'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 1
  4. Научная статья № 56

Просмотры  26 просмотров

Бортникова Т.С.

  


ИНТЕГРАЦИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРЕНДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА *

  


Аннотация:
в работе предложена модель интеграции в организацию деятельности государственного цирка новых принципов и подходов к управлению, нацеленных на повышение уровня зрительского интереса. Представлен анализ новых социокультурных трендов в преломлении к деятельности государственного цирка.   

Ключевые слова:
новые социально-культурные тренды, цирковое искусство, потенциал развития, типы цирковых организаций, цирковой конвейер   


Сегодня отчётливо сформировались глобальные тренды, запросы и ожидания зрителей в сфере зрелищных видов искусства на ближайшее десятилетие. При этом сопоставление возможностей циркового искусства и актуальных трендов демонстрирует их максимальное совпадение. В частности, среди основных глобальных футурологических трендов зрелищных видов искусств, которые находят отражение в цирковом искусстве [1, с. 15]:1.Искусство без посредников. Запрос на «Аналоговые коммуникации».Зритель устает от цифровизации нон-стоп, коммуникаций онлайн и взаимодействия посредством гаджетов. Цирк дарит зрителям большой выбор форматов непосредственной и неформальной коммуникации со «звездами», артистами, животными. Это и экскурсии закулисье, и непосредственное общение до или между представлениями и др.2.Мультимодальность и мультиформатность.Запрос на моно-жанр (только драма, только комедия и др.) и моно-функцию (только зрелище, только познание и др.) уходит на второй план. Зритель ждёт синергии трагедии и комедии, просвещения через развлечение, причастности к культурной и социальной значимости вместе с безусловным позитивом и счастьем. Если в других видах зрелищного искусства мультимодальность приходится интегрировать искусственно, то для Циркового искусства она органична и изначально лежит в его основе.3.Открытое искусство. Сложное через простое. Преодоление элитарности.Парадигма «Искусство не для всех» уступает место запросу на открытость и доступность. Но без упрощения! С сохранением духовности и значимости. Это запрос на то, чтобы сложные и высокие понятие передавались просто и понятно. Цирковое искусство – самое открытое и доступное искусство, способное одновременно охватить и вовлечь в диалог о самых сложных вещах большое количество людей самых разных возрастов и социального положения. 4.Гипер-персонализация искусства.Современный зритель, с одной стороны, стремится к общению/общему время препровождению с семьёй/друзьями. Но часто не готов смотреть то, что ему не интересно.Цирковое искусство в одном представлении предлагает до 15 различных жанров и форматов, каждый член семьи найдёт «свое». Таким образом, цирк- единственное из всех видов зрелищных искусств, в котором стремление проводить время с семьей органично сочетается с гипер-персонализацией.5.Иммерсивность.Иммерсивность, глубокое вовлечение зрителей в представление изначально было важной частью циркового представления. Цирковое искусство- родоначальник внедрения иммерсивности в зрелищное искусство. 6.Доступность. Искусство идёт к зрителю.Цирковое искусство обладает наивысшей по сравнению с остальными видами зрелищных искусств способностью к мобильности и доступности с сохранением качества и зрелищности. Представление на площади небольшого населенного пункта будет таким же интересным, важным, полезным, как и шоу в специализированном здании. 7.Запрос на «Потратить время с пользой».Цирковое искусство - единственный вид зрелищных искусств, который способен одновременно удовлетворить запрос зрителя на полезное время препровождение и массив безусловных и легких положительных эмоций.Таким образом, мы видим очень четкое соответствие того потенциала, который имеется у циркового искусства и тех запросов, которые сейчас выделяются в качестве наиболее актуальных в социуме. Ориентация на данные социальные и культурные тренды в рамках планирования и организации деятельности цирковой кампании будут способствовать значительному возрождению интереса к цирковому искусству.Однако, следующий актуальный вопрос, который необходимо проанализировать в этой связи – какие конкретно инструменты и технологии могут быть применены в цирковых организациях для интеграции глобальных социально-культурных трендов.В современной России можно выделить 4 типа организаций, которые входят в зону циркового искусства. 1.Частные передвижные цирки.2.Частные прокатные компании (прокатчики).3.Самостоятельные государственные цирки.4.Российская государственная цирковая компания - Росгосцирк. Хочется отметить, что само понятие «Российский цирк» – неразрывно связано с компанией «Росгосцирк». Это – самая крупная в мире цирковая компания, которая уже более 100 лет осуществляет цирковую гастрольную деятельность в России и за рубежом. Компания «Росгосцирк» является «ядром» цирковой системы в России и функционирует в организационно-правовой форме федерального казенного предприятия. В настоящее время Росгосцирк выполняет несколько основных функций: работодатель для цирковых артистов, создание новых цирковых программ (продукта), распространение циркового продукта, управление своим имущественным комплексом. Росгосцирк является предприятием цирковой отрасли с самым большим имущественным комплексом – 38 стационарных цирков и пять цирков - шапито. Штатная численность сотрудников компании достигает 4500 человек. С целью защиты профессиональных интересов работников цирка создан Профсоюзный комитет ФКП «Росгосцирк». В системе Росгосцирка действует Центр Циркового искусства – уникальная площадка для создания цирковых программ и номеров, Московский художественно-производственный комбинат – экспериментальная лаборатория с привлечением современных технологов и инженеров для создания новых уникальных аппаратов, реквизита, декораций, чем всегда и славился российский цирк.