'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 29

Просмотры  26 просмотров

Иляшова Н.Т., Бектасова Г.С.

  


ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ *

  


Аннотация:
в данной статье обсуждается вопросы организации групповой работы на уроках физики с использованием технологии, метода собственных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик может максимально раскрыть свои способности и овладеть коммуникативными навыками.   

Ключевые слова:
групповая работа, универсальные учебные действия, коммуникативная компетентность, метапредметная компетентность   


Главная задача, стоящая сегодня перед школой, - повысить эффективность образовательного процесса. Успех обучения зависит от способов достижения целей, другими словами, от выбранных методов. Постоянно возникает вопрос о том, как провести урок, какие методы, инструменты и формы использовать, чтобы сделать его более эффективным. С самого начала изучения физики важно формировать познавательный интерес учащихся к этому предмету, учитывая особенности возрастной психологии учащихся: их спокойствие, неумение концентрироваться, желание постоянно получать указания от преподавателя[1].Групповая деятельность школьников седьмого класса способствует решению аналогичных задач при изучении физики. В групповой работе формируются познавательные интересы, самостоятельность, активность учащихся, культура интеллектуального труда и навыки творческого подхода к делу. Учащиеся могут по очереди работать вместе и выступать в роли учеников или тренеров. Благодаря этому каждый может продвигаться вперед в соответствии со своими способностями. В широком смысле понятие универсальной учебной деятельности понимается как способность к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного усвоения нового социального опыта. В более узком смысле это понятие можно определить как совокупность способов действий учащихся (а также связанных с ними образовательных навыков), которые обеспечивают их способность самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями, включая организацию этого процесса [2].Учителя должны предлагать систему образования. С этой целью на уроке создаются условия, при которых каждый ученик сможет максимально раскрыть свои способности и самостоятельно овладеть соответствующими компетенциями в групповой работе [3].Цель: формирование метапредметной компетенции суворовцев на определенных этапах урока с помощью такой формы, как групповая работа. Я работаю в этой сфере несколько лет. Для этого я предлагаю следующие 3 задания:разработать системный подход к разделению класса на группы,протестировать разработанную модель,оцените его эффективность и действенность используемых технологий.Форма групповой работы учащихся на уроке физики считается используемой и подходящей для практических и лабораторных работ, различных форм анкетирования, а также для повторения и обобщения материала. Однако следует отметить, что групповая работа может использоваться широко. Например, во время выполнения домашних заданий, во время семинаров, на которых дети представляют свои доклады или презентации, при актуализации знаний, во время уроков по решению задач и подготовке к тестам, а также работе с ошибками. В ходе такой работы максимально используется коллективное обсуждение результатов и взаимные консультации. Все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. В процессе изучения физики вы можете заниматься групповой работой:1. Командная работа дома связана с решением качественных и вычислительных задач с целью развития коммуникативных навыков, рационального планирования времени и объединения усилий при проведении совместной воспитательной работы. Например, "Упругие силы. Закон Гука " учитель может разделить класс на группы и дать им задание: придумать проблему, которую можно решить с помощью закона Гука. Раньше учащиеся решали такие задачи на уроках, в зависимости от жизненных обстоятельств. Или, изучая тему "давление твердых тел", учащимся предлагается домашнее задание по определению давления, оказываемого на пол при ходьбе и стоянии. Одному студенту, особенно если он обладает удовлетворительными знаниями по предмету, трудно справиться с таким заданием, но при работе в команде он может справиться с заданием на степень "хорошо" и "отлично". Когда вы делаете домашнее задание после урока решения задач, когда учащиеся разрабатывают алгоритм решения задач на уроке, вы можете дать домой блок заданий из сборника заданий для работы в группе из 3-4 человек. При выполнении такого домашнего задания учащиеся обмениваются решениями, сильные ученики объясняют наиболее сложные задания слабым ученикам и выступают в роли последователей. Проверка такого задания также может проводиться в форме групповой работы.2. Групповая работа по актуализации знаний и проверке домашнего задания. В дополнение к работе с блоком заданий учитель может просмотреть устное домашнее задание в форме командной работы или обновить знания перед наиболее важными темами. Например, "Гравитация. Феномен притяжения. Гравитацию" можно использовать для наблюдения за домашним заданием в виде решения кроссвордов в группах, работы с многоуровневыми заданиями с наборами анкет или карт. 3. Командная работа особенно важна в 7 классе. Занятия по решению задач и подготовке к тестированию. Для того, чтобы учащиеся научились решать задачи и взаимодействовать друг с другом, учитель приглашает одного из учеников к доске (желательно подготовленного). Затем роли меняются. Учитель становится учеником и отвечает на вопросы, которые задает ученик. Это решит проблему, покажет, как ее спроектировать, и объяснит, почему проблема была решена таким образом. 