'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 1
  4. Научная статья № 90

Просмотры  19 просмотров

Коган И.М., Косарева О.В.

  


РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
развитие двигательных способностей является неотъемлемым условием многостороннего развития и воспитания ребёнка. Положительное влияние на организм оказывает двигательная активность, которая является естественной потребностью детей и в удовлетворении её помогают подвижные игры.   

Ключевые слова:
подвижные игры, роль игр, двигательные способности, игра, физическое развитие, физическая активность   


Актуальность. Исследования последних десятилетий указывают на то, что уровень развития физических качеств детей снижается и перестаёт удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении. Актуальность данной темы состоит именно в том, что вопрос развития двигательных способностей требует дальнейшего совершенствования.При достижении осознанного возраста у детей и подростков возникает высокая потребность в двигательной активности, но они не всегда могут её реализовать на должном уровне и в этом случае их необходимо направлять.В данное время видна тенденция того, что дети и подростки менее активно двигаются, это определяется условиями как в семье, так и в образовательных учреждениях. Образовательные ситуации требуют нахождения детей в сидячем положении в течение продолжительного времени. Возрастают познавательные интересы детей, связанные с рисованием и познанием мира с помощью вспомогательных материалов, с компьютерными играми, конструированием, просмотром мультфильмов. В связи с этим у детей и подростков могут возникнуть привычки малоподвижного образа жизни.Чтобы обеспечить оптимальный режим двигательной активности детей и подростков, необходимо повышать интерес обучающихся к физическому развитию.Положительное решение вопроса при развитии двигательных способностей детей и подростков обуславливается применением различных средств на занятиях физической культурой, увеличением значимости постоянных и ежедневных занятий физическими упражнениями.Средствами развития двигательных способностей являются:-утренняя гимнастика,-гимнастика пробуждения,-подвижные игры, физкультминутки,-занятия физической культурой.У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, поэтому рекомендуется использовать её для начального развития двигательных способностей, обучающихся в младшем возрасте.В воспитании разносторонней личности подвижные игры играют особую роль. Они рассматриваются как ключевое средство физического воспитания, и, одновременно, подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм [2].Игра существовала как спутник человека с давних лет. Прогрессивные отечественные ученые-педагоги, например П.Ф. Лесгафт или А.П. Усова, выявили значимость игры как деятельности, содействующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребёнка, способствующей многостороннему воздействию на формирование его личности [3].Согласно определению основоположника системы физического воспитания, педагога П.Ф. Лесгафта, «подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся четким и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами» [3]. Он представил игру как одно из основных средств физического образования и воспитания, уделял значительное место играм на занятиях физической культуры. Учёный утверждал, что подвижные игры представляют более сложное воздействие, в отличие от отдельных гимнастических упражнений и имеют образовательное и воспитательное значение.Огромное значение игре как средству воспитания придавал писатель и педагог К.Д. Ушинский. Детскую игру он рассматривал как реальность ребенка с его действиями и переживаниями. Согласно мнению К.Д. Ушинского, «игры в известной мере способствуют формированию его личности и не проходят бесследно для будущей жизни ребенка. Существенное воздействие оказывают игры на развитие детского воображения, тем более в дошкольном возрасте».Основоположник теории подвижных игр, педагог-внешкольник В.Г. Марц, будучи директором Научно-исследовательского института игр и праздников, считал подвижные игры приоритетными в обучении физической культуре дошкольников [2].Игры – это одно из средств подготовки ребенка к жизни в обществе, переходная ступень к трудовой деятельности – считал А.С. Макаренко. В играх у дошкольников воспитывается чувство коллективизма, активность, инициатива, но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер [2].В теории и методике физического воспитания имеется общепризнанная классификация подвижных игр. Существуют элементарные подвижные игры и сложные (спортивные) игры (баскетбол, хоккей, футбол и др.), а также индивидуальные и коллективные подвижные игры.В дошкольном и начальном школьном учреждении применяются по большей части элементарные подвижные игры. Подвижные игры также классифицируются по таким параметрам как: возраст, степень подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), виды движений (игры с бегом, метание и т.д.). Выделяется еще один вид игр – игры-забавы, которые предусматривают выполнение знакомых движений в необычных условиях (бег в больших валенках, прыжки со связанными ногами, бег в мешках и т.д.), требуют проявления ловкости и доставляют положительные эмоции участникам.Спортивные игры рационально проводить с детьми в более старшем возрасте – это баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.Сюжетные и несюжетные игры с правилами относятся к подвижным играм. Вызывающие интерес у детей и подростков двигательные игровые задания, которые ведут к достижению цели, содержат несюжетные подвижные игры:-перебежки, догонялки,-игры с элементами соревнования («Кто быстрее добежит к своему флажку?» и др.),-игры-эстафеты («Кто быстрее передаст мяч?»),-игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).В некотором смысле сюжетные подвижные игры отображают жизненный или сказочный эпизод. Детей в игре привлекают игровые образы, они творчески проявляет себя, изображая кошку, воробья, автомобиль, волка, гуся, обезьянку и др. А также сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия – это и есть содержание подвижной игры [1].Методика проведения подвижной игры содержит безграничные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребёнка, на умелое педагогическое руководство ею. Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделяются основные задачи, которые решаются при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи [4].Оздоровительные задачи подвижных игр, при организации занятий физической культурой, учитывая возрастные особенности и физическую подготовленность занимающихся, подвижные игры благоприятно влияют на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, на мышечную систему, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.Воспитательные задачи подвижных игр отличаются следующим:-подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости в едином комплексе,-игры с многократными повторениями напряжённых движений, с постоянной двигательной активностью, вызывающей значительные затраты сил и энергии, помогают развитию выносливости, -совершенствование гибкости ребёнка происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения.Образовательные задачи подвижных игр представлены в большей степени следующим:-игра оказывает воздействие на формирование личности: это конкретная сознательная деятельность, в которой необходимо умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми развивают у детей способность к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме,-правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих представление о поведении в реальной жизни и об отношениях между людьми.Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи воплощаются в комплексе, что приводит к тому, что каждая подвижная игра становится эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Из вышесказанного следует вывод, что подвижные игры различной направленности являются средством многопланового развития двигательных способностей детей и подростков. Они же в большей степени дают возможность совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При оптимальном использовании игра становится действенным методом физического воспитания в образовательном учреждении. Применение подвижных игр предполагает не только использование каких-то конкретных средств, но и осуществление путем включения функциональных особенностей игры в любые физические упражнения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Коган И.М., Косарева О.В. РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 591 - 597. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13239 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13239



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.