'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 2
  4. Научная статья № 23

Просмотры  62 просмотров

Мумаидов А.А.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в настоящей работе автор изучил все особенности и сложности такого понятия, как коммерческая тайна. Рассмотрел первопричины необходимости ее тщательной защиты как законом, так и предпринимателями.   

Ключевые слова:
коммерческая тайна, информация, предпринимательская деятельность, информационная безопасность   


В современном, динамично развивающемся государстве предпринимательская деятельность все чаще сталкивается с промышленным шпионажем и хакерскими атаками, направленными на раскрытие коммерческой тайны. Коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Следует отметить, что к коммерческой тайне относят различного рода сведения, к которым можно отнести, например, сведения о финансовой деятельности, сведения о научных разработках, о системе материально-технического обеспечения.Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различных видов информации. Сегодня информация – это особый вид товара, который имеет определенную ценность. Информация, которую предприниматель использует для достижения целей компании, является весомой частью получаемой прибыли, зачастую может служить основным источником дохода, раскрытие которой может лишить предпринимателя возможности реализовать цели компании, то есть создать угрозу безопасности всего бизнеса. Следует отметить, что не вся информация, в случае ее раскрытия, может создавать эти угрозы, но есть определенная часть, которая нуждается в непрерывной и всесторонней защите.Утечка секретной информации угрожает стратегическим интересам предприятия и его существованию. С его помощью недоброжелатель может вызвать конфликт с налоговыми, таможенными и другими государственными органами, нанести ущерб репутации, подорвать финансовое состояние предприятия и подвергнуть компанию шантажу криминальных структур. В современности информация приобрела коммерческую ценность, стала продуктом и товаром. У каждой компании есть список информации, которая не подлежит разглашению, то есть является конфиденциальной. Её состав определяется руководителем предприятия. Федеральный закон «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 20.07.2004 (в ред. От 14.07.2022) (далее - закон о коммерческой тайне) четко устанавливает порядок превращения общедоступной информации в коммерческую тайну, а также меры по защите её конфиденциальности. Необходимо определить перечень информации, которая должна быть засекречена и отражена на бумаге.Защита конфиденциальных сведений от преднамеренного или случайного вмешательства, которое может нанести вред владельцу информации – информационная безопасность. Система информационной безопасности состоит из: Доступность – информация доступна только в определенном виде, времени и месте конкретному лицу. Конфиденциальность – доступ к информации очень узкому кругу лиц. Целостность – комплекс мероприятий, которые направленны на обеспечение целостности обрабатываемой информации. Состав и объем информации, составляющей коммерческую тайну компании, условия конфиденциальности, порядок защиты и доступа к конфиденциальной информации, а также правила ее использования определяются руководителем предприятия. Руководитель может привлекать к работе профессиональных аналитиковВ соответствии с законом о коммерческой тайне владельцем коммерческой тайны признается лицо, которое на законных основаниях владеет сведениями, составляющими коммерческую тайну, ограничивает доступ к этой информации и устанавливает режим коммерческой тайны в отношении нее. В определенный момент времени между Гражданским кодексом и законом о коммерческой тайне образовалась коллизия. Ст. 1465 ГК РФ и статья 3 закона о коммерческой тайне определяли один и тот же объект охраны законодательства. Так, «ноу-хау» и «информация, составляющая коммерческую тайны» раскрывались идентичными понятиями. Данная проблема была разрешена ФЗ №35 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым "ноу-хау" - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что понятие «коммерческая тайна» шире понятия «ноу-хау».Ответственность за разглашение коммерческой тайны, предусмотренная законодателем согласно статье 183 уголовного кодекса РФ, направленна на компенсацию понесенных убытков предпринимателями, но все же далека от действительного ущерба. Ведь невозможно в полной мере оценить понесенный ущерб ввиду нанесения неизгладимого вреда репутации предпринимателя: В части 1 ст. 183 УК РФ предусмотрен штраф до 500 тыс. руб.,В части 2 ст. 183 УК РФ предусмотрен штраф до 1 миллиона руб.,В части 3 ст. 183 УК РФ предусмотрен штраф до 1 миллиона 500 тыс. руб.На основе выше сказанного можно сделать вывод, что высокий уровень использования информационных ресурсов в современных рыночных условиях, стал одним из наиболее перспективных и эффективных методов обеспечения конкурентного преимущества предприятия. Защита своих интересов и ценной информации, благодаря которой предприятие генерирует стабильный доход, является неотъемлемым правом любого субъекта предпринимательской деятельности. Коммерческая тайна – это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю, при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, либо избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.Информация может относиться к понятию коммерческой тайны, если она отвечает следующим требованиям: имеет реальную или потенциальную коммерческую ценность из-за ее неизвестности третьим лицам,не подпадает под перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен и список информации, отнесенной к государственной тайне,нет свободного доступа к нему на законных основаниях,владелец информации принимает меры для защиты ее конфиденциальности.Российское законодательство регулирует множество правоотношений, связанных с защитой конфиденциальных сведений. Для этого, создаются нормативно–правовые акты, регулирующие обращение с конфиденциальной информацией.Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование охраны коммерческой тайны является одной из острых проблем, которая требует внимания.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мумаидов А.А. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №3 (72) том 2. С. 118 - 122. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13273 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13273



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.