'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 1
  4. Научная статья № 46

Просмотры  17 просмотров

Житникова И.В., Урумова Ф.М.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено понятие «образовательная политика». Перечислена структура системы управления образованием в России. Выявлены Особенности реализации образовательной политики.   

Ключевые слова:
образовательная политика, система образования, требования к современной системе образования   


Образовательная политика является одной из важнейших составляющих общей государственной политики. Она выступает в качестве инструмента обеспечения базовых прав и свобод личности, определяет темпы социально-экономического развития, научно-технического прогресса, повышения культурного уровня общества. Многие специалисты по гуманитарным наукам рассматривают политику в области образования не как самостоятельное направление, а как одну из составляющих общей социальной или культурной политики [2,3]. На основании этого можно заключить, что роль образования и образовательной политики в обществе в значительной степени недооценивается научным сообществом. В то же время, в российском законодательстве политика в области образования не только выделяется в качестве отдельного самостоятельного направления государственной политики, но еще в 1992 г., согласно п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» [1] была провозглашена приоритетным направлением.В общем виде государственная образовательная политика может рассматриваться как одно из направлений внутренней политики государства, целью которой является формирование экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для реализации функций образования. Последние включают в себя формирование способности личности к самореализации, воспроизводство кадрового потенциала и подготовка кадровых резервов общества, воспитание подрастающего поколения в соответствии с принятой системой социальных норм и общественных ценностей.Одновременно с этим государственная образовательная политика как составная часть общей государственной политики, определяет рамки деятельности физических и юридических лиц. Аналогично другим направлениям внутренней политики, политика в области образования устанавливает следующие позиции политического пространства и, соответственно, ограничители свободы выбора:финансово-экономическая, регламентирующая принципы и структуру финансирования образовательной сферы,правовая, устанавливающая правила и запреты в образовательном процессе,культурно-идеологическая, включающая в себя установки и ценностные ориентации общественного сознания, влияющие как на содержание образовательных программ, так и на управленческие решения. Московская область является важным научным и образовательным центром России. Система образования Московской области включает в себя около 4 тыс. образовательных учреждений с контингентом обучающихся и воспитанников более 1 млн. человек. В системе образования задействовано около 113 тыс. работников. Подмосковье является одним из лидеров по качеству образования среди регионов России. В 2022-2023 учебном году более 600 выпускников сдали ЕГЭ на 100 баллов. 375 учащихся московских школ стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников, на Международных олимпиадах представители Московской области выиграли 43 медали. В связи с этим рассмотрение реализации образовательной политики в данном субъекте Российской Федерации представляет значительный интерес.В общем виде структура системы управления образованием в России представлена на рисунке 1.Образовательная политика РФ отражает общенациональные интересы в сфере образования и в то же время учитывает общие тенденции мирового развития. Среди наиболее значимых общемировых тенденций, которые определяют требования к современной системе образования, можно выделить следующие:ускорение темпов развития общества и научно-технического прогресса, вследствие чего возникает потребность в подготовке людей к жизни в быстро меняющихся условиях,расширение масштабов международного взаимодействия и межкультурного диалога, в связи, с чем большую значимость приобретают факторы толерантности и коммуникабельности,увеличение числа и рост масштабов уже существующих общемировых проблем, решение которых может быть найдено лишь в результате международного сотрудничества, что требует формирования у молодого поколения навыков мышления глобальными категориями,структурные изменения в сфере занятости, связанные с развитием инновационных отраслей экономики и выражающиеся в востребованности высококвалифицированных работников и сокращении сферы неквалифицированного труда, что, в свою очередь, обусловливает потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации работников, росте их профессиональной мобильности [4].Таким образом, систему образовательной политики в Российской Федерации можно рассматривать как совокупность образовательных стандартов, требований и программ различного уровня, регламентирующих порядок и формы деятельности образовательных учреждений, контроль над соблюдением которых возлагается на уполномоченные органы государственной и муниципальной власти, а также подведомственные им организации. Московская область является вторым по численности населения и объему регионального бюджета субъектом Российской Федерации. Кроме того, регион расположен в непосредственной близости от столицы России, что в значительной степени влияет на региональную политику во всех областях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Житникова И.В., Урумова Ф.М. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 296 - 301. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13195 (дата обращения: 19.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13195



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.