Для сравнения: в Цирк ДюСоллей также имеется собственный аналог производственного комбината, аналог центра по разработке программ и сопоставимое количество сотрудников (4 тыс. чел., из которых артистов – 1,3 тыс. чел.). Однако, все сотрудники и артисты Цирк ДюСоллей работают в рамках жёстких контрактов без социальных гарантий, в отличие от Росгосцирка. Цирк ДюСолей берет готовых артистов в рамках кастингов. Тогда как Росгосцирк уделяет особое внимание «взращиванию» артистов в рамках училищ. Цирк ДюСолей не умеет работать с животными. А вся деятельность Цирк ДюСолей носит исключительно коммерческий характер. Тогда как Росгосцирк реализует огромный комплекс социальных, просветительских и благотворительных программ.Таким образом, с точки зрения управления организации, даже такой огромный механизм как Цирк ДюСоллей является более простым и тривиальным, чем Росгосцирк. Интеграция новых технологий управлений и организации деятельности требует тщательного подхода и предварительного теоретико-методологического осмысления.Одной из перспективных современных технологий организации деятельности учреждения, которая может быть использована в системе Росгосцирка для адаптации деятельности организации к современным условиям – парадигма распределенных усилий 10% на 30% на 60% [2, с.1]:•10% усилий сосредоточено на том, что дает быстрые и видимые результаты •30% усилий сосредоточены на достаточно быстрых и видимых, но глобальных и новых результатах •60% усилий сосредоточено на решении базовых проблем, которые дают долгосрочный результат и без которых невозможно стратегическое развитие отрасли. Исходя из практического опыта работы – сформируем модельную проекцию данного подхода на организацию деятельности государственного цирка:10% - технологии «быстрых» побед и результатов: 1.Новый формат работы в социальных сетях.Росгосцирк как управляющая компания имеет свои аккаунты, которые следуют за тенденциями. Но вместе с тем, каждый цирк в рамках системы ведёт собственные системы вне единой политики, общих стандартов и часто – современных трендов. Между тем, социальные сети - один из наиболее эффективных каналов взаимодействия с аудиторией и повышения зрительского интереса. Для повышения их эффективности, работы в социальных сетях должны строиться в соответствии с актуальными трендами. В рамках повышения уровня соответствия текущих аккаунтов новым трендам рекомендуется сформировать для всех аккаунтов единую политику.2.Онлайн-коммуникации и регулярные встречи с коллективами, в рамках которых будут происходить обсуждения и принятие действий, необходимых мер и мероприятий. Это удовлетворит запрос на Открытость и поможет сформировать общение понимание целей и задач.3.Разработка единых стандартов и регламентация процессов. Это удовлетворит запрос на систематизацию управления и внедрение новых, современных стандартов управления и качества.4.Современный маркетинг (включая цифровой), обновление визуальной составляющей, разработка и внедрение номенклатуры сувенирной продукции,30% - технологии видимых изменений/нововведений 1.Разработка цифровой платформы развития цирковой отрасли, активное вхождение в диджитал среду (соцсети, блогплатформы, группы, сообщества и т.д.). 2.Формирование единого внутрикорпоративного информационного пространства.Росгосцирк - очень масштабное и географически разобщенное учреждение, покрывающая 50% нашей страны. Филиалы Росгосцирка находятся в каждом крупном городе и расположены в разных часовых поясах. Данная специфика ставит особые задачи в рамках формирования единого корпоративного пространства сотрудников Росгосцирка. 3.Создание Корпоративного университета Росгосцирка, развитие кадров (управленческих, творческих). Учитывая специфику Росгосцирка, мета-целью становится возрождение значимости, статуса и престижа профессии «Артист цирка», а также работа с цирковой молодежью. При этом, важно не забыть решить управленческие задачи: создать собственный кадровый резерв менеджеров и цирковых продюсеров.4.Привлечение экспертов и лидеров мнений к работе по повышению зрительского интереса.Восприятие лидеров мнений принципиально важно. Так как именно они задают и формируют стандарты и модели для циркового сообщества.5.Унификация технологий: стандарты регламенты для всех, оргстурктуры, внутрикорпоративного взаимодействия, вертикальной и горизонтальной связи, системы мотивации, системы должностных обязанностей и т.д.60% - решение системообразующих стратегических вопросов1.Ремонт цирков,Данные работы на текущий момент ведутся. Их необходимо продолжать. 2.GR-задачи,3.Повышение качества инфраструктуры,4.Постоянное совершенствование качества цирковых номеров и шоу и др. Таким образом, организация работы по формуле 10% на 30% на 60% позволит дать быстрые ответы на ряд запросов и ожиданий аудитории. Вместе с тем – покажет новизну глобальных проектов и, самое главное – даст время на решение глобальных системообразующих проблем. Это позволит осуществить необходимый прорыв в повышении капитализации Бренда Росгосцирк для Государства, Отрасли и сотрудников Цирка.В целом, работа в рамках перспективных направлений деятельности позволяет говорить о повышении эффективность управления компанией, создании необходимых инструментов для производства востребованного циркового продукта, повышение его художественно-эстетического уровня, усовершенствования механизмов осуществления гастрольно-прокатной деятельности, расширении зрительской аудитории как в России, так и за рубежом и возвращение заслуженно лидирующих позиций российского цирка на международной арене.Фактической задачей в рамках данного направления является формирование сильного зонтичного бренда Росгосцирка и эффективная интеграция в него локальных брендов 43 региональных цирков.С учетом масштаба организации, широкого охвата зрителей (более 5 млн. человек), колоссального количества сотрудников (около 15 тысяч человек), дивизионной организации, географической разобщенности решение данной задачи возможно только при глубоком внедрении инновационных технологий в процесс менеджмента, коммуникаций со зрителями и сотрудниками.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бортникова Т.С. ИНТЕГРАЦИЯ НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРЕНДОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦИРКА // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 344 - 351. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13205 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13205



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.