4. После теста у ребят не хватает времени поработать над ошибками. Поэтому такая работа может быть организована в группах по 2-3 человека, где руководителями являются студенты, успешно сдавшие тестовую работу на "хорошо" и "отлично", и студенты, успешно сдавшие тестовую работу на "удовлетворительно" и "плохо". Командная работа очень важна при работе над ошибками, потому что часто дети могут не понимать требований, исходящих из уст учителя, но они способны понимать и выполнять те же требования, что и их одноклассники. Кроме того, все студенты занимаются работой, которая не является "скучной" или "непонятной"."5. При закреплении нового материала можно организовать парную работу и обобщить материал, опросив одного ученика с другим, например, соседом по столу. Вопросы можно задавать непосредственно в соответствии с основной учебной программой или готовым опросом, представленным преподавателем на слайде презентации. Вы даже можете решать качественные задачи, предлагаемые студентам, или анализировать жизненные ситуации. Например, при изучении темы "давление жидкостей и газов" студентов попросили сфотографировать воздушные шары, запускаемые на морозе, и им было предложено объяснить наблюдаемое явление, используя изучаемый материал.6. Групповая работа во время занятий по повторению и систематизации изученного материала, семинарских часов. Занятия по повторению и систематизации изученного материала не должны быть скучными и однообразными, хотя материал уже изучен детьми, и ничего нового их не ждет. Поэтому стоит разнообразить такие занятия групповой работой и организовать их в игровой форме. Например, урок включает в себя "счастливое событие", "слабое звено", "что? Куда? Когда?"В игровой обстановке можно успешно организовать психолого-педагогические условия свободы. Игры позволяют учащимся получать ответы на распространенные вопросы, моделируя конкретную ситуацию. Участие в поиске решений создает положительное эмоциональное отношение учащихся к занятиям: осознание своих способностей, удовлетворенность работой и чувство достижения. Все это позволяет частично или неформально присоединиться к уроку. Результатом такой игры может стать коллективное решение учебной задачи. Часть семинарских часов также является групповой формой работы. Таким же образом вы можете организовать, например, семинар на тему "Сила трения в природе и технике". Ранее класс был разделен на несколько рабочих групп примерно с одинаковым уровнем подготовки. Семинар основан на отчетах учащихся. В конце семинара преподаватель подводит итоги, а студенты задают вопрос: "Полезно или вредно растирание?", с помощью которого систематизируются знания студентов [4].Командная работа может осуществляться с использованием компьютера и других технических средств. Создание образовательных программ и компьютерных моделей, виртуальные лабораторные работы и мультимедийные презентации больше всего подходят для сотрудничества пары или группы студентов. Кроме того, участники работы могут выполнять однотипные задачи, контролировать или заменять друг друга, а также выполнять отдельные этапы общей работы. Обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий не требует непосредственного участия членов группы, работа может проводиться удаленно посредством передачи материалов и взаимодействия через Интернет. Это также выводит активность отдельных членов группы на качественно новый уровень, что позволяет им вовлекать в совместную деятельность тех, кто по каким-либо причинам лишен возможности непосредственно участвовать в работе группы. По моему опыту, есть много примеров, когда учащиеся делают это самостоятельно и уверенно, демонстрируя весьма умеренные знания и предлагая на уроке качественный материал, подготовленный самостоятельно с использованием компьютера. Уверенное владение компьютером позволило таким учащимся повысить свою самооценку, расширить кругозор и получить новые знания для себя. Например: по результатам занятий в 7. группе учащихся "как работает подшипник", "что мы знаем об Исааке Ньютоне?". Из недостатков формы групповой работы наиболее существенными являются: трудности при составлении групп, поскольку учащиеся в группах не всегда могут самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и выбрать наилучший способ его изучения. В результате слабые учащиеся испытывают трудности с усвоением материала, а сильные учащиеся нуждаются в сложных и необычных заданиях. При других видах обучения учащихся на занятиях - фронтальном и индивидуальном - ожидаемый положительный результат дает только групповая форма организации работы учащихся [5].Таким образом, использование групповых форм работы на уроках физики позволяет нам решить главную задачу: развить когнитивные способности учащихся, самостоятельно формировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют значительно повысить эффективность образовательного процесса, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творческой и свободной личности, стоящие перед образовательным учреждением.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Иляшова Н.Т., Бектасова Г.С. ГРУППОВАЯ РАБОТА КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ФОРМА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 150 - 157. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13279 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13279



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.