'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (72) том 1
  4. Научная статья № 36

Просмотры  13 просмотров

Нифанов П.А.

  


ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ КАК ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются этапы развития и становления институтов государственной охраны и правового регулирования их деятельности в Российской Федерации, начиная с XVI века. Анализируются предпосылки внутренних изменений структуры государственной охраны. Сделаны выводы о влиянии истории становления государственной охранной деятельности на современное положение соответствующих органов в системе национальной безопасности Российской Федерации.   

Ключевые слова:
царская охрана, национальная безопасность, охрана первых лиц, государственная охрана, военная служба, органы специального назначения   


Наиболее ранние письменные источники, содержащие сведения о великокняжеской и царской охране в Российском государстве, относятся к периоду правления Ивана Грозного. В частности, решением Боярской думы в августе 1555 г. 2 тыс. дворцовых стрельцов были наделены землей рядом с Московским Кремлем, поскольку царю требовалось их постоянное присутствие в целях обороны и обеспечения сохранности государственной казны. К ХVII веку охрана царя оформилась в крупную и достаточно эффективную систему, соответствующую опасностям Смутного времени. Одним из ярких государственных деятелей периода правления царя Алексея Михайловича (1645-1676), с именем которого связаны мероприятия по совершенствованию охраны, был А.С. Матвеев. Он приложил много сил для создания системы безопасности и охраны царя, а также для обеспечения разведки и контрразведки. Так, с подачи Матвеева в Соборное уложение 1649 г. были включены положения о защите жизни, здоровья и достоинства царя.Сложившаяся при Петре I практика охраны с некоторыми непринципиальными изменениями сохранялась вплоть до начала ХIХ века. Масштабное реформирование системы охраны произошло после восстания декабристов 14 декабря 1825 г., в котором гвардейцы не остались в стороне. Для усиления противодействия антимонархическим процессам было сформировано специальное подразделение охраны в императорской канцелярии – так называемое «третье отделение», которое включило шесть «экспедиций» и «секретную часть». В 1828 г. Николай I учредил императорский конвой - первое профессиональное постоянно действующее специальное подразделение, предназначенного для охраны императора. Его основу составила лейб-гвардия «Черноморская сотня», сформированная в мае 1811 г. для сопровождения императора Александра I в заграничных походах русской армии в 1813-1814 гг. Позже она была переименована в эскадрон.К первой половине 1860-х годов подразделения императорской охраны оформились в полноценную систему, которую составляли, это гвардейские полки, элитные эскадроны императорского конвоя, Рота дворцовых гренадер, третье отделение императорской канцелярии, отдельный корпус жандармов с общеимперской полицией. 11 августа 1881 г. Александр III утвердил проекты штатов охранных структур и «Положение об охране Его Величества». Деятельность новой структуры была направлена исключительно на выполнение функции охраны и всестороннего обеспечения безопасности императора и августейшей семьи. Так было завершено правовое оформление специальной службы, открывшей новый этап в развитии института государственной охраны в России.В мае 1890 г. было утверждено новое Положение, устранившее многие недостатки в организации службы и повседневной жизни императорского: увеличился его штат, эскадроны переименованы в сотни, всем чинам присвоены казачьи воинские звания. В состав новой специальной службы вошла и Рота дворцовых гренадер. Учрежденная еще в царствование Николая I как парадно-боевая единица, костяк которой составили герои Отечественной войны 1812 г. Начало в 1914 г. Первой мировой войны повлекло определенные изменения в организации охраны. В частности, специальная межведомственная комиссия выработала новую схему охраны железнодорожных путей и императорского поезда, отказавшись от привлечения воинских частей. Непосредственная охрана была возложена на Корпус жандармов, которому были подчинены воинские части, вызывавшиеся только по мере необходимости. Новая инструкция по охране железнодорожного пути в упрощенном виде вступила в силу в феврале 1914 г.Совершенствование имеющихся подразделений и системы охраны в целом продолжалось и в годы Первой мировой войны. Развитие системы государственной охраны шло по пути совершенствования спецслужб. В частности, в 1915-1916 гг. намечалось учреждение «особой комиссии по выработке общей для всей империи инструкции по охране», за которой, безусловно, должно было последовать коренное реформирование системы государственной охраны и существующих специальных органов. Однако революция 1917 г. оставила эти проекты нереализованными. С конца 1917 года в России сложилась крайне напряженная обстановка. Гражданская война осложнялась выступлениями внутренней оппозиции, использованием тактики индивидуального террора против руководителей советского государства. В ВЧК эта функция была возложена на оперативное отделение при Президиуме Всероссийской Чрезвычайной комиссии. 14 сотрудников подразделения, под руководством А.Я. Беленького, кроме выполнения охранных функций (безопасность митингов и собраний), вели наружное наблюдение, боролись с бандитизмом и спекуляцией. В 1930 году Специальное отделение было упразднено, а его функции передали в Оперативный отдел ОГПУ (руководитель — К.В. Паукер). Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, в составе которого мощным оперативным звеном стало Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР).26 февраля 1941 года был издан приказ Народного Комиссариата Государственной Безопасности СССР «Об организации управлений и отделов Наркомата Государственной Безопасности и назначении руководящего состава этих управлений и отделов». Усиленный вариант несения службы был введён в подразделениях личной охраны с первого дня войны. В начале войны, имея на отдельных, порой ключевых направлениях достаточно утяжеленную и неповоротливую для военного времени структуру, 1 отдел НКГБ СССР реорганизуется и входит в состав объединенного НКВД СССР. С 1946 года и до смерти И.