассматриваются сущность и правовая природа факторов национальной безопасности, создающих угрозы национальным интересам Российской Федерации [2].Определение этих факторов позволяет адекватно оценить их возможность нанесения ущерба личности, обществу и государству. Результаты факторного анализа в виде конкретных показателей дают объективные сведения о качественных и количественных характеристиках среды национальной безопасности, что исключительно важно при обеспечении национальной безопасности.Следует говорить о том, что опыт последних десятилетий показывает настоятельную необходимость обеспечить состояние стабильности и детальной урегулированности в финансовой и банковской сферах. Естественным образом подобного рода урегулированность должна предполагать неуклонное соблюдение требований действующего законодательства в деятельности всех субъектов, участвующих в экономической деятельности: как банков и иных кредитных организаций, так и государственных организаций, призванных осуществлять контрольно-надзорную деятельность в их отношении. Большое значение имеет соблюдение требований законности в области противодействия коррупции, которая представляет собой крайне опасное явление современной жизни и самым непосредственным образом посягает на эффективность и даже на само существование современных государств. В случае ее распространения, коррупция размывает все социальные устои общества, оказывает она деструктивное влияние и на принимаемые законы и на повседневную практику их реализации. Однако международное сообщество до сих пор не выработало общего определения понятия коррупции, что самым непосредственным образом свидетельствует о недостаточной эффективности законодательства, существующего в рассматриваемой сфере государственного регулирования.В политической сфере главным следствием коррупции является разложение государства вследствие его захвата, фактической приватизации частными корпоративными структурами. Кроме того, подрывается доверие населения к власти, создается нежелательный имидж страны и ее руководства за рубежом. Подрывается принцип законности, гибнет правосудие. В социальной сфере усиливается напряженность, так как из-за коррупции растут масштабы социальной несправедливости.Другую опаснейшую угрозу для обеспечения национальной безопасности и приведения в жизнь интересов человека и общества имеют проявления экстремизма и терроризма. Как пишет М.Г. Ажибаев, терроризм и экстремизм на сегодняшний день являются одними из основных угроз международной стабильности и национальной безопасности практически всех стран мира, в связи с чем, работа по их уничтожению и подрыву экономической составляющей их деятельности является важной задачей для правоохранительных и специальных органов и служб [4]. Отечественным законодателем принимаются меры по противодействию данному явлению, одной из которых является подготовка и принятие соответствующей нормативной базы.Подобным образом рассматривается указанная проблема и в исследовании О.Н. Коршуновой, в работе которой представлены результаты исследования места и роли органов прокуратуры в противодействии экстремизму, терроризму и их финансированию как наиболее опасным системным угрозам национальной безопасности страны. С учетом существующих различий в подходах к определению таких понятий, как экстремизм и терроризм, обосновывается тезис о необходимости использования единой иерархии основных понятий в соответствующих документах стратегического планирования и федеральных законах в целях обеспечения системности в совершенствовании законодательства, что будет обеспечивать единство подходов в правотворческой и правоприменительной практиках. Делается вывод о том, что противодействие экстремизму, терроризму и их финансированию следует рассматривать в качестве самостоятельного полифункционального комплексного направления деятельности органов прокуратуры [6], объединяющего реализацию полномочий надзорного и ненадзорного характера. Особенности правовой регламентации, а также вероятность осуществления деятельности разными субъектами противодействия обусловливают необходимость использования системного подхода к организации и деятельности прокуратуры в указанном направлении, а также реализации в дополнение к основным (законности, независимости и др.) таких специфических принципов, как принципы целесообразности, преемственности и наглядности.В случае использования неопределенных понятий в тексте закона, в практической деятельности правоохранителя могут найти свое воплощение произвол и беззаконие, фундамент которых находится во всяком несовершенном, излишне широком или, наоборот, излишне узком урегулировании общественных отношений, которое либо вынуждает правоприменителя выходить за рамки излишне узких положений нормативно-правового акта, не позволяющих должным образом выстраивать практическую деятельность по противодействию террору и экстремизму либо напротив наделяет его возможностями излишне широкого усмотрения, равным образом открывающим дорогу произволу и беззаконию [4]. Итог в данном случае будет одинаков – выход за рамки действующего закона и нанесение урона национальной безопасности.Что касается деятельности органов прокуратуры, то этот орган изначально функционирует в государстве с целью осуществлять надзор за состоянием законности в обществе. Данному органу в сфере приведения в жизнь требований законности отводится государством особое место, таким образом, и обеспечение национальной безопасности в значительной степени зависит именно от деятельности этого органа.Таким образом, можно отметить, несмотря на наличие достаточно большого объема нормативных правовых актов в области обеспечения национальной безопасности, необходимость совершенствования правового регулирования обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не вызывает сомнения. В частности, надлежит более детально закрепить основные термины, определить методы обеспечения национальной безопасности, а также основные средства, с помощью которых будет достигнута основная цель.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тапакова Д.С. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 447 - 453. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13328 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13328



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.