'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 37

Просмотры  31 просмотров

Холстинина А.С.

  


РАЗВИТИЕ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПТИЦАХ КРАСНОЙ КНИГИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЕКТЕ «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ» *

  


Аннотация:
в условиях современной жизни особое значение приобретает формирование представлений об окружающей среде. В связи с этим в рамках образовательного процесса в школах актуальной становится проблема экологического образования подрастающего поколения. Реализация ФГОС НОО предполагает работу над программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни учащихся. Одной из ключевых задач данной программы является формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.   

Ключевые слова:
обучение, образование, Красная книга   


Актуальность темы связана с неразработанностью проблемы развития у четвероклассников представлений о птицах Красной книги Кировской области в проекте «Пернатые друзья». Проблема исследования: Каковы педагогические условия развития представлений четвероклассников о птицах Красной книги Кировской области в проектной деятельности. Целью исследования является выявление педагогических условий развития представлений четвероклассников о птицах Красной книги Кировской области. Объект исследования: процесс развития у четвероклассников представлений о птицах Красной книги Кировской области.Предмет исследования: педагогические условия развития у четвероклассников представлений о птицах Красной книги Кировской области в проектной деятельности. Гипотеза исследования: Развитие у четвероклассников представлений о птицах Кировской области, занесенных в Красную книгу, у 4 класса в процессе проектной деятельности будет эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:1)Если будут определены критерии отбора и птицы будут отобраны по этим критериям: Виды (подвиды, популяции), находящиеся под угрозой исчезновения(1 категория,Виды (подвиды, популяции), не находящиеся под угрозой вымирания (исчезновения), но встречающиеся в таком небольшом числе особей или на таких ограниченных территориях, что любая серьезная опасность может быстро привести к их исчезновению(3 категория).2)Если будет разработан проект: альбом «Пернатые друзья»Известно, что Красная книга является основным документом, в который включаются редкие охраняемые объекты животного и растительного мира. Изучение Красной книги в начальной школе позволяет начать первый этап формирования экологических знаний, норм поведения в природной среде и способах охраны исчезающих видов.Эффективность использования Красной книги на уроке окружающего мира зависит от методов и форм работы, которые учитель использует в своей работе. Как правило, выбор конкретных методов и форм работы напрямую зависит от темы урока, его сложности и предполагаемых результатов.Проектную деятельность принято считать одним из самых распространенных методов и форм работы на уроке окружающего мира. Популярность метода проектов в образовательном процессе обусловлена прежде всего тем, что он способствует решению проблемы творческого и поискового характера [2,c.64]. Поэтому учащиеся получают максимальную возможность для самореализации, для применения различных способностей (аналитических, художественных, коммуникативных), которые на уроке зачастую остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при этом - дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.Эмпирическое исследование, проведенное на базе Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя школа пгт Кумены» в четвертых классах, позволило доказать эффективность проектной деятельности для успешного развития представлений о птицах Красной книги Кировской области. В ислледовании приняли участие две группы учащихся: экспериментальная группа (4 «а» класс), контрольная группа ( 4 «б» класс). Для определения положительной или отрицательной динамики формирующий этап исследования проводился лишь в экспериментальной группе. Эмпирическое исследование проводилось в трех этапах и включало в себя следующую работу:1. Констатирующий этап – оценка первоначального уровня сформированности представлений о птицах Красной книги Кировской области у учащихся экспериментальной и контрольной групп. Тест включает себя знание внешнего вида птиц Красной книги Кировской области и название этих птиц.Проведя диагностику уровня сформированности представлений о птицах Красной книги Кировской области, можно сделать вывод, что в экспериментальной группе у 7 человек высокий уровень представлений, у 15 человек низкий уровень представлений о птицах Красной книги Кировской области. В контрольной группе у 21 человека высокий уровень представлений, у 7 человек средний уровень, у 1 человека низкий уровень представлений о птицах Красной книги Кировской области. Это говорит о недостаточном уровне представлений четвероклассников о птицах Красной книги Кировской области. Также были проведены диагностики сформированности представлений о Красной книге и об охране природы.Для выявления уровня представлений о Красной книге была использована диагностика учителя начальных классов Завьяловой Л.Ф.[4]По результатам диагностики «Представление о Красной книге» выявлено, что в экспериментальной группе у 7 человек средний уровень представлений о Красной книге, у 15 человек низкий уровень представлений. В контрольной группе у 3 человек высокий уровень представлений о Красной книге, у 20 человек средний уровень и у 6 человек низкий уровень представлений о Красной книге.Для выявления уровня представлений об охране природы была использована диагностика учителя начальных классов Гладкой М.А. [5]По результатам диагностики об охране природы «Будь природе другом- об охране природы» в экспериментальной группе у 8 человек высокий уровень представлений об охране природы, у 14 человек средний уровень. В контрольной группе у 6 человек высокий уровень представлений об охране природы у 23 человек средний уровень представлений. 2. Формирующий этап исследования.Для подтверждения или опровержения гипотезы был разработан следующий план:1. Формирование представлений о птицах Красной книги Кировского области на внеурочных занятиях по окружающему миру с помощью наглядных средств и Красной книги Кировской области[3]2. Проведение серии занятии, направленных на реализацию проектной деятельности на занятии по окружающему миру 3. Включение всех учащихся в работу над коллективным проектом «Пернатые друзья»3. Контрольный этап исследования. На данном этапе исследования была проведена контрольная оценка представлений о птицах Красной книги Кировской области по следующим критериям: знание названия птицы и ее внешнего вида.На контрольном этапе исследования мы получили следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень представлений у 22 человек. В контрольной группе высокий уровень представлений о птицах Красной книги Кировской области у 27 человек и средний уровень у 2 человек.Также были повторно проведены диагностики по представлениям у четвероклассников о Красной книге и об охране природы.По результатам диагностики «Красная книга» было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень представлений у 20 человек, средний уровень у 1 человека и низкий уровень у 1 человека. В контрольной группе у 29 учеников высокий уровень представлений о Красной книге. По результатам диагностики об охране природы выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень представлений об охране природы у 22 человек. В контрольной группе высокий уровень у 27 человек, средний уровень представлений у 2 человек. Таким образом, использование проектной деятельности на занятиях по окружающему миру, направленных на формирование у экспериментальной группы представлений о птицах Красной книги Кировской области, позволило повысить уровень представлений о птицах Красной книги Кировской области. Все это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Холстинина А.С. РАЗВИТИЕ У ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПТИЦАХ КРАСНОЙ КНИГИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПРОЕКТЕ «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ» // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 204 - 209. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13287 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13287



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.