'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 28

Просмотры  57 просмотров

Велленова Г.Х., Меляева З.С.

  


РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается важность ценностного воспитания в современном обществе. Автор обращается к основным причинам и последствиям недостаточного внимания к ценностям в воспитании, а также предлагает практические подходы к укреплению ценностных оснований в образовательных и социальных контекстах.   

Ключевые слова:
ценности, воспитание, общество, образование, культура   


Введение.Ценностное воспитание стоит на передовых рубежах образования и воспитания, играя важнейшую роль в формировании личности и определении траекторий развития общества. В современном мире, охваченном глобализацией, технологическим прогрессом и социокультурными изменениями, ценности становятся ключевым аспектом поддержания стабильности и целостности общества.Суть ценностного воспитания заключается в передаче и укреплении системы ценностей, которая определяет нормы, убеждения и приоритеты индивида и коллектива. Эта система является основой для формирования моральных, этических и культурных ориентиров, которые направляют поведение и принятие решений в различных жизненных ситуациях.Обзор литературы.Ценностное воспитание является предметом интереса для многих исследователей в различных областях науки, таких как психология, педагогика, социология, философия и культурология. Важно отметить, что ценности имеют многомерную структуру и могут быть рассмотрены с различных точек зрения.К.Г. Юнг, выдающийся швейцарский психолог, сформулировал концепцию коллективного бессознательного, в котором хранятся общечеловеческие символы и архетипы, связанные с ценностными ориентирами [1, с. 112]. Его работы о ценностях и духовности подчеркивают важность осознания и интеграции ценностей для здорового развития личности и общества.В работах Л.С. Выготского, российского психолога и педагога, акцент делается на роли общественного опыта и социокультурной среды в формировании ценностных установок индивида [2, с. 78]. Он выделяет понятие "зоны ближайшего развития", в которой происходит взаимодействие между индивидом и культурным наследием, включая ценности.М.М. Бахтин, российский философ и литературный критик, в своих трудах обращается к проблемам культурного разнообразия и многообразия языковых игр [3, с. 91]. Он подчеркивает, что ценности формируются через диалог и взаимодействие между различными культурными традициями и сообществами.Современные исследования в области педагогики и социологии также уделяют внимание ценностному воспитанию [4, с. 203]. Исследования в этой области обращаются к вопросам формирования ценностных ориентаций у детей и молодежи, роли семьи, школы и общественных институтов в этом процессе, а также эффективности различных методов и подходов к ценностному образованию.Основная часть.Методология ценностного воспитания.Ценностное воспитание представляет собой многогранный и комплексный процесс, включающий в себя различные методы, подходы и стратегии. Основной целью ценностного воспитания является не только передача конкретных ценностей, но и развитие способности к рефлексии, анализу и осознанию собственных ценностных установок.Один из основных методов ценностного воспитания - это моделирование ценностных ситуаций. Этот метод предполагает создание различных сценариев и ситуаций, в которых участники воспитательного процесса вынуждены принимать решения на основе своих ценностных установок. Такие ситуации помогают детям и молодежи осознать свои ценностные приоритеты и научиться анализировать их.Другим важным методом является обсуждение этических дилемм. Через обсуждение различных этических вопросов, учащиеся и воспитанники могут понять, какие ценности лежат в основе их решений и действий, а также научиться уважать точки зрения других людей.Интеграция ценностных аспектов в учебные программы также играет важную роль в ценностном воспитании. Преподаватели могут включать в свои уроки и курсы обсуждение вопросов нравственности, права и справедливости, что помогает учащимся осознать важность этих ценностей в повседневной жизни.Результаты ценностного воспитания.Правильно организованное ценностное воспитание демонстрирует ряд положительных результатов. Во-первых, оно способствует формированию устойчивых моральных ориентиров у детей и молодежи. Ребята, прошедшие через ценностное воспитание, обычно проявляют более высокий уровень эмпатии, толерантности и ответственности перед обществом.Кроме того, ценностное воспитание способствует развитию критического мышления у учащихся и воспитанников. Люди, осознавшие свои ценностные установки, обычно более аналитично относятся к информации из различных источников и могут самостоятельно принимать обоснованные решения.Не менее важным результатом является укрепление культурных идентичностей. Через ценностное воспитание дети и молодежь могут узнать и сохранить ценности своей культуры, а также уважительно относиться к ценностям других культурных сообществ.Дальнейшие перспективы исследования в области ценностного воспитания.Дальнейшие исследования в области ценностного воспитания должны быть направлены на разработку более эффективных методов и подходов к формированию ценностных ориентаций у детей и молодежи. Необходимо также изучить влияние современных технологий, включая интернет и социальные сети, на ценностные установки молодого поколения.Также следует уделять внимание роли семьи, школы, общественных организаций и медиа в ценностном воспитании. Исследования в этой области позволят выявить наиболее эффективные практики и стратегии, которые могут быть применены на практике для достижения оптимальных результатов в формировании ценностных ориентаций у молодого поколения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Велленова Г.Х., Меляева З.С. РОЛЬ ЦЕННОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 145 - 149. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13278 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13278



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.