В. Сталина, произошел ряд реорганизаций государственных органов, после чего 5 марта 1953 года на совместном заседании ЦК КПСС, СМ СССР и ПВС СССР было принято решение об объединении МГБ СССР и МВД СССР, и уже 14 марта было создано единое министерство – Министерство внутренних дел СССР. В 1976 году началось повышение статуса КГБ СССР, в результате которого 5 июля 1978 года КГБ при СМ СССР был преобразован в Комитет государственной безопасности СССР. 27 февраля 1990 года 9 Управление КГБ СССР упраздняется, его функции возлагаются на созданную Службу охраны КГБ СССР, а с 1 сентября 1991 года – на Управление охраны при аппарате Президента СССР. Указом Президента СССР от 22 октября 1991 года утверждается штат Управления охраны при аппарате Президента СССР, куда входит и 1 отдел (личная охрана, эпизодические охранные мероприятия и работа с иностранными делегациями). После событий 1991 года Управление охраны при АП СССР было преобразовано в Главное управление охраны Российской Федерации (далее – ГУО России). В 1996 году система государственной охраны приобретает более современные очертания, соответствующие политическому курсу Российской Федерации, а ее правовое регулирование систематизируется, хотя в будущем претерпит еще немало изменений. В качестве основы новых общественных отношений в сфере государственной охраны 27.05.1996 был принят соответствующий федеральный закон. 02.07.1996 Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин поручил внедрить в структуру вновь созданного органа Службу безопасности Президента. В период с 1996 по 2004 год был принят ряд организационно-распорядительных документов и нормативно-правовых актов, укрепляющих позиции ФСО России в системе национальной безопасности. Так, Указом Президента РФ от 07.08.2004 в состав ФСО России была включена Служба специальной связи и информации. Тот факт, что система государственной охраны вновь приобрела полномочия по регулированию правительственной связи и связи специального назначения, означает определенно «советский» подход к всеобъемлющему контролю в целях безопасности государственной власти. В наше время важная роль государственной охраны как одной из составляющих национальной безопасности прослеживается во многих нормативно-правовых актах и стратегических документах. Ключевую роль в становлении понятия «национальная безопасность» играет Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия). В ней определяются основы обеспечения национальной безопасности, ее структурные элементы. Важнейшими из национальных интересов является защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны. В настоящее время ведется подготовка Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2050 года (Стратегия-2050), которая обеспечит стабильное социально-экономическое развитие страны в долгосрочной перспективе с учетом сложившейся ситуации. 21 июля 2020 года Президент России подписал указ «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», которым были внесены коррективы в национальные цели развития Российской Федерации, уточнены целевые показатели, характеризующие их достижение, а горизонт планирования был увеличен до 2030 года.Из содержания этих документов можно сделать вывод, что политика российских властей в отношении стратегических целей государства и национальной безопасности последовательно не меняется. Тем не менее, 31.03.2023 Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был издан указ об утверждении новой Концепции внешней политики Российской Федерации в соответствии с масштабными дипломатическими изменениями. Необходимо отметить, что среди стратегических целей во внешнеполитической сфере обозначено обеспечение безопасности России, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности. Также среди приоритетных направлений названо противодействие вмешательству во внутренние дела суверенных государств для осложнения внутриполитической ситуации, неконституционной смены власти или нарушения территориальной целостности. Таким образом, правовой анализ исторических аспектов развития системы государственной охраны позволяет выделить несколько периодов ее становления и развития:I этап (подготовительный) - становление государственной охраны характеризуется стремлением монархии сохранить под контролем государственное имущество, личная оборона царя вторична и не требует присутствия большого числа воинов в его личных границах,II этап (смутный) - связан с уклоном государственной охраны в сторону защиты царя, и это мотивируется прежде всего патриотическими задачами (защитой государства в лице государевом),III этап (антиреволюционный) – многоаспектное правовое оформление системы государственной охраны императора и его семьи, оформление разведывательных и секретных специальных подразделений для усиления личной охраны императора как меры противостояния террористической угрозе в лице революционеров, предотвращение антимонархических настроений,IV этап (советский) - характеризовался расширением полномочий государственной охраны, которые включали в себя физическую защиту, обеспечение безопасности митингов и собраний, борьбу с бандитизмом, терроризмом, спекуляцией.V этап (переходный) – связан с масштабным переустройством государственной власти в 1990-е годы, попытками преобразовать советскую систему государственной охраны в более открытую, но при этом эффективно функционирующую и отвечающую целям национальной безопасности.VI этап (современный) – правовое обозначение системы государственной охраны как важного элемента национальной безопасности, включающего в себя полномочия различных государственных органов по обеспечению общественного порядка, эффективной правоохранительной деятельности и при этом выполнения первоначальной функции – личной охраны первых лиц государства, защиты важных государственных объектов от внешних и внутренних угроз.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (72) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Нифанов П.А. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ КАК ЭЛЕМЕНТА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №3 (72) том 1. С. 234 - 241. 2024 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/13185 (дата обращения: 18.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/13185



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2024.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.